Татьяна Павлова
Проект «Комнатные цветы»
Проект «Комнатные растения», для детей средней группы
Павлова Татьяна Николаевна
Тема: «Комнатные растения»
Тип проекта : Информационно- исследовательский, краткосрочный (недельный, групповой.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Публикация «Проект „Комнатные цветы“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
База проектной деятельности : МБДОУ № 70 г. Шахты.
Сроки реализации: с 18 по 22 июля 2016 года.
Цель: Создание живого уголка с комнатными растениями в группе. Приобщить родителей к его созданию. Дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении для жизни, роли человека для растения.
Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.
Развивать познавательную активность детей и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.
Актуальность темы:
Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении нужно как можно раньше, уделяя ему повышенное внимание.
Важным аспектом экологического воспитания является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной со взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.
Практическая деятельность по созданию зеленого уголка группы позволит детям и родителям изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям. Данный проект поможет детям проявить свою творческую активность, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Перед реализацией проекта «Комнатные растения в детском саду» было проведено анкетирование с родителями воспитанников. В опросе приняло участие 87% человек. Анкета состояла из 7 вопросов.
На первый вопрос 100% опрошенных ответили, что любят природу и комнатные цветы и у всех дома есть комнатные растения.
На второй вопрос 85% родителей ответили утвердительно, 15% - отрицательно, т. к. не имеют достаточно времени и знаний для ухода за комнатными растениями.
На третий вопрос 55% родителей ответили, что ребенок принимает посильное участие в уходе за растениями.
Отвечая на четвертый вопрос анкеты, 70% родителей ответили утвердительно, а 30% - дети смотрят только передачи о животных.
На пятый вопрос 100% ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном и растительном мире, но не все дети проявляют к ним интерес.
На шестой вопрос 60% родителей ответили, что по мере своих сил они поддерживают интерес ребенка: отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатными растениями.
На седьмой вопрос 75% родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний,25% - затруднились с ответом.
По итогам анкетирования можно сделать вывод, что родители заинтересованы в реализации проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям была сделана папка-передвижка «Комнатные цветы в детском саду».
Проблема: Необходимость развивать интерес детей к объектам растительного мира, учить быть любознательными и наблюдательными. Прививать любовь и уважительное отношение ко всему живому, в том числе и через заботу о растениях.
Предполагаемый результат:
• У детей проявится ярко выраженный интерес к живой природе. Они научатся различать и называть комнатные растения.
• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
• Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
• Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человека за ним.
• Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
• Приобретение практических навыков.
• Расширение экологической среды группы.
• Обогащена развивающая среда в группе.
• Активизируются познавательная и творческая активность детей, родителей, повысится компетентность педагога.
Практическая значимость:
• создание зелёного уголка в группе детского сада;
• составление паспорта комнатных растений в группе;
• составление картотеки дидактических игр по теме «Комнатные растения»;
• посадка комнатного цветка «Щучий хвост» (наблюдение, уход за цветком).
• создание рукописной книги «Мое любимое комнатное растение».
Задачи:
1. Обогащать знания детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
2. Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
3. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
4. Учить детей находить способы решения проблемных ситуаций.
5. Учить устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием растения, развивать практические навыки по уходу за комнатными растениями.
6. Расширять словарный запас, развивать связную речь дошкольников.
7. Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
8. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
9. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, желание за ними ухаживать.
ПЕРВЫЙ ЭТАП.
Индивидуальные беседы с детьми и анкетирование родителей по теме «Комнатные растения».
Сбор литературы по данной теме
Разработка плана реализации проекта
Разработка дидактических игр, пособий
Подборка иллюстративного материала.
Подборка стихотворений, загадок, песен по теме.
Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.
ВТОРОЙ ЭТАП.
Беседы с детьми:
Строение комнатного растения.
Что необходимо растению для роста?
Как ухаживать за комнатным растением?
Дидактические игры
-Что изменилось?
-Угадай растение по описанию.
-Где спряталась матрёшка?
-Найди растение по названию.
Чтение художественной литературы:
-стихотворение Е. Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях», А. К. Толстой «Колокольчики мои…», Я. Колас «Цветок».
-Загадывание загадок, заучивание стихов, составление описательных рассказов.
Совместная и самостоятельная деятельность.
Наблюдения за растениями в уголке природы.
Наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь)
Художественное творчество
-рисование на тему «Кактус»; раскрашивание раскрасок по теме;
-пластилинография (рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу»
Пополнение развивающей среды
-Пополнение уголка природы необходимым оборудованием (лейка, тряпочки, пульверизатор, фартуки);
-Оснащение экологической зоны в группе новыми растениями;
-Изготовление «Паспорта комнатных растений»;
-Картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.
Трудовая деятельность
Полив комнатных растений;
Уход за листочками цветов от пыли;
Опрыскивание цветов водой;
Пересаживание цветка «щучий хвост» в новый горшок с новым грунтом – наблюдение и посильная помощь воспитанников.
Работа с родителями
-Анкетирование «Что вы знаете о комнатных растениях?»;
-Акция «Подари растение детскому саду»- оснащение уголка природы комнатными растениями.
ТРЕТИЙ ЭТАП.
Папка-ширма по теме «Комнатные цветы в детском саду»
Консультация для родителей «Лекарственные комнатные растения»
Презентация: «Комнатные растения».
Результаты проекта :
Дети:
• Повысился уровень знаний о комнатных цветах, о значении растений в жизни человека.
• Владеют навыками правильного ухода и бережного отношения к комнатным растениям
Родители:
• Участие родителей в жизни группы
Педагог:
• Обогащение предметно-развивающей среды группы
• Укрепление связи с родителями
Обеспечение проекта :
Техническое: ноутбук, цифровой фотоаппарат,
Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организация детской деятельности в ДОУ.
Финансовое: за счет собственных средств, помощи родителей (пополнение уголка природы комнатными цветами)
Выводы: Я думаю, что необходимо и дальше продолжать работу по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями, продолжать расширять живой уголок группы и, соответственно, расширять знания детей о комнатных растениях (в соответствии с возрастными особенностями, их многообразии. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!
Средняя группа
«Рассматривание комнатного растения – драцена».
Цель: учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист). Воспитывать способность переживания чувства радости от рассматривания растения.
«Опрыскивание комнатного растения»
Цель: формировать у детей знания о структуре трудового процесса. Воспитывать желание помогать растениям.
«Поливка комнатного растения»
Цель: показать детям потребность растения во влаге; обучить процессу поливки.
«Составление рассказа-описания о комнатном растении»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ о растении; развивать связную речь.
Перечень экологических игр и упражнений
«Научи Мишку мыть растение» (с элементами моделирования)
«Угадай растение по описанию» (драцена, хлорофитум, фикус)
Цель: воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.
Описание: на столе стоят 5 комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель, поочередно обращаясь к каждому ребенку, дает словесное описание растения, а ребенок находит его среди остальных
( например: у этого растения узкие/широкие/длинные/короткие листья, а у этого растения толстый стебель и т. д.).
«Где спряталась матрешка?»
Цель: закрепить у детей названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.
Описание: растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет матрешку под растением. Ребенка освобождают от платка, он находит матрешку и говорит название растения.
«У кого какой цветок»
Цели: упражнять детей в различении двух комнатных растений, одинаковых по названию; учить сравнивать растения, начиная с существенных признаков, развивать наблюдательность.
Описание: на мольберте 2-3 пары картинок; на каждой паре картинок изображены комнатные растения, которые одинаково называются, но чем-то отличаются друг от друга. Мы с вами по очереди будем про них рассказывать, я – про одно растение, а тот, кого я вызову, - про другое. Если я называю форму листьев своего растения, вы рассказываете о листочках своего. Например, я говорю: «На моей картинке – фиалка с белыми цветами», а вы мне отвечаете: «А на моей картинке – фиалка с голубыми цветами».
Список литературы:
«Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/Пособие для руководителей и практикующих работников ДОУ/ Авторы-составители: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова/Издательство Аркти Москва 2006.
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010