Елена Исаева
Проект по реализации мордовского компонента «Культура и традиции народов моей малой Родины»
▼ Скачать +Заказ
«Культура и традиции народов моей малой Родины»
Автор:
Исаева Елена Петровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Улыбка» села Кильдюшево»
.
Оглавление
Введение 4
Основная часть. Основные направления в работе по реализации проекта 7
Перспективное планирование мероприятий по реализации проекта
«Культура и традиции народов моей малой Родины» 9
Заключение 17
Публикация «Проект по реализации мордовского компонента „Культура и традиции народов моей малой Родины“» размещена в разделах
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Список используемой литературы 18
Приложения
Введение
Где и когда бы мы не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…».
Дошкольный возраст - самый благоприятный возраст для воспитания любви к малой родине, к культуре своего народа и традициям.
Именно через народные традиции ребенок может развиваться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх. Участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Именно в дошкольном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного! Если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором он живёт, о его стране и предках. Если продолжать знакомить ребенка в детском саду с народными традициями, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность. Данная тема для нас важна, так как наш небольшой сельский детский сад посещают дети нескольких национальностей: мордва, чуваши, русские и татары. Но мало кто из детей говорит на родном языке и знает традиции и культуру своего народа. Актуальность проблемы позволила нам определиться с выбором темы проекта.
Культура народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции. Знание культуры народа обогащает нас пониманием того, кто мы, что нас объединяет, во имя чего мы живем.
Цели проекта :
объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
обогащение социального опыта дошкольников и приобщение к традициям и обычаям культуры народов малой Родины.
Задачи проекта :
расширить знания о жизни людей, живущих на территории малой родины в селе Кильдюшево Тетюшского района, их обычаях, традициях, фольклоре;
познакомить с национальной одеждой народов малой Родины;
дать представления о национальных особенностях жилищ мордвы, татар, русских, чуваш;
приобщать детей и родителей к народным играм, праздникам;
воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;
привлечь родителей и социум к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, к совместному созданию в группе предметно – развивающей среды соответствующей тематики, к активному совместному участию в праздниках, играх.
Методы проекта : наблюдение, совместные творческие игры, познавательная деятельность, драматизация, выставочная деятельность, методы музейной педагогики, презентации.
Участники проекта : дети младшей и старшей разновозрастной групп, родители, педагогические работники детского сада и Кильдюшевской СОШ, библиотекари школьной и сельской библиотек, художественный руководитель СДК.
Тип проекта : групповой, с привлечением родителей, фронтальный.
Сроки проекта : долгосрочный, с октября по июль.
Вид проекта : комплексный.
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный. Обсуждение целей и задач проекта с родителями, детьми, библиотекарями, учителями, художественным руководителем СДК, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлению проекта.
3 этап – итоговый. Сбор и обработка методических и практических материалов, анализ выполненных целей и задач.
Обеспечение проектной деятельности :
1) методические:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013;
- Валдоня (Светлячок). Программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений Мордовской Республики, Саранск 2001;
- К. В. Закирова. «На поляне детства», Казань, 2011.
2) материально-техническое обеспечение:
Реализация проекта осуществляется с использованием аудио и мультимедийного оборудования, дидактических пособий, предметно-пространственной развивающей среды, а также оборудования, национальных костюмов, художественной литературы, музейных экспонатов, основных фондов библиотеки Кильдюшевского сельского поселения, СДК.
Предполагаемые результаты реализации проекта :
Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир культур мордовской, русской, татарской, чувашской национальностей, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родное село, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формировать у них представление о себе и других как о личности.
Основная часть
Основные направления работы по реализации проекта
1) Игровая деятельность
Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. Изучение народных игр.
2) Социально – нравственное воспитание
Изучение традиций и обрядов народов малой Родины.
3) Речевое развитие
Знакомство с фольклором русских, татар, мордвы, чуваш (потешки, сказки, пословицы, поговорки)
4) Ознакомление с окружающим: Формирование представления о том, что такое планета Земля, какие люди живут на Земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.
5) Художественная литература
Знакомство с поэзией и сказками народов малой Родины.
6) Изобразительная деятельность
Изучение народного декоративно-прикладного искусства.
Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.
7) Музыка
Знакомство с народными праздниками. Изучение народных песен, танцев, песен патриотического содержания.
Создание условий в ДОУ:
Оборудование национальных уголков в группах;
Пополнение мини-музея национальной культуры;
Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса, дидактического материала;
Создание картотеки игр разных народов;
Обеспечение условий для развития толерантности;
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, разработка дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.
Средства реализации проекта :
устное народное творчество;
художественная литература;
музыкальное народное творчество;
декоративно-прикладное искусство, живопись;
народные праздники, обряды, традиции;
игра, народные игрушки, куклы в национальных костюмах.
Перспективное планирование мероприятий по реализации проекта
«Культура и традиции народов моей малой Родины»
Тема, цель Период Мероприятия с детьми Мероприятия с родителями
«Мое село, моя страна, моя планета»
Цель:
расширение представлений детей о родном крае.
Задачи:
- воспитание любви к «малой Родине»;
- закрепление знаний детей о том, что в селе Кильдюшево живут люди разных национальностей: мордва, татары, русские, чуваши.
- развитие образного восприятия, познавательного интереса детей.
октябрь
1. Экскурсия по селу.
2. Конструирование с крупным строительным материалом «Улица нашего села».
3. Рисование «Дом, в котором я живу».
4. Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов о родном крае.
5. Знакомство с книгой О. Н. Евсеева о селе Кильдюшево «В веренице времен».
6. Экскурсия в сельскую библиотеку.
7. Рассматривание предметов быта (чугунок, ухват, корыто, маслобойка, прялка, угольный утюг).
8. Просмотр презентации «Ты село мое родное»
9. «Осенний праздник «С мбел ”. 1. Знакомство родителей с содержанием работы по проекту.
2. Анкетирование родителей по теме «Приобщение детей к истокам культуры народов малой Родины».
3. Подборка иллюстраций, открыток, видеоматериала о родном крае.
4. Совместные рисунки на тему «Я люблю свой край родной».
5. Консультация для родителей «Как привить ребенку чувства любви к малой Родине».
6. Принять участие в создании мини музея «Мордовская изба»
7. Знакомство детей с предметами быта, которые есть дома.
«День народного единства»
Цель:
расширять представление детей о родной стране, о государственных праздниках.
Задачи:
- ознакомление с историей России, Татарстана, села, рассказать о том, что мы живем в большой многонациональной стране;
- воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаями;
- знакомство с особенностями национальной одежды;
- развитие умения подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита.
ноябрь
декабрь 1. Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Мое Отечество - Россия».
2. Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Дружно живем в Татарстане».
3. Знакомство с книгой П. А. Чекмарева «Есть на Волге городок».
4. Беседа «Национальная мордовская, татарская, чувашская, русская одежда».
5. Просмотр видеоматериала «Национальная одежда народов Поволжья».
6. Дидактическая игра «Наряди куклу в национальный костюм».
7. Рисование «Куклы в национальных костюмах».
8. Коллективная аппликация «Дружный хоровод».
9. Разучивание мордовского и татарского народных танцев к празднику «День Матери».
10. Участие в викторине «Секреты бабушкиного сундучка»
совместно со школой и библиотекой
11. Игры в уголке ряженья.
12. Вечер загадок.
13. Чтение народных сказок.
14. Мастер-класс от родителей «Колокольчики на елку».
15. Разучивание национальных подвижных игр. 1. Помощь родителей в изготовление национальных
костюмов (тюбетейка, камзол, сарафан, изготовление украшений).
2. Совместная деятельность родителей и детей дома с раскрасками «Национальный орнамент».
3. Помощь родителей в изготовлении атрибутов для танца.
4. Подготовка видеоматериала о татарском национальном празднике.
5. Участие в викторине «Секреты бабушкиного сундучка».
6. Совместное слушание дома с детьми татарской, мордовской, русской, чувашской музыки.
7. Чтение народных сказок.
8. Подготовка мастер-класса для детей «Колокольчики на ёлку» (Семанина Л. А).
«Национальная кухня народов малой Родины»
Цель:
знакомство детей с традициями гостеприимства мордовской, татарской, русской семьи.
Задачи:
- расширение знаний об особенностях национальной кухни;
- воспитание внимания, интереса детей к традициям мордовского, татарского, русского, чувашского народа. январь
февраль
март 1. Праздник совместно с СДК, сельской библиотекой «Рождественская звезда» (во время зимних каникул).
2. Проведение чувашского национального праздника «Сурхури».
3. Экскурсия на родник. Знакомство с православным праздником Крещение.
4. Знакомство с традициями сельских жителей.
5. Презентация «Блюда разных народов».
6. Экскурсия к бабушке Нине с целью знакомства с мордовским национальным блюдом «Малинкат», которые пекутся на рождество.
7. Мастер-класс «Татарские национальные блюда из соленого теста» (проводят родители).
8. Лепка «Мое любимое блюдо».
9. Сюжетно-ролевая игра «Азалия и Лена ждут гостей».
10. Праздник совместно с Кильдюшевской школой ко дню родного языка «Пою тебе, мой край родной».
11. Праздник совместно с Кильдюшевской школой, сельской библиотекой, СДК и родителями «Масленица».
12. Чтение народных сказок.
13. Выставка национальных блюд и совместное чаепитие.
14. Татарский праздник «Науруз». 1. Участие в оформлении площадки для проведения праздника.
2. Просмотреть фотографии, фильмы о том, как в старину наши предки катались на Крещение на лошадях.
3. Чтение русских народных сказок
4. Подборка открыток и рецептов национальной кухни народов малой Родины.
5. Приготовить все необходимое для проведения мастер класса с детьми (Тазеева Миляуша)
6. Чтение татарских народных сказок
7. Консультация для родителей «Масленичная неделя».
8. Попросить родителей приготовить блины на праздник, сшить сарафаны для девочек.
15. Попросить мам, бабушек приготовить национальные блюда на праздник «Дочки-Матери».
«Народные музыкальные инструменты и народные игрушки»
Цель:
расширить представление о народных игрушках (матрешка, бирюлька, лошадка, кукла-берегиня).
Задача:
Знакомство с национальным декоративно-прикладным искусством. апрель
май
июль 1. Презентация «Национальные музыкальные инструменты».
2. Рассматривание музыкальных инструментов.
3. Игры в уголке ряжения.
4. Хороводные игры «Каравай», «Карусели», «Заря заряница».
5. Мастер-класс «Изготовление куклы – носочницы» (проводят родители).
6. Изготовление аппликации для участия в районном конкурсе, посвященном 100–летию ТАССР «Цвети мой Татарстан».
7. Музыкальная дидактическая игра
«Угадай, что звучит?».
8. Разучивание мордовских песен, русских закличек.
9. Христианский праздник «Пасха».
10. Беседа «Игрушки дедушек и бабушек».
11. Чтение пословиц, поговорок.
12. Экскурсия в мини-музей для знакомства с искусством вышивки и работами сельских рукодельниц.
13. Мастер-класс от родителей
«Красивая салфеточка» (вышивание салфетки крестиком) (проводят родители).
14. Разучивание мордовских подвижных игр.
15. Разучивание закличек, потешек.
16. Проведение татарского национального праздника «Сабантуй».
17. Разучивание татарских подвижных игр.
18. Знакомство с мордовским национальным обрядом к празднику Троица «Офтонь якафтомат».
19. Разучивание чувашских подвижных игр.
20. Участие в республиканском празднике мордовской культуры «Валда Шинясь», проводимом в с. Кильдюшево. 1. Участие в выставке народных музыкальных инструментов.
2. Подготовка мастер-класса «Изготовление куклы – носочницы» (Лабазова И. Г.)
3. Участие родителей в праздниках.
4. Подготовка к выставке старинных игрушек «Игрушки наших бабушек».
5. Пополнение мини-музея детского сада образцами национальной вышивки.
6. Подготовка мастер-класса «Красивая салфеточка» (Нестерова Г. А.)
7. Нетрадиционное родительское собрание «Культура и традиции нашей семьи».
8. Разучивание с детьми закличек, потешек.
9. Подготовка костюмов и атрибутов для участия в празднике «Валда Шинясь».
Заключение
Работая над проектом «Культура и традиции народов моей малой Родины» закончена. Подводя итоги мы испытываем огромное удовлетворение от проделанной работы. Реализация этого проекта способствовала расширению представления о многообразии народов, проживающих на территории нашего села, развитию у детей познавательного интереса через знакомство с культурой, музыкой, играми, танцами народов малой Родины. В период реализации проекта вызвали интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения.
Таким образом, такая углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам народной культуры имеет положительные результаты:
1) у детей расширены знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;
2) обогащён словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;
3) у детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;
4) у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
5) у детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;
6) развита эмоционально-волевая сфера;
7) воспитываются патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе.
Список литературы
1. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. «Народные праздники в детском саду» М. : Детство - Пресс, 2010.
2. В. П. Ватаман. «Воспитание детей на традициях народной культуры» М. : ТЦ Сфера,
3. Т. П. Гаранина «Семейные традиции и их роль в воспитании детей».
4. Р. И. Жуковская и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов». Под ред. Козловой С. А. - М. : Просвещение, 1990.
5. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением» МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2015.
6. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Творческий центр СФЕРА, 2007
7. ВАЛДОНЯ (Светлячок). Программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений Мордовской Республики, Саранск 2001.
8. Р. А. Файзуллина «Татарская поэзия и фольклор в детском саду», Казань 1982.
9. ТАМ, НА РЕКЕ РАВ… (Сборник научно этнографических, исторических статей, Казань, 2013.
10. Т. П. Прокина «Мордовский национальный костюм». Мордовское книжное издательство, 2007.
11. А. И. Осипова «Хрестоматия для детских садов на мордовском языке», Саранск, 2009.
12. Р. А. Бурганова «Татарский орнамент в изобразительной деятельности», Казань, 2002.
13. О. Н. Евсеев. «В веренице времен», Тетюши, 2013.
14. К. В. Закирова. «На поляне детства», Казань, 2011.
15. О. А. Скоролупова. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». – М. : ООО «Издательство скрипторий», 2006.
16. И. Г. Гаврлова «Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ». «Детство-Пресс», 2008.
17. А. Лапшина «Календарные и народные праздники в детском саду». Выпуск 1. Осень – зима. – Волгоград, «Учитель», 2003.