Батищева Елена
Проект в средней группе «Комнатное растение — лучший подарок маме»
ПРОЕКТ «КОМНАТНОЕ РАСТЕНИЕ, ВЫРАЩЕННОЕ СВОИМИ РУКАМИ - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК МАМЕ»
Выполнил: воспитатель
средней группы «Солнышко»
Батищева Елена Ивановна
Холмск
2022
Актуальность проекта
Создание данного проекта вызвано потребностью детей, их родителей и воспитателей:
Публикация «Проект в средней группе „Комнатное растение — лучший подарок маме“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- в развитии гуманного, осознанного отношения к природе;
- в приобретении практических навыков по выращиванию комнатных растений.
- в воспитании у детей чувства доставлять радость родному человеку своими делами, поступками и вниманием.
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели группы.
Время проведения проекта : январь – март 2022 г.
Цели проекта :
1. вызвать желание и интерес у детей к созданию подарка своими руками;
2. воспитание бережного и осознанного отношения к природе.
Задачи:
1. Учить добывать экологические знания через опытно-экспериментальную деятельность, умение наблюдать за живой природой, применять эти знания на практике;
2. Приобщать детей к посильному труду - самостоятельно сажать, ухаживать и выращивать понравившееся комнатное растение;
3. Учить самостоятельно оформлять цветочный горшок из подручных материалов
4. Учить детей презентовать свою работу.
Тип проекта - исследовательский.
Вид проекта - познавательно-творческий.
Оборудование: цветочные горшки, грунт, комнатные растения, наглядные пособия, иллюстрации, художественная литература, влажные тряпочки, лейка, лопатка, пульверизатор.
Ожидаемые результаты проекта
1. Успешный опыт и первые плоды помогут развить уверенность ребенка в своих силах и познакомят его с ощущением гордости и радости за собственные достижения.
2. Украшение горшков для растений и создание рисунков внесет весомый вклад в развитие детской креативности и фантазирования.
3. Дети узнают о правилах выращивания цветов в доме.
4. Обогатится словарный запас детей по данной тематике.
5. Наблюдая за растениями и их развитием ребенок по-настоящему поймет, что такое живая природа и как хрупка жизнь каждого листика. Ребенок лучше поймет принципы бережного отношения к природе, начнет ценить мир, в котором живёт.
Этапы проведения проекта
1. Подготовительный
1. Создание необходимых условий для реализации проекта;
2. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала;
3. Найти интересную информацию о понравившемся цветке;
4. Подобрать бросовый, природный материал для дизайнерского оформления цветочного горшка.
II. Основной
1. Работа с родителями
1. Предложить родителям совместно с детьми посетить цветочный магазин в г. Холмск «Цветы».
2. Приобщать детей к уходу за комнатными растениями в домашних условиях.
3. Принести обычный цветочный горшок или пластиковое ведерко, земляную смесь для посадки комнатных растений.
4. В научной литературе помочь найти детям информацию о комнатных растениях : узумбарская фиалка, бегония тигровая, хлорофитум, ; интересные факты о растении, его лечебные свойства.
2. Экскурсия в старшую группу –«Уголок природы».
3. Практические занятия
1) Творческая работа. Ручной труд
Дизайнерское оформление цветочного горшка. Самостоятельно дети украшают цветочные горшки, используя при этом бросовый материал (кусочки ткани, бечевки, ниток, бумаги, яичную скорлупу, а так же и другие художественные средства- декоративную роспись гуашевыми красками, использование различных круп для объемной аппликации.
2) Посадка и уход за растениями
Черенкование растений : бегонии вечноцветущей;
Размножении фиалки узумбарской листочком;
Рассаживание «кустиков» хлорофитума;
«Юные цветоводы». Посадка комнатного растения :
1) Высадка и уход за молодыми кустиками хлорофитума;
2) Высадка и уход за черенками бегонии;
3) Высадка и уход за посаженными листиками фиалки.
Ежедневный уход за посаженными комнатными растениями :
- правила полива комнатных растений;
- опрыскивание комнатных растений;
- содержание растений в чистоте;
- рыхление почвы в цветочных горшках.
4. Чтение художественной литературы
Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка», «Привередица» русская народная сказка, стихотворения Е. Благинина «Бальзамин», Г. Ракова «Фиалка», «Бегония», В. Тушнова «Не понимаю», С. Каратов «Комнатные цветы», Н. Нищева «Комнатные цветы», О. Б. Ферпер «Бегония», Б. Пастернак «Герань».
5. Работа в книжном уголке
Предметные картинки по теме, картины из серии «Уход за комнатными растениями», картины из альбома по развитию речи «Дети поливают цветы».
6. Наблюдения
за цветущими растениями в уголке природы (узумбарская фиалка, бегония, хлорофитум);
наблюдения за растениями, которые требуют разного ухода в зависимости от условий их жизни (влаголюбивые, тенелюбивые, требующие редкого полива, светолюбивые растения) - хлорофитум, фиалка, бегония
наблюдение за появлением на черенках бегонии новых отростков молодых корешков;
наблюдение за появлением на сорванных листьях фиалки, поставленных в воду молодых корешков;
за «живородящим» растением хлорофитум;
наблюдение – исследование «Надо ли поливать растение?»
наблюдение - опыт «Какую воду любят растения?»
наблюдение «Опрыскивание растений»
наблюдение «В погоне за светом».
наблюдение «Что изменилось»?
7. Экологические игры
«Если бы ты был комнатным цветком».
8. Дидактические игры
«Узнай растение», «Что изменилось?», «Найди по описанию растение» «Где растут цветы», «Чего не стало», «Большие и маленькие», «Отгадай, что за растение», «Один и много», «Найди такой же», «У кого какой цветок», «Опиши, а мы отгадаем» «К названному растению беги», «Собери цветок», «Четвертый лишний», «Где спрятано растение?».
9. Пальчиковая игры
«Наши алые цветы», «На окне цветок колючий», «Цветок».
10. Подвижные игры
«Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения», «Кто быстрее посадит цветы».
11. Настольные игры
«Выложи цветы» (мозаика, «Собери комнатное растение», «Собери букет», «Цветочное лото», Домино – «Цветы».
12. Продуктивная деятельность
«Мой любимый цветок» (рисование, «Хлорофитум» (рисование простым карандашом); «Спатифиллум» (аппликация, «Калла» (ручной труд, из ватных дисков и ватных палочек).
13. Музыка
П. Чайковский «Вальс цветов», отрывок из Concerto for cello e-moll Ф. Мендельсона, музыкальный отрывок из «Ромео и Джульетты» С. С. Прокофь-ева, музыкальный отрывок из Humoresque А. Дворжака.
14. Просмотр видеофильмов
«Комнатные растения», «Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?», «Комнатные растения – зеленые санитары», «Комнатные растения, увлажняющие воздух», «Цветы нашей группы».
III. Заключительный
1. Презентация : Вручение комнатных растений мамам в конце утренника, посвященного Международному дню 8 Марта.
2. Диагностика знаний, умений и навыков по разделу «Комнатные растения» (после вручения подарка маме). Вспомнить с детьми с чего начинался наш проект, каких результатов мы достигли, что нового интересного узнали о комнатных растениях, с какими трудностями столкнулись при проведении проекта, что удалось.
Результаты проекта
Благодаря этому проекту период с января по март получился насыщенным интересной экспериментальной деятельностью и положительными эмоциями. Дети многое узнали и многому научились. Дети остались очень довольны, больше всего им нравилась посадка и уход за своим цветком, наблюдения как отросток сначала даёт корешки, а затем при посадке в землю появляются новые листочки.
Но самое главное восхищение детей и радость были видны на празднике, когда дети подарили мамам свои настоящие, живые растения. Видя восхищения взрослых, дети приходили в восторг и у них повысилась самооценка.
Каждый ребенок воспользовался правом выбрать любое понравивщееся ему растение, взять его отросток, листок, часть корешка посадить его, осуществлять ежедневное наблюдение, уход за ним. Самостоятельно дети украшали цветочные горшки, используя при этом бросовый материал.
Таким образом, проект «Выращю цветок своими руками и подарю на праздник маме» позволил:
1. Расширить знания и представления детей о комнатных растениях.
2. Дать представление о том, что растения живые, им нужны хорошие условия — почва, питательные вещества, вода, тепло, солнечный свет.
3. Получить информацию о том, что комнатные растения приносят пользу : дают положительные эмоции, очищают воздух, выделяют кислород.
4. Сформировать положительное отношение между детьми во время совместной творческой работы.
5. Пополнить словарный запас.
6. Воспитанию у ребенка любви и уважения к самому родному и дорогому человеку – маме.