Зульфия Халимовна Тажетдинова
Проект «Космические дали»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ»
Ведущая педагогическая идея:
«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение»
Л. С. Выготский.
Цель проекта : Формирование начальных представлений о Космосе. Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира.
Задачи:
- Познакомить детей с российским праздником-День космонавтики, героями космоса.
Темочки:
-Расширять и углубить знания детей о дате первого полета Юрия Гагарина в космос.
-Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать;
- Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
- Обогащать словарь: невесомость, орбита, скафандр, луноход.
Участники проекта : воспитатель, дети средней группы, родители.
Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности :
-обучающий
-исследовательский
- игровой
Продолжительность: краткосрочный (с 25 марта по 12 апреля)
Направление: Приобщение детей к духовным и нравственно - патриотическим ценностям общества через все доступные средства, формирующим базис личной нравственности и культуры поведения, чувство любви к Родине, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны в отечественной космонавтике.
Формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, беседы, игровая деятельность, активизирующее общение, проблемные ситуации, чтение художественной литературы.
Направляющие вопросы:
Основополагающий вопрос – Космос, что это такое?
Проблемные вопросы – «Какой праздник и почему отмечает наша страна 12 апреля?»
Учебные вопросы – Самая большая звезда во вселенной? Как называется наша планета?
Ожидаемый результат:
для детей
1. Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта.
2. Появление у детей чувства гордости за достижения в отечественной космонавтики.
3. Освоение элементарных знаний о космосе.
4. Повышение познавательной активности.
4
- для педагогов
1. Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).
2. Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
3. Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
4. Повышение профессионализма в вопросах работы с семьями воспитанников.
5. Удовлетворенность работой.
- для родителей
1. Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
2. Совместный поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых.
3. Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.
4. Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
Дети будут знать и называть:
• Наша планета – Земля
• Первые живые существа в космосе – собаки
• Имя первого космонавта – Юрий Гагарин
• На чем люди летают и работают в космосе – ракета, космический корабль, луноход
5
Содержание проекта
Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперед
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далеких планет
Останутся наши следы.
В. Войнович
Актуальность
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба мы должны воспитывать у дошкольников, создавая условия для развития познавательно-речевой активности детей, а также любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, обеспечивая всестороннее развитие личности. Играя, дети погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: занятия, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т. д. Все эти формы служат достижению цели данного проекта.
Проблема
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Принципы обучения
принцип активности и сознательности, требующий всемирной активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания;
принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности.
6
принцип систематичности и последовательности - это развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»
принцип природосообразности ставит задачи художественно-творческого развития детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего)
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости)
Гипотеза
Знания детей о космосе, творческие работы на эту тему будут способствовать лучшему усвоению знаний.
Методы и приемы:
одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности)
метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.)
словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
эвристический (развитие находчивости и активности)
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)
Подготовительный этап
1. Опрос детей: «Какой праздник и почему отмечает наша страна 12 апреля?».
2. Рассматривание с детьми иллюстраций, фотографий в книгах, энциклопедиях.
3. Разработка комплексно-тематического планирования по проекту; конспекта досуга и совместной деятельности детей, педагогов, родителей.
4. Оформление информационной стены для детей.
5. Экскурсия в библиотеку.
6. Сотрудничество с семьями воспитанников по подготовке к образовательной деятельности:
• изготовление буклета приглашения к проекту.
• проведение консультаций и бесед по теме.
7. Изготовление дидактического материала: настольные игры, презентация по теме. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
7
Практический этап
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программное содержание:
1. Формирование начальных представлений о Космосе. Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира.
2. Познакомить детей с российским праздником-День космонавтики, героями космоса. Расширить и углубить знания о дате первого полета Юрия Гагарина в космос.
3. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми Взаимодействие с родителями,
другими специалистами детского сада
Космокинозал Просмотр электронной презентации
"Как человек космос осваивал".
Просмотр мультфильма "Тайна третей планеты" Просмотр мультфильма "Белка и Стрелка". Просмотр родителями с детьми мультфильмов
(на выбор)
"Тайна красной планеты" "Загадочная планета"
"Возвращение". СССР: Союзмультфильм, 1980 Космический корабль терпит бедствие. Человечество пытается спасти космонавта, и в конце концов тот благополучно возвращается на Землю.
"Возвращение со звезд" / СССР: Союзмультфильм, [Звездолет возвращается на Землю из дальнейэкспедиции, но на родной планете за это время случилась экологическая катастрофа - Земля лишилась воды.
"Главный звездный" СССР: Союзмультфильм, 1966
"Мурзилка на спутнике " СССР: Союзмультфильм, 1960. [Hеслыханное происшествие зарегистрировали космические станции XXI в. - на Земле плачет ребенок. Оказывается, малыш не знает, почему поставили обелиск первому спутнику Земли. На помощь мальчику приходит популярный персонаж.
"Незнайка на Луне"
Читальный зал
Поэтическая гостиная Чтение с детьми произведений
Н. Носов. «Незнайка на Луне». Главы из сказки.
П. Клушанцев. О чем рассказал телескоп.
В. Медведев. Звездолет Брунька.
В. Кащенко. Найди созвездия.
В. Бороздин. Первый в космосе.
К. Булычев. Тайна третьей планеты.
А. Леонов. Шаги над планетой.
Беседа с детьми
«Кто первый полетел в космос»
Цель: Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Расширить знания детей о первом лётчике-космонавте Ю. А. Гагарине. Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках (приложение 2)
Беседа с детьми
«Кого принимают в космонавты?»
Цель: Закрепить представление о необходимости заботиться, о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.
Загадки о космосе (прилож. 2)
Поэтическая гостиная
Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе (приложение 3) Чтение родителей с детьми Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах»
Детское моделирование
Моделирование созвездий из светящихся пластмассовых или картонных звездочек
Постройка космической ракеты из строительного материала, конструктор «Лего».
Родителями создание дома на потолке «Звездного неба» из светящихся объемных космических фигур
или светящихся наклеек.
Космическая лаборатория Опыт «Звезды светят постоянно» (приложение 1)
Наблюдение за созвездиями вечером.
Космическая мастерская НОД по аппликации
«Ракеты и кометы»
Задачи: учить детей правильно держать ножницы; развивать у детей чувство композиции: учить гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию; наклеивать детали на поверхность листа; развивать у детей творчество, мелкую моторику рук; вызывать у детей положительные эмоции;
НОД по лепке «Космонавты»
Задачи:
Учить лепить фигуру человека комбинированным способом, учить передавать движение космонавта, чтобы стало понятно, что он делает – парит в невесомости, идет по Луне или приветствует инопланетян. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
НОД по рисованию
«Нарисую я ракету, чтобы в космос полететь»
Конкурс «Ловкий карандашик» – раскраски о космосе.
Изготовление очков для наблюдения за солнцем из старой отснятой фотопленки черного цвета и картонной рамочки, резинка, прикрепленная к оправе. Конкурс совместной поделки детей и родителей «Космос глазами детей» (пластилинография)
Организация выставки домашние зарисовки о космосе «Далекий космос»
3. Делаем элемент скафандра баллоны, где размещается запас кислорода, устройства регенерации воздуха, автоматического регулирования температуры и влажности, вентиляции и т. п.
Космический спортзал Физминутка :
Раз-два, стой ракета,
Три-четыре, скоро взлет
Чтобы долететь до солнца
Космонавтам нужен год.
Но дорогой нам не страшно,
Каждый ведь из нас атлет,
Пролетая над землею
Ей передаем привет.
ОРУ «Летчики», «Будущие космонавты»
Игры с бумажными стрелами, самолетиками («Чей самолет пролетит дальше?», «Подбрось и поймай») Совместные с родителями Игры, способствующие развитию коммуникации.
Космическая игральдия Конструирование планет солнечной системы из песка на прогулке (горки из песка, в центре самый большая горка – Солнце, вокруг нее маленькие – другие планеты).
Складываний созвездий из мозаики.
Конструктивные игры:
- из деревянного конструктора «Космодром»
- из пластмассового конструктора «Ракета»
Сюжетно-ролевая творческая игра «Полет на луну»
Задачи: Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий
(приложение 5) Поиск вместе с родителями информации «Как звезды людям помогают».
Космическая музыка Старые советские песни:
«На пыльных тропинках далёких планет…» (в исполнении С. Трошина)
«Мы в космос улетаем на работу…»
Саундтреки:
Тайм-аут – Этот большой мир (ремейк песни из фильма «Отроки во Вселенной»)
Александр Зацепин – Тайна третьей планеты
Ксения Ларионова – Ключ на старт (из игры «Космические Рейнджеры 2») прослушивание и разучивание детских песен:
Наш звездолёт (песенка про космос)
12
В СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ТЕМЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ВНЕСТИ:
Работа в книжном уголке. Выставляем книги о космосе, иллюстрации космического пространства (фотографии Земли из космоса, иллюстрации, полученные с использованием компьютерной графики, рассматриваем и обсуж- даем с детьми иллюстрации, книги о космосе и его покорении человеком. Составляем рассказ по одной из картин фантастического содержания.
раскраски, шаблоны разрезные картинки;
оборудование для исследовательской деятельности (песок, вода, крышки, ёмкости для смешивания);
фотоальбом о совместной трудовой деятельности;
альбом «Чей инструмент?» (оборудование, инструменты и материалы, необходимые людям разных профессий)
оборудование для труда в уголке природы, на участке детского сада;
иллюстрации, энциклопедии, красочные книги;
модель смены дня и ночи; Солнечной системы;
образцы со схемами построек корабля, ракеты, самолета.
ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ ПО ТЕМЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО РЕКОМЕНДОВАТЬ РОДИТЕЛЯМ:
привлекать детей к элементарной трудовой деятельности в условиях семьи;
обращать внимание детей на то, что в семье все заботятся друг о друге: все следят за чистотой в доме, ухаживают за домашними питомцами, у всех есть свои обязанности;
проговаривать выполняемые действия в ходе элементарной трудовой деятельности;
знакомить с инструментами для различных видов труда;
рассматривать фотографий, отражающих трудовые действия знакомых людей;
рассматривать иллюстраций о космосе;
почитать и обсудить волшебные и авторские сказок;
наблюдать за сменой частей суток, небесными светилами.
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ТЕМЕ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ:
Утро:
оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полёт на Луну»;
рассматривание иллюстраций, энциклопедий, красочных книг о небесных светилах, планетах Солнечной системы;
беседы о солнце как источнике тепла и света, которые нужны для жизни живых организмов на Земле;
рассказы о том, что Земля – шар, она вращается вокруг Солнца, а Луна – вокруг Земли, что есть другие
13
планеты;
игра «Будущие космонавты». Дети сообща обсуждают план полета, разрабатывают его маршрут; назначается командир корабля, бортинженер, врач, другие члены экипажа. После возвращения на Землю экипаж составляет отчет о полете (творческое рассказывание).
беседы по ознакомлению с профессией космонавта;
наблюдения за периодичностью смены дня и ночи (Днём на небе царствуют солнце и облака, Ночью – луна, планеты, звёзды и созвездия);
проведение опытов «Извержение вулкана», «Электрические заряды».
проведение экспериментирования «Свойства воздуха».
создание коллажа и папки-раскладки посвященных Дню космонавтики
Гигиенические процедуры:
умение самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; следить за своим внешним видом;
стихи и потешки о культурно-гигиенических навыках.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
моделирование ситуации: «Завтрак, обед и ужин на космическом корабле» - что полезно для здоровья космонавтов и для нашего здоровья;
Прогулка:
наблюдение за трудом взрослых;
подвижные игры;
упражнения на развитие основных движений и физических качеств;
привлечение к процессам, обеспечивающих поддержание чистоты и порядка на участке детского сада;
наблюдение за небом, солнцем;
игры с зеркалом («Солнечные зайчики»);
привлечение к ситуациям, в которых дети сосчитывают и сравнивают небольшие группы как по количеству (больше-меньше, сколько же);
настольно-печатные игры для развития умений различать, сравнивать («Найди формы», «Подбери цвета»).
Вечер:
Читаем детям:
Н. Носов. «Незнайка на Луне». Главы из сказки.
П. Клушанцев. О чем рассказал телескоп.
В. Медведев. Звездолет Брунька.
В. Кащенко. Найди созвездия.
В. Бороздин. Первый в космосе.
К. Булычев. Тайна третьей планеты.
А. Леонов. Шаги над планетой.
. Сюжетно-ролевые игры по теме проекта «Космические спасатели», «Отбор космонавтов», «Полет на Луну», «Парикмахерская для пришельцев»,
14
«Космическое кафе»; дидактические игры: «Что изменилось» - на тренировку наблюдательности, развитие зри тельной памяти. «Похож - не похож» - на развитие логического мышления, умения сравнивать предметы по представлению, находить признаки сходства и различия, угадывать предметы. «Нарисуй орнамент» - на развитие мелкой моторики руки,
. Упражнение в ориентировании на листе бумаги. «Разведчики» - на развитие наблюдательности, коммуникабельности и организаторских способностей.
. Строительная игра «Космодром».
Вечерняя прогулка:
наблюдение за трудом взрослых ближайшего окружения;
наблюдение за изменениями светового дня, вопросы к детям «Что изменилось?» и др. ;
запуск воздушных шаров в небо;
подвижные игры: «Самолёты», «Ловишки» и др. ;
хороводные игры с использованием песенок, потешек;
игры-забавы.
15
Публикация воспитателя Буклет приглашение к участию в проекте (приложение 6)
Дидактические материалы:
- для детей
1. Книжка-самоделки «Загадки о космосе».
2. Составление рассказов о планетах при помощи мнемотаблиц.
3. Конструирование ракеты из конструктора.
4. Выставка книг о космосе.
5. Изготовление масок «Смешные инопланетяне»
6. Проведение опыта «Звезды светят постоянно»
- для педагогов
1. Разработка тематического проекта по теме : «Космические дали» для детей и взрослых.
2. Выставка книг, энциклопедий о космосе.
3. Оформление информационной стены для детей.
4. Подбор материала для родителей: папки-раскладки.
5. Подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми.
- для родителей
1. Папки-раскладки о космонавтах, информационные стенды и газеты, посвященные Дню Космонавтики.
2. Выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности.
3. Конкурс макетов ракет, космических кораблей, пришельцев: «Я тоже в космос полечу».
Заключительный этап
1. Викторина «Что мы узнали о космосе»
(приложение 4)
2. Выставка творческих работ «Я тоже в космос полечу»
16
Заключение
• Участие в проекте 65% семей, в праздновании российского праздника - День космонавтики и юбилейной даты!
• Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
• Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки и сделанные поделки о космосе.
• Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой игры «Полёт на Луну».
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
• Организация в детском саду в выставки изобразительных работ ко Дню космонавтики : «Космос глазами детей!"
Приложение 1
ОПЫТ «ЗВЕЗДЫ СВЕТЯТ ПОСТОЯННО»
Материал: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.
Ход опыта: пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую – фонарик. Включите фонарик и на расстоянии 5 см посвятите на обращенную к вам сторону конверта, потом на другую сторону.
Итог опыта: дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на освещенную к вам сторону конверта, но становится хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта, прямо на вас.
Почему? В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно становится их тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделиться на черном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.
Приложение 6
Буклет для родителей
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
На будущей неделе мы будем беседовать с детьми о покорении космоса. Чтобы эта тема стала ближе и понятнее вашему ребенку, советуем вам прочитать вместе с ним следующий материал, а также выполнить предлагаемые здесь задания.
Земля - это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - это облака, снег и лед. Суша Земли - коричневого цвета, она состоит из огромных пространств, покрытых камнем и почвой.
Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.
Задание 1. Попробуй нарисовать, как выглядит наша планета из космоса.
Луна - это спутник Земли, ее ближайший сосед в космосе. Она представляет собой каменистый шар размером с четверть Земли и является самым большим небесным телом в ночном небе. Хотя Луна намного меньше любой звезды, она выглядит такой большой, по тому, что находится намного ближе к Земле, чем звезды.
Луна - это пустой мир без воздуха, без воды и жизни. Ее поверхность покрыта пылью и миллионами впадин, называемых кратерами. Кратеры образовывались, когда куски камней из космоса, называемые метеоритами, падали на Луну.
Солнце - это звезда, одна из бесчисленных миллиардов звезд Вселенной. Оно такое большое, что Земля может поместиться внутри него больше миллиона раз. Но Солнце не больше многих других звезд. Оно только выглядит таким большим и ярким, потому что оно ближе к Земле, чем любая другая звезда.