Захарова Ирина
Проект «Краски осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Бирский детский дом Республики Башкортостан
Проект
«Краски осени»
Авторы проекта : Глушкова Е. Г.
Захарова И. Г.
Бирск
2014
Проект «Краски осени»
Цель:
обогащение знаний детей о сезонных изменениях в осенней природе через эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира,
Задачи:
расширять кругозор детей,
стимулировать познавательный интерес,
Публикация «Проект „Краски осени“» размещена в разделах
создавать условия для самовыражения.
Методы:
- создание проблемных ситуаций
- решение логических задач
- ролевые игры (с использование пальчикового и кукольного театра)
- дидактические игры
Актуальность проекта
Известно, что предназначение дошкольного и младшего школьного возраста не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки и образа «я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей. Эмоциональная насыщенность данного проекта способствует развитию эмоционального восприятия природы ребенком, что положительно влияет на расширение кругозора детей и формирование познавательного интереса. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Создание положительного эмоционального фона в ходе данного проекта способствует развитию творческих возможностей детей, обогащению чувственной сферы,
активному участию каждого ребенка в реализации задач проекта.
Не случайно важное место в проекте занимают арт - занятия. Во время занятий изодеятельностью происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе своих впечатлений, мыслей движений души. Данный проект актуален дидактически особенно для детей логопедических групп. Формируется умение делать обобщение, сравнения, рассуждать по аналогии, подбирать синонимы, антонимы, эпитеты, составлять творческий рассказ.
Проект «Краски осени» основан прежде всего на наблюдениях детей на прогулках, экскурсиях за проявлением осенних признаков в природе и за межсезонными изменениями (ранняя, золотая, поздняя осень). В ходе наблюдений дети учатся рассуждать, сравнивать, высказывать свое мнение, выражать свое отношение к данному времени года. Дети создают осенние букеты, играют с листьями и делают венки из них. Учатся видеть красоту осенней природы. И перед детьми встает вопрос, а можно ли каким-то образом сохранить красоту осени, ее образ? Дети начинают искать решение данной проблемы, высказывают свои предложения, советуются со старшими и таким образом постепенно приходит решение о создании образа осени в рисунках и рассказах.
Этапы работы над проектом
1 этап – Мотивационный:
1 – день
*Создание положительного мотивационного настроя (тренинг)
*Дидактическая игра «Волшебный поезд»
*КТД «Дом, в котором я живу»
*Вечерняя сказка
2 этап – Подготовительный:
2 - день
* Дидактическая игра «Зоологическая столовая»
*Обсуждение коллективно-творческого дела в группе
(подготовка к экскурсии - решение логических задач)
*КТД «Дом, в котором я живу»
*Вечерняя сказка
3 этап – Поисково- исследовательский
3 – день
* «Лесной многоэтажный дом»
Дидактическая игра
*Экскурсия в природу.
*Вечерняя сказка
4 - день
*Арт –занятие «Творим из природного материала»
* Подбор рисунков, знаков, стихов для альбома.
*Ролевая игра «Зайкина избушка»
*Вечерняя сказка
5 - день
* Оформление книжки - раскладушки «Осень в наших рисунках», «Осень в наших рассказах»
*«Кто рядом живёт» дидактическая игра
*Ролевая игра «Репка»
*Вечерняя сказка
4 этап – Рефлексивно-оценочный:
6 - день
*Оценка и анализ работы по проектной деятельности самооценка, отдельно каждого ребёнка, коллектива в целом. Обсуждение положительных и отрицательных сторон в работе. Коллективное обсуждение и содержательная оценка результатов и процесса работы.
*Коллаж желаний
*Вечерняя сказка
5 этап – Презентация проекта
7 - день
*Выбор формы защиты и подготовка к защите проекта (обсуждение в группе)
*Презентация проекта (слайд-шоу)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников.
Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:
- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;
- пробудить интерес к природе и развивать ценностное отношение к ней;
- формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;
- предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.
Игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой, вариативно, с учетом сформированных у детей этого возраста представлений :
- о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
- о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы;
- о культуре поведения в природе.
Дидактические игры экологического содержания, разработанные нами для детей старшего дошкольного возраста, объединены в три группы:
- для обогащения экологических представлений;
- для воспитания эмоционально - ценностного отношения к природе;
- для приобщения к экологически ориентированной деятельности.
Дидактические игры для обогащения экологических представлений
«Волшебный поезд»
Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.
Материал. Два поезда вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением животных.
Ход игры
Играют две команды (в каждой по 4 ребенка «проводника», которые сидят за отдельными столами. На столе перед каждой командой лежит «поезд» и карточки с изображением животных.
Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - зверей, во втором – птиц, в третьем- насекомых, в четвертом- земноводных) так, чтобы окне был один пассажир.
Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
«Зоологическая столовая»
Цель. Формировать представления дошкольников о способах питания животных и способах группировки их по этому признаку.
Материал. На каждую команду - лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего, комплект картинок с изображением животных (15-20 штук).
Ход игры
Играют две команды по 3-5 человек.
Воспитатель:
- Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные - за зеленым, всеядные -за синим.
Команда, которая первая разместит животных правильно, станет победителем.
«Лесной многоэтажный дом»
Цель. Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.
Материал. Модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных, фишки.
Ход игры
1 вариант. Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.
2 вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.
Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.
«Кто рядом живет»
Цель. Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.
Материал. Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш)- по количеству детей; обручи красного, зеленого, синего цвета.
Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде, другие - возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.
Ход игры
В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски (шапочки).
Воспитатель:
Определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема- в синем.
После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание : «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяются несколько раз.
«Живые цепочки»
Цель. Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.
Материал. Маски (шапочки) животных и растений.
Примечание. Могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания:
дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес);
подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг);
водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем);
рожь, мышь, аист (поле).
Игра поводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес-это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.
Ход игры
Играют две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки) : один ребенок- растения, второй- растительноядного животного, третий- хищника. Игра проводится в несколько этапов.
Воспитатель:
- По команде «Цепочка, стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.
Команда, которая первой правильно построится, а также объяснит последовательность построения, станет победителем.
- На втором этапе игры дети меняются ролями;
- На третьем этапе используются другие объекты природы.
- На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается, какой либо объект.
При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.
Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинять.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тренинги:
Кочки
Оборудование: «кочки» - небольшая дощечка, брусок, лист бумаги или другой вспомогательный предмет.
Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды - переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя «кочки».
Переправа
На определенной высоте (на уровне пояса среднего роста ребенка вашего отряда) натягивается веревка. Всей группе необходимо переправиться на другую сторону веревки, не задев ее. Пролазить под веревкой запрещается.
Темы рисунков и рассказов:
«Разноцветная осень», «Вкусная осень», «Волшебница осень», «Сырая и серая осень», «Красавица осень», «Шуршащая осень», «Осень – это весело!» и т. д.