Александра Кирпач
Проект «Космос своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство” К. Циолковский
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Публикация «Проект „Космос своими руками“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта : воспитатели, дети старших, подготовительных групп.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
Для детей
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
3. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.
Для педагогов
• обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
• создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
• пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Предполагаемый результат
Дети
• Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос».
• Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта.
• Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
• проявление творчества и детальности в работе.
• Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, представить свои рисунки, поделки.
Этапы реализации проекта
1 этап
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.
2 этап
1. Проведение по разработанной технологии;
2. Рисование с детьми космоса в технике граттаж, создание макета «Космическое пространство», создание коллективного панно «Космический коллаж», пластилинография «Космическое путешествие»
3 этап
1. Организация выставки детских рисунков, поделок.
2. Презентация модели Солнечной системы
Предварительная работа:
1. Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».
3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.
4. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
1 этап
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Говоря о развитии познавательной активности детей, Л. С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.
А вопросов у нас возникло очень много:
«Почему днем Луна какая-то белая, а ночью она желтая?»
«Почему в космосе темно? Там же солнышко светит?»
«Откуда утром выходит Солнце? Где живет Луна?»
«А Луна далеко или близко? Почему мы Луну видим здесь, а она у бабушки тоже светит?»
«Почему нельзя достать до неба?»
И еще много-много разнообразных вопросов:
«Почему Солнце горячее?»
«Почему Луна идет за нами, когда мы движемся?»
«Почему Луна бывает круглой, а иногда как хлебная краюшка, как в загадке? Почему Луна похожа то на блинчик, то на кусочек сыра?»
«Звезды круглые или квадратные? Почему они ночью видны, а днем нет?»
«Куда деваются звездочки, когда с неба падают?»
«Почему Луна не падает, а звезды падают?»
Кто такие космонавты? Космонавты — это летчики? Почему летают в космос?
Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов.
• Познавательные возможности дошкольников в области ес-тествознания очень велики.
• Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.
• Удовлетворять их запросы можно только при условии отказа от «школьных» методов обучения и учете специфики мыслительных процессов детей.
• Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Как найти ответы на все интересующие вопросы:
- предложили попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;
- сказали, что о космосе можно прочитать в энциклопедии
- решили попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, пособий.
Продукты проекта
Для детей:
3. Рисование граттаж «В далеком космосе»
4. Создание макета из бросового материала «Космическое пространство»
5. Создание коллективного панно «Космический коллаж»
6. Пластилинография «Космическое путешествие»
7. Разгадывание ребусов о планетах, разгадывание кроссворда «Загадки астронома».
Для педагогов:
• разработка тематического проекта по теме : «Космос» для детей;
• подбор компьютерных презентаций;
• выставка книг, энциклопедий о космосе;
• подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
• изготовление картотеки подвижных игр, физминуток, динамических пауз по теме.
Дидактические игры: (см. приложение №2)-
• «Восстанови порядок в солнечной системе»
• «Найди лишнее»
• «Подбери созвездие».
• «Найди недостающую ракету»
• «Добавь словечко»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
• - Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
• - В. Кащенко «Созвездие драконов»,
• - П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
• - О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
• - Н. Носов «Незнайка на луне»
• - стихотворения о космосе.
• - загадки о космосе. Индивидуальная и групповая работа:- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
• собирание пазлов (тема «Космические пазлы»)
• выкладывание картинок из счетных палочек
• выставка работ о космосе
Тематическое планирование
Тема занятия Цель Дата проведения Группа
Беседа с детьми о космосе Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. Во время ОД Старшие, подготовительные
Просмотр фильмов о Солнечной системе, величине планет Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. Во время ОД Старшие, подготовительные
Просмотр презентации о Ю. А. Гагарине Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным. Во время ОД Старшие, подготовительные
Рисование в технике граттаж «В далеком космосе»
Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать Подготовительные
Создание макета из бросового материала «Космическое пространство»
Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать;
воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу Старшие
Пластилинография «Космическое путешествие»
Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать Старшие
Создание коллективного панно «Космический коллаж»
Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу Подготовительные
Приложение 1
План - конспект НОД в подготовительной группе по рисованию
"Космическое путешествие".
Цель: расширять представления детей о Вселенной.
Задачи:
Уточнить представление детей о космосе, звездах, созвездиях; рассказать о разнообразии звезд; пополнить словарный запас.
Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие.
Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе.
Формировать технические умения и навыки работы с различными изобразительными материалами.
Ход ОД:
I Орг. момент.
Встали все ребята в круг, я-твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Ребята, какое у нас сейчас время года? \весна
Назовите какой сейчас весенний месяц. \апрель.
Скажите пожалуйста, какой праздник отмечают в апреле? \12 апреля
День космонавтики.
Предлагаю вам сегодня ненадолго отправиться в космос, и увидеть все то, что видят космонавты, и узнать что же находится за облаками нашей планеты.
А на чем мы отправимся вы узнаете отгадав загадку:
Чудо - птица, алый хвост прилетела в стаю звезд. (ракета)
Правильно, это ракета. Закройте глаза и скажите: 3, 2, 1 - пуск!
СЛАЙД 1посмотрите - это космос или космическое пространство.
СЛАЙД 2 В необъятных просторах космоса вращается наша Земля. СЛАЙД 3 Планета Земля – одна из планет Солнечной системы. Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг звезды – Солнца.
Назовите планеты, которые знаете: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
СЛАЙД 4 Планет всего девять, все они разные. В глубокой космической мерзлоте, на границе солнечной системы, движутся планеты – небольшие тела изо льда, пыли и камней. А между орбитами Марса и Юпитера расположено большое скопление астероидов – каменных глыб.
СЛАЙД 5 Земля - третья от Солнца планета. Она представляет собой огромный шар, большая часть поверхности которого покрыта водой.
СЛАЙД 6 Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.
СЛАЙД 7 Наша планета находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.
СЛАЙД 8 Звезды кажутся нам из далека светящимися огоньками, потому что они находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда – это гигантски газовый шар, подобный нашему солнцу, который излучает тепло и свет.
Что такое звезды? Если спросят вас - Отвечайте смело: раскаленный газ.
Созвездие – это узор из звезд, создающих какую-либо фигуру.
СЛАЙД 9 Первым человеком покорившим космос, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
СЛАЙД 10 Полет продолжался 1 час 48 минут. Корабль «Восток» совершил один оборот вокруг Земли.
СЛАЙД11 В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
В. Степанов.
Для проведения некоторых исследований нужно, чтобы человек долгое время находился в космосе. Были придуманы космические дома - орбитальные станции. Спутники, запущенные человеком в космос присылают на Землю снимки нашей планеты и снимки космического пространства.
- Ребята, понравилось вам в космосе?
- Что особенно запомнилось?
- Как называются люди, летающие в космос на космических кораблях? (космонавты)
- Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Гагарин)
- А как назывался корабль, поднявший его в небо? («Восход»)
В. – Побывать в космосе, это большое событие, которое дарит множество впечатлений. Поэтому я предлагаю вам оставить ваши впечатления на листе бумаги и изобразить то, что увидели в космическом пространстве.
Показ воспитателем рисования в технике граттаж.
II. Практическая часть (самостоятельная работа детей)
Дети садятся за столы и рисуют.
Пальчиковая гимнастика.
Давайте разомнем наши пальчики:
Луно, луно, луноход
отправляется в полет.
На старт, внимание, зажигание:
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
Взлет! (загибание и разгибание пальцев по дному) .
Во время работы звучит лёгкая музыка.
III Рефлексивно-оценочный этап
В конце все работы выкладываются на ковре, получается космическое пространство.
В. – Ребята давайте посмотрим на наш космос, какие замечательные работы у вас получились. И все это вы сделали своими руками.
В. – Какая работа на ваш взгляд получилась самая интересная? Почему?
В. – Понравились вам в космосе?
В. – Ребята, я думаю, нашим космонавтам понравились бы ваши работы, космос получился как настоящий. Ну, а нам с вами пора отправляться на Землю, ведь здесь на земле нас ждет еще много интересного.
В ряду десятилетий, каждый год
Мы метим новыми космическими вехами,
Но помним: к звездам начался поход
С гагаринского русского «Поехали!»
План - конспект НОД в подготовительной группе
Создание коллективного панно «Космический коллаж»
Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет
Задачи:
Уточнить представление детей о космосе, звездах, планетах, пополнить словарный запас.
Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие.
Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при просматривание фильма, чтении литературы о космосе.
Формировать технические умения и навыки работы с различными изобразительными материалами.
Ход ОД:
I Орг. момент.
1. Сегодня мы с вами отправимся в маленькое путешествие в космос, и узнаем с вами много интересного.
Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли зовут, космосом. Космос называют и другим словом — Вселенная.
- Как вы представляете себе размеры Вселенной?
- Что находится во Вселенной?
- Какие планеты вы знаете?
2. Просмотр фильма «Планеты Солнечной системы»
3. Дидактическая игра «Восстанови порядок в солнечной системе»
(см. приложение)
II. Практическая часть (самостоятельная работа детей)
1. Дети садятся за столы и рисуют. Воспитатель ведет индивидуальную работу.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Дети вырезают свои рисунки, приклеивают на тонированный ватман.
III Рефлексивно-оценочный этап
Рассматривание коллективного панно, беседа о выполненной работе.
План - конспект НОД в старшей группе
Пластилинография «Космическое путешествие»
Цель: расширять представления детей о Вселенной.
Задачи:
Уточнить представление детей о космосе, звездах, созвездиях; рассказать о разнообразии звезд; пополнить словарный запас.
Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие.
Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе.
Формировать технические умения и навыки работы с различными изобразительными материалами.
Ход ОД:
I Орг. момент.
1. А знаете ли вы, какой праздник отмечают 12 апреля в нашей стране? (ответы детей). Правильно, 12 апреля - день космонавтики.
Сегодня мы с вами отправимся в маленькое путешествие в космос, и узнаем с вами много интересного.
2. Просмотр слайдов.
- Ребята, а кто из вас действительно хотел бы отправиться в космос на ракете? (Ответы детей).
СЛАЙД 1посмотрите - это космос или космическое пространство.
СЛАЙД 2 В необъятных просторах космоса вращается наша Земля. СЛАЙД 3 Планета Земля – одна из планет Солнечной системы. Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг звезды – Солнца.
Назовите планеты, которые знаете: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
СЛАЙД 4 Планет всего девять, все они разные. В глубокой космической мерзлоте, на границе солнечной системы, движутся планеты – небольшие тела изо льда, пыли и камней. А между орбитами Марса и Юпитера расположено большое скопление астероидов – каменных глыб.
СЛАЙД 5 Земля - третья от Солнца планета. Она представляет собой огромный шар, большая часть поверхности которого покрыта водой.
СЛАЙД 6 Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.
СЛАЙД 7 Наша планета находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.
СЛАЙД 8 Звезды кажутся нам из далека светящимися огоньками, потому что они находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда – это гигантски газовый шар, подобный нашему солнцу, который излучает тепло и свет.
Что такое звезды? Если спросят вас - Отвечайте смело: раскаленный газ.
Созвездие – это узор из звезд, создающих какую-либо фигуру.
СЛАЙД 9 Первым человеком покорившим космос, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
СЛАЙД 10 Полет продолжался 1 час 48 минут. Корабль «Восток» совершил один оборот вокруг Земли.
СЛАЙД11 В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
В. Степанов.
Для проведения некоторых исследований нужно, чтобы человек долгое время находился в космосе. Были придуманы космические дома - орбитальные станции. Спутники, запущенные человеком в космос присылают на Землю снимки нашей планеты и снимки космического пространства.
- Ребята, понравилось вам в космосе?
- Что особенно запомнилось?
- Как называются люди, летающие в космос на космических кораблях? (космонавты)
- Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Гагарин)
- А как назывался корабль, поднявший его в небо? («Восход»)
II. Практическая часть (самостоятельная работа детей)
-А теперь давайте нарисуем космос, каким его видят из космоса космонавты. Чтобы работы были более яркими и интересными, рисовать будем карандашом и далее раскрашивать пластилином (техника пластинография).
Далее дети самостоятельно приступают к выполнению работе.
На мольбертах развешаны иллюстрации с изображением космоса.
Пальчиковая гимнастика
В тёмном небе звёзды светят,
(Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете.
(Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
(Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря.
(Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
(Ладони над головой «крышей»).
III Рефлексивно-оценочный этап
Далее рассматривание и обсуждение вместе с детьми готовых работ, оформление стенда с работами.
План - конспект НОД в старшей группе
Создание макета из бросового материала «Космическое пространство»
Цель: расширять представления детей о Вселенной.
Задачи:
Уточнить представление детей о космосе, звездах,планетах, созвездиях; рассказать о разнообразии звезд; пополнить словарный запас.
Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие.
Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе.
Формировать технические умения и навыки работы с различными изобразительными материалами.
Ход ОД:
I Орг. момент.
1. Сегодня мы с вами отправимся в маленькое путешествие в космос, и узнаем с вами много интересного.
Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли зовут, космосом. Космос называют и другим словом — Вселенная.
- Как вы представляете себе размеры Вселенной?
- Что находится во Вселенной?
- Какие планеты вы знаете?
2. Просмотр фильма «Планеты Солнечной системы»
3. Дидактическая игра «Восстанови порядок в солнечной системе»
(см. приложение)
II. Практическая часть (самостоятельная работа детей)
1. Детям предлагается подумать, чтобы они хотели сделать для макета, выбрать материал.
2. Пальчиковая гимнастика «Космонавт».
В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)
Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря.
(Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)
3. Создание макета из готовых работ детей.
III Рефлексивно-оценочный этап
В. – Ребята давайте посмотрим на наш космос, какие замечательные работы у вас получились. И все это вы сделали своими руками.
Литература
1. Комплексные занятия, старшая группа, Н. В. Лабодина, Волгоград «Учитель», 2012 г.
2. Энциклопедия дошкольника, Н. Н. Малофеева, М. «Росмен», 2007 г.
3. Комплексные занятия по развитию речи, учебное пособие, Г. Я. Затулина, Педагогическое общество России, М., 2007 г.
4. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, часть 2, Давыдова Г. Н.
5. https://www.maam.ru/detskijsad/plan-konspekt-nod-v-podgotovitelnoi-grupe-po-izodejatelnosti-kosmicheskoe-puteshestvie.html