Татьяна Арчибасова
Проект «Книжная иллюстрация как средство формирования умения создавать художественный образ детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Пересказ художественного текста средствами рисунка являются одним из видов речи, поэтому целенаправленное развитие данных умений в дошкольном возрасте по своей актуальности подобно обучению чтению на следующем этапе взросления.
Опираясь на исследования ученных в области общего развития ребенка, можно сказать, что рассказывание рисунками – это двуединый процесс: переработка словесного образа в визуальную форму.
Публикация «Проект „Книжная иллюстрация как средство формирования умения создавать художественный образ детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Изобразительное творчество базируется на запечатленных в памяти образах и желании высказаться по поводу увиденного, услышанного, пережитого. Поэтому рисунок ребенка нужно рассматривать как речь, предшествующую словесной, естественную и универсальную. Перенесение на бумагу мысленных образов позволяют рисующему принять или отвергнуть те или иные идеи, «проговаривать»карандашом или кистью то, что не всегда выразить словами.
Одним из факторов, определяющих развитие изобразительного творчества детей, следует принять влияние фольклора и детских литературных произведений. Они воспитывающие влияют на личность ребенка, формируют его способности, психические свойства, необходимые для такого сложного процесса, как высказывание мыслей и чувств ярким образным языком.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Выявить возможности книжной иллюстрации в формировании у детей умений в создании визуальных образов, то есть передаче мысли и чувств, возникающих в ходе прослушивания художественного текста, в рисунках; найти приемы обучения дошкольников иллюстрированию путем создания художественного образа на основе его словесного описания.
ОБЬЕТ ПРОЕКТА :
Создание художественного образа.
ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА :
Формирование умений создавать художественный образ на основе книжной иллюстрации у дошкольников.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Теоритически изучить вопросы, связанные с развитием умений ребенка переводить на язык изобразительного искусства образы, полученные в ходе восприятия художественного текста на слух.
2. Раскрыть возможности книжной иллюстрации в обучении дошкольников создания выразительного образа.
3. Найти и обосновать приемы обучения детей созданию художественного образа на основе ознакомления с книжной иллюстрацией и рисование в ходе прослушивания фольклора и произведений детской литературы.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по обучению детей дошкольного возраста созданию выразительного образа по словесному описанию.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Дети 2 младшей группы, родители, воспитатели
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : 1 год
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Научить детей живо воспринимать произведения литературного творчества и в первую очередь фольклора, чтобы развить в них умение наслаждаться стихами и сказками. Необходимо развивать поэтический слух, а дальше следует прочно закрепить в уме малыша образ героя или картины природы, воссоздавая его языком изобразительного искусства. Это должно служить путем постижения основной мысли литературного произведения и одновременно формирования способностей к изобразительному творчеству.
Понимание дошкольниками иного значения слова не возникает само собой – его надо развивать и воспитывать. Из данных умений складывается способность иллюстрировать (пересказывать) произведение, используя нужные тропы, несложную композицию, определенный ритм линий и пятен.
В ходе исследования для более успешной работы в этом направлении, считаю необходимым сосредоточить свое внимание на обучении детей иллюстрированию не только прозаической формы словесного творчества, мы имеем в виду сказки, так как специфика художественных средств народной сказки соответствует особенностям восприятия ребенка, но и стихотворных текстов. Считаю нужным использовать возможности тематического рисования, то есть создания рисунков с сюжетным содержанием.
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ИСЛЕДОВАНИЯ ПРОХОДИЛИ В ТРИ ЭТАПА.
На первом этапе (констатирующий эксперимент) мы выявили уровень развития умений дошкольников создавать выразительные образы в ходе иллюстрирования литературных произведений.
Затем выявили умение выражать авторскую мысль языком изобразительного искусства.
На втором. Основном этапе (формирующий эксперимент) дошкольники обучались иллюстрированию литературных произведений на основе понимания их содержания. Были разработаны упражнения, направленные на формирования умений проникать в глубину содержания произведения, и одновременно грамотно использовать язык изобразительного искусства в ходе работы над иллюстрацией.
Далее был намечен и проведен формирующий эксперимент по совершенствованию графического образа на основе ознакомления с книжными иллюстрациями.
На третьем этапе заключительном моментом стал анализ и подведение итогов проделанного исследования.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подведение итогов.
1. Дошкольникам демонстрируют иллюстрацию какой-либо детской книги, а они должны догадаться, как называется эта книга. Это способствует формированию зрительной памяти, мышления.
2. Детей просят рассмотреть одну или две иллюстрации к незнакомой книге, затем, подробно устно описать, что в них изображено или, о чем рассказал художник. Затем воспитатель читает содержание данной книги (рассказа, сказки, стихотворения). И только потом дошкольники создают свои образы.
3. Научить детей внимательно рассматривать готовое изображение, то есть иллюстрацию, сделанную художником, а затем ее воспроизводить, как бы с натуры.
4. Дети воссоздают авторские образы в другой технике изображения (базируется на воспроизведении авторской иллюстрации. Особенно это касается работ художников-иллюстраторов, создающих свои образы в анималистическом жанре).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакушинский А. В. Художественное творчество.
2. Быстрова А. А. Рассказывание сказок детям в семье // Дошкольное воспитание. 2008.№12
3. Гальперин П. Я. К вопросу о внутренней речи // Хрестоматия по педагогической психологии. : Международная педагогическая академия. 2005.
4. Венцов А. В. Касевич В. Б. Проблема восприятия речи. - М. ; 2003.
5. В стране великого сказочника. Об иллюстрациях произведений Андерсона. ; «Сов художников». 1988.
6. Гурович Л. М. Ребенок и книга. 1999
7. Елисеева М. Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до7 лет. 2009.
8. Заварова А. В. Об иллюстрации детской книги. 2008.
9. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание 2008. №9
10. Казакова Р. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. 2006.
11. Педагогика понимания. / Учебное пособие. Сенько Ю. Ф., Фроловская М. Н. «Дрофа» 2007.
12. Силивон В. А. Как рассматривать иллюстрации : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск. 2003.
13. Славина Л. С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста. 1947.№7
14. Флерина Е. А. Рисование в дошкольном возрасте. 2001.
15. Хализова Н. Б. Изобразительное творчество дошкольников. 1998.