Марина Архипова
Проект «Край Донской — казачий край»
▼ Скачать
Пояснительная записка
….
Тип проекта : познавательно- творческий, долгосрочный.
Участники проекта : Дети подготовительной группы, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
Срок реализации: 01.09.2021 г. по 30.05.2022 г.
База, реализации проекта : МБДОУ «Детский сад «Ивушка»
Актуальность
Публикация «Проект „Край Донской — казачий край“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Национальная доктрина образования в Российской федерации до 2025г., тесно связывая цели и задачи образования с преодолением социального и духовного кризиса современного российского общества, указывает на необходимость «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, развитие национальной культуры, воспитание ребенка достойным гражданином своего отечества»
На современном этапе социального исторического развития патриотизм, народная культура способны стать единственной системой ценностей, имеющей в основе глубокие корни – любовь к Отечеству – земле наших предков, отцов и дедов, земле, дающей нам хлеб насущный
Дошкольное детство - время становления личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает само утверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. Этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.
Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к Родине не происходит само по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связанно с конкретными представлениями о том, что
К. Д. Ушинский говорил: «. отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной, что к ней относится …» Поэтому, актуальность нашего проекта стремление расширить познания дошкольников об истории донского казачества, культуре, быте, его обычаях и традициях.
Анкетирование родителей и беседы с детьми показали интерес к проблеме и желание узнать новое. Поэтому мы решили разработать и реализовать этот проект.
На современном этапе развития общества вопросы духовно- нравственного, патриотического воспитания выступают на первый план, что отражено в основополагающих нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений.
Приобщение ребенка к культуре своего народа, к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за нашу землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знании истории донских казаков, его культуры поможет в дальнейшим с уважением и интересом относится к культурным традициям, чтить их. Учитывая актуальность исследуемой проблемы, а также исторические предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, была определена цель проекта.
Цель: Реализация содержания регионального компонента в художественно - эстетическом развитии детей.
Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с Донским казачеством.
Задачи проекта :
- Сформировать у детей дошкольного возраста интерес к истории Донского края.
- Воспитывать у детей ценностное отношение к национальным традициям;
- Приобщать детей к национальным ценностям (костюмы, танцы, песни, игры);
- Развивать способности детей на основе знакомства с историей казачества.
Предполагаемый результат :
- Обогащение и систематизирование знаний детей об истории казачества, традициях и его культурных ценностях;
- Повышение компетентности педагогов и родителей по представленной проблеме.
- Пополнение предметно - развивающей среды за счет привлечение социальных партнеров, родителей.
Итоговым результатом является анализ результатов реализации проекта и определений направлений дальнейшей деятельности. При этом мы будем учитывать активное участие детей и родителей в различных видах деятельности, конкурсах, играх и т. д.
Методы проекта : познавательно - игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, праздники, выставки детского творчества. Показатели эффективности осуществления проекта.
Механизм реализации целей и задач:
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ «Детского сада «Ивушка».
- с детьми в различных видах деятельности;
-с родителями в совместной деятельности;
- с педагогами в методической работе (открытые просмотры деятельности с детьми, консультации, выступления на педагогическом совете).
Решение поставленных целей и задач проекта осуществляется :
помощью деятельности, позволяющей получить детям конкретные знания по данной проблеме: НОД индивидуальная и подгрупповая, в режимных моментах;
в совместной со взрослым деятельности, в такой как: праздник, развлечения, игры, беседы, выставки, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии и т. д;
через создание условий для самостоятельной деятельности детей: рассматривание иллюстраций народных костюмов, природы родного края, создание макетов знакомых населенных пунктов, рассматривание альбомов, книг, обустройство уголков ряженья, мини музеи и т. д.
обогащение знаний родителей. Повышение педагогической культуры родителей.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:
1 этап подготовительный - (02.09.21. по 1.10.21 г., цель которого, создание организационных моментов, обеспечивающих реализацию проекта.
Включает в себя:
-постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта;
-подбор методической литературы для реализации проекта;
-подбор стихотворений, загадок, песен, поговорок, пословиц, танцев данной тематики;
-составление конкурсов игр для праздника;
-написание сценария;
- подборе музыкального сопровождения.
2 Основной этап. (с 1 октября 2021г. по 15 мая 2022г.) - практический, целью которого является организация педагогической деятельности по осуществлению активного взаимодействия с родителями по реализации проекта.
• Проведение цикла занятий и мероприятий по реализации содержания регионального компонента в ДОУ «Край донской -казачий край».
• Посещение с детьми и родителями краеведческого музея.
• Разучивание стихотворений, загадок, песен, поговорок; игр; конкурсов.
• Распределение ролей.
• Работа с родителями (пошив декораций, костюмов);
• Организация выставки творческих работ детей и родителей.
• Проведение праздника.
• Создание презентации.
3. Заключительный этап. (с 15 апреля 2022г. по 30 мая 2022 г.).
Цель – анализ результатов реализации проекта, определений направлений дальнейшей деятельности.
- анализ результатов проекта;
- систематизация материал по реализации содержания регионального компонента в ДОУ.
Представление результатов на уровне ДОУ.
Заключительное мероприятие: презентация «Мы, казаки!»
И так, результативность проекта заключается в том, что в ДОУ:
- партнерские взаимодействия детского сада и семьи воспитанников;
- выставки творческих работ детей и родителей;
- совместный праздник для детей и родителей;
- презентация данного мероприятия;
- Систематизирован материал по реализации содержания регионального компонента в ДОУ.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В перспективе планируется продолжать работу по данной теме, углублять работу по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам регионального развития дошкольников; продолжать сотрудничество с культурным социумом станицы; разработать картотеку подвижных, казачьих игр; разработать картотеку дидактических казачьих игр; разработать цикл занятий; пополнить методический и дидактический материал.
Планирование проекта
«Донской край-казачий край»
месяц тема Цель и задачи Содержание работы Работа с родителями
сентябрь Мой любимый край Развитие познавательного
интереса к истории Донского края.
Воспитание чувства любви к малой Родине.
Расширение содержания
сознания ребёнка за счет
сведений и событий, явлений, доступных его наблюдении.
Знакомство с родной станицей, с историей
возникновения,
местонахождения, историей названия улиц, достопримечательностями
станицы Экскурсия в
краеведческий музей
Выставка рисунков
«земли родной любимый
уголок». Фотовыставка «Мой любимый край».
октябрь Играй и пой казачий Дон. Развитие способности
понимать ценность жизни.
Приобщать детей к Донской культуре. Рассказ о празднике «Покров», народных приметах, связанных с этим праздником, о казачьих обрядах. Разучивание пословиц и поговорок.
Разучивание казачьих песен и их исполнение, загадывание загадок, знакомство с казачьими подвижными играми. «Праздник Покрова» в п. гр. Выставка – ярмарка
«Щедрая осень».
ноябрь «Донской
театр и его
традиции Развивать сознание детей к принадлежности своей семье.
Воспитывать уважительное и
доброжелательное от ношение к членам своей семьи. Расширять представления детей о быте казаков. Через музыку
активизировать чувства детей.
Развивать у детей
музыкальное творчество,
посредством музыкально –
театрального искусства Драматизации казачьих сказок «Черная коровушка и Аннушка», «Кот Брамбеус Досуг «В гости к Чагуше», «Веселая ярмарка».
Познавательный рассказ «Театр на Дону». Концерт –онлайн казачьего хора «Чирские зори».
Познавательная беседа «Песня – душа народа».
Музыкальная гостиная
«Лирические песни Дона».
декабрь История казачьего быта Приобщать детей к национальным ценностям
(одежда, быт, культура казаков). Формировать
представления детей об устройстве казачьего жилья и
предметов домашнего обихода.
Расширять представлениядетей о традициях и обычаях казаков Познавательные беседы «Происхождение казачества»,
«Одежда казаков», «Ремесла на Дону». Слушание и разучивание казачьих песен, заучивание пословиц и поговорок о труде. Демонстрация казачьей одежды
(выставка рисунков)
январь «Пришла коляда – отворяй ворота»
Создание условий для познавательного отношения к традициям и обрядам донских казаков. Разучивание рождественских колядок. Разыгрывание сценок колядования. Рассказ об обычае колядования.
Проведение подвижных игр.
Досуг «Щедрый вечер». Досуг
«Пришла коляда – накануне Рождества». Выставка семейных газет «Святки в моей семье»
февраль «Казак рождается воином» Воспитывать гражданско - патриотические чувства детей, любовь к Родине. Рассказ о военной жизни казаков, о воспитании мальчиков в казачьей семье, как будущих воинов.
Знакомство с патриотическими песнями донского края. Рассказ о казаках – героях.
Совместный праздник «Аты –
баты шли солдаты».
«Масленица» (Разучивание масленичных закличек. Фото –выставка «Мой папа – защитник Отечества».
Анкетирование «Воспитываю ли я в своем ребёнке гражданина и
патриота своей малой Родины».
март «Нет такого
дружка, как родная матушка» Приобщать детей к культуре донского края. Воспитывать
любовь и уважение к матери.
Воспитывать бережное отношение к народным традициям Рассматривание старинных и
современных фотографий.
Экскурсия в казачью горницу.
Рассказ о происхождении куреня. Сюжетно – ролевые игры, отражающие быт казаков.
Сладкий вечер казачьих блюд.
Конкурс семейных газет «Мамины помощники».
«Казачья трапеза»-выставка блюд
апрель Казачья семья
Развивать сознание детей к принадлежности своей семье.
Воспитывать уважительное и
доброжелательное от ношение к членам своей семьи. Расширять представления детей о быте казаков. Через музыку
активизировать чувства детей.
Знакомство с праздником «Пасха», раскрашивание пасхальных
яиц.
Рассказ детям о роли мужчина
– отца, женщины – матери в казачьей семье. Знакомство с казачьим фольклором, с разнообразием его жанров.
Разучивание и исполнение
пасхальных песен.
Выставка «Пасхальная радость»
май «На казачьем
кругу» Воспитывать гражданско - патриотические чувства, любовь к Родине. Приобщать к истокам донской культуры. Беседа о казачьей геральдике, чинах и звания.
Познавательный рассказ «Конь – в жизни казака».
Разучивание пословиц и поговорок.
Экскурсия в музей в комнату боевой славы.
Презентация «Мы, казаки!» Выставка семейных газет «они сражались за Дон».
Выставка «Из бабушкиного
сундука
Список используемой литературы:
1. Астапенко Г. Быт, обычаи. Обряды и праздники донских казаков - 2002г.
2. Калайтанова Г. Н., Кончаловская Н. В., Баландина Л. А., Бех Л. В, Баукова Н. Н. «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества» методическое пособие : в 2-х ч. - 2010г.
3. Народное искусство в воспитании дошкольников». Педагогическое общество России, Москва 2006 г.
4. «Моя страна» - Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005
5. Муравьева О. Ю., Агуреева Т. И., Мирошничеко Л. В., Сборник материалов из опыта работы ДОУ «Дошкольникам о родном казачьем крае» - 2012г.
6. «Музыкальный руководитель», методический журнал. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004-2006 годы.
7. Цветкова Г. Ю. Программа «Донской подсолнушек»- 2012г.