портнягина лариса
Проект «Кто заботится о чистоте Байкала?»
▼ Скачать + Заказать документы
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 216 ОАО «РЖД»
Педагогический проект на тему:
«Кто заботится о чистоте Байкала?»
в подготовительной группе
Автор: воспитатель Портнягина Лариса Викторовна
Название проекта «Кто заботится о чистоте Байкала?»
Руководитель проекта Портнягина Лариса Викторовна
Участники проекта Дети подготовительной группы, воспитатели, педагог по подготовке к обучению грамоте, педагог – психолог, родители.
Публикация «Проект „Кто заботится о чистоте Байкала?“» размещена в разделах
Проблема, актуальность проекта Что будет если не очищать воду Байкала?
В наше время остро стоит проблема с загрязнением водоемов, исчезновением чистой воды и обитающих в ней рыб. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, безответственное отношение к природе приводит к экологической катастрофе.
Срок выполнения проекта Краткосрочный - 2 недели (18.10 - 29.10.23)
Вид проекта Информационно-практико-ориентированный.
Цель проекта создание условий для формирования у дошкольников представлений о значении и роли эндемиков озера Байкал, о необходимости сохранить уникальность озера.
Задачи проекта Для детей:
- расширить представления об эндемиках подводного мира озера Байкал.
- развивать интерес к озеру Байкал и его обитателям через художественное слово, дидактические игры, эксперименты, экскурсии, художественное слово.
- развивать любознательность, навыки исследовательской деятельности.
- воспитывать экологическую культуру поведения в природе, вызвать чувство ответственности за экологическое состояние озера, желание беречь Байкал и его обитателей.
Для родителей:
- привлечь родителей к экологическому воспитанию дошкольников.
- участие родителей в сборе информации по данной теме, в подборе художественной литературы.
- принять участие в экспериментах.
- организация экскурсии в «Байкальский музей»
- принять участие в онлайн – игре «Что, где, когда?»
Для педагога:
1. Разработать содержание совместной деятельности педагога с
детьми и родителями для формирования у дошкольников представлений о значении и роли эндемиков озера Байкал, о необходимости сохранить уникальность озера.
3. Способствовать развитию познавательного интереса детей.
4. Активизировать родителей для совместной реализации проекта.
Ожидаемые конечныерезультаты, важнейшие целевые
показатели: Для детей
- сформированные знания об эндемиках Байкала,
- сформированные умения самостоятельно искать информацию и презентовать её сверстникам.
- Формируются навыки познавательно - исследовательской и проектной деятельности ;
- обогащенная развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая реализовать творческий замысел в игре и
разных видах детской деятельности, а также создающая возможность для их личностного развития.
- Воспитание в детях предпосылок экологической культуры, гуманного, бережного отношения к природным богатствам нашей страны и природе в целом.
Для педагогов
- Повышение уровня компетентности в вопросах использования эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста.
Приобретение новых научных знаний о Байкале в процессе проектной деятельности.
- активизация интереса родителей воспитанников к участию в образовательной деятельности в ДОУ
- обогащенная развивающая предметно - пространственная среда в группе по экологическому воспитанию;
- сформированный банк методических материалов по теме проекта.
Для родителей
- Повышение уровня общей экологической культуры родителей.
-Актуализация представлений родителей о природоохранных мероприятиях по защите озера Байкал, повышение уровня компетентности в вопросах экологического воспитания детей.
- Возможность участия в пополнении и обогащении предметно-пространственной среды, выставках, акциях, мероприятиях.
- укрепление сотрудничества с дошкольным учреждением.
Продукт проектной деятельности Онлайн – игра с участием родителей «Что, где, когда?»
Этапы работы над проектом 1 этап: поисковый
2 этап: аналитический
3 этап: практический
4 этап: презентационный, рефлексивный
Необходимое оборудование Технические: доска смарт, ноутбук, принтер, оборудование «Типография», «Опытно – исследовательская лаборатория»
Методические наглядные пособия: альбомы, подбор художественных произведений о Байкале, видеофильмы, презентации, интерактивная игра, дидактические игры, экологические ребусы.
Список литературы Смотреть на страницу 8.
Этапы проекта «Кто заботится о чистоте Байкала?»
Этапы
проекта Деятельность воспитателя группы и специалистов ДОУ по проекту Деятельность детей
1 этап
(поисковый) Подготовка педагога к реализации проекта: ознакомление с уже имеющимся опытом, определение и выбор темы, материалов, оборудования.
Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности.
2 этап
(аналитический) Создание условий для реализации проекта: подбор иллюстраций, фотографий, видеофильмов, создание дидактических, интерактивных игр
Выбор вместе с детьми форм работы и сотрудничества с родителями, планирование. Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.
3 этап (практический) Проведение мероприятий с детьми, согласно разработанному тематическому плану.
Проведение
Организовать помощь родителей в подборе интересной информации для презентаций.
Запись видео–вопросов и ответов к игре «Что, где, когда?» Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:
Выполняют свою работу в рамках выбранного задания. Консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;
Ищут необходимые знания.
Готовят презентацию.
Проводят опыты в исследовательской «Лаборатории воды». Составляют схемы, алгоритмы наблюдений. Работают с оборудованием «Типография».
4 этап (презентационный рефлексивный) Обобщение материалов.
Оценка результатов достижений детей в формировании эффективности реализации проекта по ознакомлению детей с эндемиками Байкала.
Рефлексия. Проведение онлайн – игры «Что, где, когда?».
Перспективный план по проекту: для воспитанников подготовительной группы № 4
Этапы
проекта Деятельность воспитателя группы и специалистов ДОУ по проекту Деятельность детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
1 этап (поисковый)
Групповой сбор
1. Обсуждение проблемы «Что будет, если не очищать воду Байкала?»
2. «Кто чистит воду Байкала?»
3. «Модель трех вопросов»
• Что мы знаем об эндемиках Байкала?
• Что хотим узнать?
• Что надо сделать, чтобы это узнать? Дети отвечают: вода загрязнится.
Вопросы детей?
1. Кто из обитателей чистит воду в Байкале?
2. Как назывались исчезнувшие виды эндемиков?
3. Как приспособились к холодной воде?
4. Строение губки
5. Откуда на Байкале появилась нерпа?
1. Посмотреть энциклопедии.
2. Сходить в музей, библиотеку.
3. Спросить у родителей, взрослых.
4. Найти информацию в интернете.
5. Посмотреть передачу по телевизору. Центр книги: энциклопедии для рассматривания на тему «Байкал», презентация, иллюстрации.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей»
2 этап (аналитический) Ситуативный разговор:
Предлагаю провести игру «Что, где, когда?» Обсуждение: Что для этого будем делать?
Ответы детей:
1. Согласны
2. Собрать информацию из разных источников. Создать презентацию «Эндемики Байкала»
3. Распределение тем сообщений по желанию детей.
Центр книги:
Познакомить с темой проекта. Предложить родителям поучаствовать в онлайн – игре «Что, где, когда?» Подбор интересной информации, распечатка иллюстраций.
Просмотр дома познавательных фильмов по теме.
3 этап (практический)
Изобразительная деятельность:
Лепка «Нерпа с нерпёнком»
Рисование «Подводный мир Байкала»
Чтение детской художественной литературы:
Кассеньев П. «Беречь Байкал»
Загадки о обитателях Байкала.
Познавательно - исследовательская деятельность:
«Лаборатория воды»
Опыт «Очищение воды с помощью губки»
Опыт «Очищение воды с помощью фильтров»
Опыт «Сравни воду из разных водоёмов»
Составление схем, алгоритмов наблюдений.
Познавательная деятельность:
Викторина «Байкал – жемчужина Сибири»
Интерактивная игра «Покорми нерпу»
Работа с оборудованием типография «Эндемики»
Решение экологических ребусов.
Дидактические игры «Найди эндемиков Байкала», «Кто, чем питается?», «Собери рыбку», «Четвёртый лишний»
Проблемные ситуации:
«К чему приведет загрязнение воды?», «Если исчезнут все рачки из Байкала?», «Если не убирать мусор за собой?», «Кто такие эндемики?»
Коммуникативная деятельность
Презентация – сообщение «Эндемики Байкала»
Экскурсия в «Байкальский музей»
Игровая деятельность: Игра – путешествие «В гости к Байкалу»
Двигательная деятельность:
П/и. «Байкал волнуется раз…»
Музыкальная деятельность:
Слушание музыкальных произведений «Славное море – священный Байкал», «Звуки природы»
Конструирование:мосты, катера, переправа.
Лепят и рисуют обитателей Байкала.
Знакомятся с литературой по теме проекта.
Отгадывают загадки об обитателях Байкала.
Проводят опыты по очищению воды разными способами.
Проводят опыт по сравнению воды из разных водоёмов.
Участвуют в викторине
«Байкал – жемчужина Сибири»,подготовленной и проведённой педагогом – психологом.
Играют в интерактивную игру «Покорми нерпу», печатают названия эндемиков, подбирают иллюстрации с педагогом на занятии по подготовке к обучению грамоте,
Решают экологические ребусы.
Играют в дидактические игры
Решают проблемные ситуации
Представляют свои презентации: омуль, голомянка, рачок эпишура, турбеллярии, широколобки.
Посещают «Байкальский музей» в Листвянке.
Играют в игру - путешествие «В гости к Байкалу»
Играют в подвижные игры.
Конструируют из разных видов конструктора. Центр творчества: силуэты одежды народов Прибайкалья.
Картон, ватман, фломастеры, клей, кисточки, ножницы, цветная бумага и картон, скотч.
Картинки с изображением по теме лэпбука
Центр книги: книги о народах Прибайкалья
С детьми делают забор воды в водоёмах: озере Байкал, реке Ангара, реке Иркут, из источника деревни Куда, из карьера села Урик.
Изготавливают с детьми экологические ребусы.
Готовят с детьми сообщения «Эндемики Байкала»
Принимают участие в организации
экскурсии в «Байкальский музей»
4 этап (презентационный рефлексивный)
Утренний круг:
- подведение итогов
- рефлексия
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Подведение итогов:
оценивают проделанную работу, рассказывают о своем вкладе в реализацию проекта.
«Свободный микрофон». Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном проекте, держа в руках микрофон.
Техническое оснащение: ноутбук, микрофон, доска смарт.
Перспектива развития проекта. Продолжать знакомить детей с эндемиками и другими обитателями Байкала.
Результат проекта
Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (познавательную, игровую, художественную, экспериментальную);
Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на развитие связной и диалогической речи в игровой и образовательной деятельности детей;
Проведенный мониторинг знаний детей показал, что у детей данной возрастной группы систематизировались, имеющиеся знания об экосистеме Байкала.
В результате дети научились презентовать свои выступления, проводить исследования.
Родители принимали активное участие в подготовке и проведении проекта
Продуктивная совместная деятельность в рамках проекта помогла еще крепче сплотить коллектив детей;
При изучении вопросов дети полностью погружались в тему, увлекались процессом соответственно легче и проще запоминали необходимый материал;
Все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Считаю, что проектный метод в деятельности ДОУ на практике показывает преимущество и эффективность. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Список литературы:
1. Бунтовская, С. Экологически чистые сказки с берега Байкала / С. Бунтовская. – Иркутск : Репроцентр А1, 2007.
2. Галазий, Г. И. Байкал в вопросах и ответах : вопросы из книги / Г. И. Галазий // Сибирячок. – 2012. – № 5. – С. 13. Несколько вопросов из книги Г. Галазия «Байкал в вопросах и ответах».
3. Галкина, В. Почему вода в Байкале чистая? / В. Галкина // Сибирячок. – 1997. – № 2. – С. 23–26.
4. Губки – фильтраторы байкальской воды // Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка / сост. С. Н. Асламова, С. М. Сергиенко. – Иркутск : Ред. журнала «Сибирячок», 2002. – С. 53
5. Мишарина, Л. А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал : уч. пособ. / Л. А. Мишарина. – Иркутск : Изд-во Ирк. гос. пед. ун-та, 2006. – 139, [1] с.
6. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка / сост. С. Н. Асламова, С. М. Сергиенко. – Иркутск : Ред. журнала «Сибирячок», 2002. – 96 с.
7. Уникальная экосистема Байкала // Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка / сост. С. Н. Асламова, С. М. Сергиенко. – Иркутск : Ред. журнала «Сибирячок», 2002. – С. 46.
8. Чистильщики Байкала // Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка / сост. С. Н. Асламова, С. М. Сергиенко. – Иркутск : Ред. журнала «Сибирячок», 2002. – С. 57.
9. Членистоногие обитатели озера. Чистильщики Байкала // Сибирячок. – 2002. – № 3. – С. 28–29.
10. Эндемики Байкала // Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка / сост. С. Н. Асламова, С. М. Сергиенко. – Иркутск : Ред. журнала «Сибирячок», 2002. – С. 44–45.
11. Эндемики Байкала // Сибирячок. – 2002. – № 3. – С. 24– 25. Эндемики Байкала от А до Я : некоторые представители эндемичной флоры и фауны озера Байкал. – Иркутск : Журнал «Сибирячок», 2015. – 28, [1] с. : фот.
12. Эндемики Байкала от А до Я : некоторые представители эндемичной флоры и фауны озера Байкал // Сибирячок. – 2009. – № 4. – Вкл
13. Этажи озера Байкал. Жизнь в воде озера // Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка / сост. С. Н. Асламова, С. М. Сергиенко. – Иркутск : Ред. журнала «Сибирячок», 2002. – С. 40–41