Любовь Маскова
Проект «Кукла из бабушкиного детства» в средней группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Заринский детский сад «Солнышко»
Тема проекта
«Кукла из бабушкиного детства»
Подготовила : воспитатель средней группы Маскова Любовь Рахмановна
2017г.
Проект
«Кукла из бабушкиного детства»
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: педагоги, родители, дети средней группы.
Сроки реализации: октябрь 2017 года
Публикация «Проект „Кукла из бабушкиного детства“ в средней группе» размещена в разделах
Конечный результат. Выставки. Подарки для родителей.
Проблема: В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные.
Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Цель проекта: формирование у детей 4 – 5 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.
Задачи:
1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;
2. Развивать мелкую моторику рук детей.
3. Воспитать чувство патриотизма, уважения и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа. 4. Воспитать усидчивость, сотрудничество, доброжелательность.
5. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;
6. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагогов над выбранной темой
Материал:
1. куклы семьи и детского сада;
2. книги, иллюстрации, презентации по теме;
3. материалы для изготовления кукол
4. ноутбук, аудиозаписи русских народных мелодий
План работы
Этапы работы над проектом.
I Этап. Подготовительный этап
Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т. д.).
Разработка плана по реализации проекта.
II Этап. Основной этап
Рассматривание иллюстраций, альбомов «Русская изба» (знакомство с бытом русского народа).
Беседы: «История возникновения тряпичной куклы» «Как выглядели куклы раньше» «Почему у народной куклы нет лица» «Игрушки наших прапрабабушек».
Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Кубышка – травница»; «Пеленашка»; «День и Ночь»; «Мартинички», «Кувадка».
Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»; «Куклы в русских народных играх и обрядах»
Продуктивная деятельность детей (изготовление кукол «Пеленашка»; «Кувадка»).
Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).
Работа с родителями:
Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»; «Мудрые игрушки наших предков»; «Тряпичная кукла в развитии творчества детей».
Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т. д.).
Мастер – класс «Изготовление куклы «Кувадки».
III Этап. Заключительный этап
В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:
была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды
освоена технология выполнения куклы-оберега
изготовлены образцы кукол
проведен мастер-класс по изготовлению оберега -куклы «Кувадки»
оформлена выставка совместных работ детей и родителей «Куклы-обереги».
План реализации проекта
Образовательные области :«Познавательное развитие»,«Социально-коммуникативное развитие»
Виды деятельности:
Рассматривание иллюстраций «Русская изба».
Беседы: «Быт русского народа»; «Праздники на Руси»; «Чем играли наши бабушки»; «Зачем нашим предкам были нужны куклы».
Составление творческих рассказов «Что мы знаем о русской избе».
НОД: «Путешествие в прошлое куклы»; «Куклы наших бабушек»; «Тряпичные куклы обереги».
Занятия – эксперименты: «Какие бывают виды тканей»; «Из какого материала легче сделать куклу».
Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри куклы»; «Одень куклу»; «Народные промыслы»; «Что бывает из соломы, дерева, ткани»; «Что лишнее?».
Просмотр презентаций «Праздники на Руси»; «Обрядовые куклы»; «Мир кукол наших предков».
«Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно – ролевые игры: «Крестьянская семья», «Дом»; «У бабушки в гостях».
Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину»; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах»;«Обереговые куклы».
Презентация: «Как жили люди на Руси». «Откройте бабушкин сундук, и вы увидите, что тут».
«Чтение художественной литературы»
Чтение: М. А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек». Стихи о матрешке, куклах В. Приходько, Т. Ладонщиков.
Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа
«Коляда. Коляда!»; «Как на Масляной неделе…»; «Масленица, Масленица».
«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование: «Кукла моей бабушки».
Аппликация: «Украсим кукле фартук».
Лепка: «Игрушки моей бабушки».
Конструирование: «Домик для кукол»; «Построим бабушкин сундук»; «Русская изба».
Развлечение: «День рождения куклы».
Хороводы: «Как пошли наши подружки»; «С вьюном я хожу».
«Физическая культура»
Подвижные игры: «Ручеек»; «Карусель»;
«Гори, гори, ясно».
Заключение
Вместе с детьми мы выяснили, что в бабушкином сундуке хранились тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно — прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которые были показаны. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.
Сегодня русские народные тряпичные куклы-обереги переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно в том, что она никогда не бывает холодной.
Нам удалось сделать все, что мы задумали, мы провели исследование о секретах бабушкиного сундука и раскрыли один из них — это тряпичные куклы-обереги, и они у нас получились. В результате работы над проектом реализовались поставленные задачи: 75% родителей с огромным желанием приняли участие в проекте; заинтересовались назначением и разнообразием тряпичных кукол-оберегов; выразили желание изготовить кукол для выставки; презентовали и поделились опытом изготовления кукол оберегов.
Дети познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в крестьянском быту с ее предназначением, освоили технологии изготовления некоторых из них.
Итоговый продукт:
Изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды.
Собрана информация о содержании «Бабушкиного сундука» и что в нем хранилось.
Освоена технология выполнения тряпичных кукол-оберегов «Пеленашка»; «Кувадка» с детьми.
Изготовлены образцы тряпичных кукол родителями для выставки.
Проведен мастер-класс для родителей (изготовление куклы- оберега «Кувадки».
Презентация проекта и выставки кукол-оберегов родителям и педагогам ДОУ.