Нина Михайловна Андреева
Проект «Классическая музыка в детском саду» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Классическая музыка в детском саду»
Разработала: музыкальный руководитель
Н. М. Андреева
Проект «Классическая музыка в детском саду»
Публикация «Проект „Классическая музыка в детском саду“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Художественно-эстетическое развитие детей — один из вопросов, который призваны решать как родители, так и воспитатели детских садов. Задумываясь над проблемами художественно-эстетического развития своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором: куда записать ребёнка в музыкальную школу, изостудию, танцевальную секцию? Успех художественно-эстетического развития ребенка нередко зависит от базы заложенной в детском саду. С этой целью в детском саду реализуется
Проект «Классическая музыка в детском саду».
Образовательная область: музыка
Области интеграции: познание, здоровье, коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Вид проекта : Открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры, групповой, творческий, долгосрочный.
Целью этого проекта является создание у детей мотивации заниматься музыкой. Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию.
Содержание проекта :
• организация и проведение встреч детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами, артистами балета);
• обогащение детей в собственно музыкальном, художественном, в познавательном, социальном и творческом планах;
• создание мотивации к занятиям классическим искусством;
• формирование начал музыкальной и художественной культуры;
• знакомство с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах, вокалистами, артистами балета и др.
• обеспечение доступности для детей дошкольного возраста слушания классической музыки в живом высокохудожественном исполнении;
• приобщение детей дошкольного возраста к ценностям музыкальной культуры;
• развитие у детей художественного вкуса;
• развитие у детей интереса к музыке как виду искусства;
• организация мероприятий, способствующих приобщению родителей детей дошкольного возраста к миру музыкальной культуры;
• стимулирование и развитие педагогического творчества и мастерства педагогических работников ДОУ и ДМШ;
• приобщение учащихся и преподавателей образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, к просветительской деятельности;
• повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса работы с детьми;
• привлечение семей воспитанников ДОУ к музыкально-творческой деятельности.
Участники проекта :
• Воспитанники ДОУ
• Учащиеся ДМШ
• Педагогические работники ДОУ (музыкальные руководители, воспитатели)
• Педагогические работники ДМШ (преподаватели и концертмейстеры)
• Родители детей-участников проекта, которые могут: участвовать в подготовке и проведении мероприятий в рамках проекта; быть сопровождающими детей в выездных мероприятиях; помочь закрепить и расширить у своих детей представления о музыке, театре и др. видах искусства.
Возраст дошкольников: 4-7 лет;
Продолжительность проекта : долгосрочный
Материалы и оборудование: Музыкальные инструменты, DVD-проигрыватель, музыкальный центры, мультимедийная установка, компьютер, принтер, видеокамера, телевизор, аудио системы, диски и кассеты с записью фонограмм для выполнения упражнений, фотографии и картины с изображениями инструментов, портреты выдающихся музыкантов, композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература.
Руководитель проекта : Андреева Нина Михайловна (музыкальный руководитель).
Творческая группа:
• Мельникова Алёна Борисовна (старший воспитатель);
• Кобзева Наталья Викторовна (воспитатель)
• Шипулина Марина Анатольевна (воспитатель);
• Березовая Галина Ивановна (воспитатель);
• Устюгова Наталья Петровна (воспитатель);
План работы по реализации нового образовательного проекта
«Классическая музыка в детском саду»
1 этап организационный:
Направления работы: Познакомить педагогический коллектив ДОУ с Положением о новых образовательных проектах. Разместить Положение о новых образовательных проектах в ДОУ в открытом доступе (в методическом кабинете, на стенде перед методическим кабинетом). Расположить информацию о выбранных образовательных проектах и плане их реализации на сайте ДОУ. Создание творческой группы. Определение целей и задач проекта. Заключение договоров с ДМШ №1.
Содержание: Изучить возможности социокультурного пространства округа и района с целью привлечения к сотрудничеству искусствоведов, музыкантов, артистов.
Создать банк данных учреждений округа и района по выбранным проектам (музыкальные школы, театры, мюзиклы).
Составить план реализации проекта «Классическая музыка в детском саду»
Ответственный: старший воспитатель Мельникова А. Б.
Сроки: Сентябрь-октябрь
2 этап - практический
Сроки Мероприятия Концерты
Выставки
с детьми с педагогами Взаимодействие
с родителями
октябрь Введение музыкальных минуток во всех группах (прослушивание композиций в перерывах между занятиями, утром, перед сном; пробуждение под музыку) (Отв. : воспитатели групп)
Первое знакомство с музыкальными инструментами
(Отв. : музыкальный руководитель)
Знакомство с циклом П. И. Чайковского «Времена года» "Осень"
(Отв. : музыкальный руководитель)
Знакомство с циклом А. Вивальди "Времена года" "Осень"(Отв. : музыкальный руководитель) Изучение уровня знаний и приоритетов педагогов по классической музыке (Отв. : музыкальный руководитель Андреева Н. М.) Изучение уровня знаний и приоритетов родителей по классической музыке
(Отв. : воспитатели групп)
Анализ профессий родителей воспитанников ГБОУ д/с № 1103 с точки зрения реализации проекта (Отв. : воспитатели групп) Выставка детских работ «Я рисую музыку» (Отв. : ст. воспитатель Мельникова А. Б.)
ноябрь Знакомство детей с «Музыкальными жанрами : песня, танец, марш» на основе программы Д. Б. Каболевского и по циклу произведений К. Сен-Санса "Карнавал животных"(Отв. : музыкальный руководитель)
Познакомить с историей возникновения музыкальных инструментов, их классификацией. (Отв. : музыкальный руководитель)
Постановка мюзикла по сказке Джанни Родари "Чиполлино" с детьми подготовительной группы /для младших групп и родителей/
(Отв. : музыкальный руководитель Анреева Н. М.)
Иллюстрирование музыкального материала («Я рисую музыку») (Отв. : воспитатели групп) Авторские разработки педагогов ДОУ для занятий с детьми по классической музыке (видеопрезентации, видеоигры) (Отв. : ст. воспитатель Мельникова А. Б.) Изучить потребности родителей в обучении детей в музыкальных школах
(Анкетирование)
(Отв. : воспитатели групп)
Составление методических рекомендаций по классической музыке для родителей"(Отв. : музыкальный руководитель Андреева Н. М.)
Помощь в организации выставки «Струнные музыкальные инструменты» (Отв. : воспитатели групп) Концерт учеников детской музыкальной школы №1 «Струнный концерт» (Отв. : ст. воспитатель Мельникова А. Б.)
Выставка «Струнные музыкальные инструменты» (Отв. : воспитатели старшей группы "Непоседы")
декабрь Слушание муз. сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».
Познакомить с персонажами сказки «Петя и волк» и изображающими их муз. инструментами.
Иллюстрирование музыкального материала (рисование персонажей сказки) (Отв. : музыкальные руководители)
*Открытие в саду музыкальной гостиной для детей и их родителей (Отв. : ст. воспитатель Мельникова А. Б.) Консультация «Симфоническая музыка и инструменты симфонического оркестра»
(Отв. : музыкальный руководитель.)
Консультация «Музыка в общении с ребенком» (Отв. : музыкальный руководитель Андреева Н. М.)
Анкетирование «Роль музыки в воспитании ребенка» (Отв. : воспитатели групп)
Помощь родителей в организации выставки «Духовые музыкальные инструменты» (Отв. : воспитатели групп)
Открытие в саду музыкальной гостиной для детей и их родителей (Отв. : ст. Мельникова А. Б.) Выставка «Духовые музыкальные инструменты» (Отв. : воспитатели старшей группы "Теремок")
Концерт учеников отделения духовых инструментов ДМШ №1 (Отв. : ст. воспитатель Мельникова А. Б.)
январь Рассказать об изобразительности музыки (способность подражать голосам и манере поведения); раскрыть роль маршевости в сказке.
Дать представление о развитии образных характеристик сказки. (Отв. : музыкальный руководитель)
Постановка мюзикла по сказке «Щелкунчик» с детьми подготовительной группы /для младших групп и родителей/(Отв. : музыкальный руководитель Андреева Н. М.)
Знакомство с циклом П. И. Чайковского «Времена года» "Зима"(Отв. : музыкальный руководитель)
Знакомство с циклом А. Вивальди "Времена года" "Зима" (Отв. : музыкальный руководитель) Консультация для воспитателей старшего дошкольного возраста «Обогащение музыкального опыта ребенка в игре» (Отв. : музыкальный руководитель Андреева Н. М)
Консультация для воспитателей младшего дошкольного возраста «Обогащение музыкального опыта ребенка в игре» (Отв. : музыкальный руководитель Андреева Н. М.)
Подготовить и заслушать отчеты (за первое полугодие) руководителей и ответственных за реализацию каждого образовательного проекта (Отв. : ст. воспитатель Мельникова А. Б.) Консультация «Как научить ребенка слушать классическую музыку» (Отв. : музыкальный руководитель Андреева Н. М.)
Информационный стенд «Список рекомендованных к слушанию музыкальных произведений» (Отв. : музыкальный руководитель)
Помощь родителей в организации выставки «Ударные музыкальные инструменты» (Отв. : воспитатели групп) Выставка «Ударные музыкальные инструменты» (Отв. : воспитатели подготовительной группы "Непоседы")
февраль Познакомить с «Детским альбомом» П. И. Чайковского, с историей его создания. Слушание отдельных пьес.
Учить сравнивать произведения с близкими названиями (песни разных стран из «Детского альбома» – «Русская песня», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка»).
Познакомить с народными музыкальными инструментами разных стран; учить различать тембры народных инструментов. (Отв. : музыкальный руководитель)
Музыкально- литературный вечер с участием родителей "Чайковский - детям"(Отв. : музыкальный руководитель) Консультация «Творчество П. И. Чайковского» (Отв. : музыкальный руководитель Андреева Н. М.) Консультация для родителей детей младшего возраста
Проведение мастер-класса для родителей, желающих обучать детей в музыкальной школе (Отв. : музыкальный руководитель Андреева Н. М.)
Помощь родителей в организации выставки «Народные музыкальные инструменты» (Отв. : воспитатели групп)
Музыкально- литературный вечер с участием родителей "Чайковский - детям"(Отв. : музыкальный руководитель) Выставка «Народные музыкальные инструменты» (Отв. : воспитатели подготовительной группы "Непоседы")
Концерт учеников ДМШ по классу народного отделения (Отв. : ст. воспитатель Мельникова А. Б.)
март Продолжение знакомства с музыкальными инструментами"(Отв. : музыкальный руководитель)
Постановка мюзикла по сказке "Муха-цокотуха" с детьми подготовительной группы /для младших групп и родителей/ (Отв. : музыкальный руководитель Андреева Н. М.)
**Музыкальная гостиная для детей и их родителей (Отв. : ст. воспитатель Мельникова А. Б.) б Посещение с детьми концерта воспитанников детской музыкальной школы №1 (Отв. : ст. воспитатель Мельникова А. Б.)
Музыкальная гостиная для детей и их родителей (Отв. ст. воспитатель)
Помощь родителей в организации выставки «Клавишные музыкальные инструменты» (Отв. : воспитатели групп) Выступление воспитанников детской школы искусств №11 по классу "Фортепиано, баяна, аккордеона"(Отв. : ст. воспитатель Мельникова А. Б.)
Выставка «Клавишные музыкальные инструменты» (Отв. : воспитатели средней группы "Пчелки")
апрель Познакомить детей с альбомом О. П. Радыновой «Природа и музыка». Учить чувствовать настроения, выраженные в музыке; учить различать оттенки настроений в музыке, средства музыкальной выразительности. (С. Майкапар «Эхо в горах», С. С. Прокофьев «Фея Весны», Э. Григ «Утро», Г. Свиридов «Дождик»)
(работа проводится в течение месяца) (Отв. : музыкальный руководитель)
***Музыкальная гостиная для детей и их родителей
(Отв. : ст. воспитатель Мельникова А. Б.)
Знакомство с циклом П. И. Чайковского «Времена года» "Весна"
(Отв. : музыкальный руководитель)
Знакомство с циклом А. Вивальди "Времена года" "Весна"(Отв. : музыкальный руководитель) Консультация «Читаем и слушаем музыку» (Отв. : ст. воспитатель Мельникова А. Б.)
Разработать тематику и провести мастер-классы по реализации проекта «Классическая музыка в детском саду» (Отв. : музыкальный руководитель)
Отчёт по участию в проекте "Шедевры классической музыки"(Отв. : ст. воспитатель Мельникова А. Б.) Консультация «Театр и дети» (Отв. : воспитатели групп)
Информационный стенд «Что можно посетить с ребенком». (Отв. : воспитатели групп)
Музыкальная гостиная для детей и их родителей (Отв. : ст. воспитатель Мельникова А. Б.) Концерт выпускников ДМШ №1 и ДШИ (Отв. : ст. воспитатель Мельникова А. Б)
Музыкальная викторина для детей и родителей
«Угадай-ка!» (по произведениям К. Сен-Санса "Карнавал животных", П. И. Чайковского "Детский альбом", "Времена года") (Отв. : музыкальный руководитель Андреева Н. М.)
май Музыкально-литературный досуг «Весна идет» (Э. Григ «Ручеек», П. И. Чайковский «Подснежник», А. Вивальди «Весна»). (Отв. : музыкальный руководитель)
Посещение музея муз. культуры им. М. И. Глинки (в рамках Международного дня музея – 18 мая) (Отв. : родители) Музыкальная викторина «Угадай-ка!» (по произведениям Чайковского, Вивальди, Свиридова, Прокофьева)
(Отв. : музыкальный руководитель Андреева Н. М.) Участие в музыкально-литературном досуге «Весна идет» (Э. Григ «Ручеек», П. И. Чайковский «Подснежник», А. Вивальди «Весна») (Отв. : воспитатели старших групп)
Посещения музея им. Глинки. Выставка
"Аудиоаппаратура для прослушивания классических музыкальных произведений разных времен (ретро)" (Отв. : воспитатели средней группы «Пчелки», «Солнышко»
июнь Проведение музыкального досуга "Шедевры классической музыки"
(Отв. : музыкальный руководитель) Подготовить и заслушать отчеты (за второе полугодие) руководителей и ответственных за реализацию каждого образовательного проекта" (Отв. : музыкальный руководитель Андреева Н. М.)
июль Использование классической музыки в досуговой деятельности детей
Знакомство с циклом П. И. Чайковского «Времена года» "Лето"(Отв. : музыкальный руководитель)
Знакомство с циклом А. Вивальди "Времена года" "Лето"(Отв. : музыкальные руководители) Выставка : «Сказочные образы в музыке» (Отв. : воспитатели групп)
Август Использование классической музыки в досуговой деятельности детей (Отв. : ст. воспитатель Мельникова А. Б.) Выставка «Музыкальные инструменты в рисунках детей» (Отв. : воспитатели групп)
*Музыкальная гостиная "Путешествие по странам" - подготовительные группы
**Музыкальная гостиная "Оркестр народных инструментов" - средняя группа
***Музыкальная гостиная "Симфонический оркестр" - старшая группа
Мероприятия, проводимые в течение года:
Посещение детьми и родителями музыкальных мероприятий, организованных в городе Барнауле
Организация встреч с музыкантами : «Большие люди – маленьким детям»
Выход детей в учреждения культуры (совместно с родителями).
3 этап Сравнительный анализ музыкального развития детей в начале и в конце проекта
Предполагаемый результат:
Дети:
• дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменение особенности музыкального восприятия : появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
• более глубокими и содержательными высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь, активный словарь пополнится новыми словами
• самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
• находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов
• Различают на слух и дают название музыкальных произведений, автора музыки
• Определяют характер музыки,передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике
• Различает и называет музыкальные инструменты, умеют о них рассказать
• Знают и называют произведения цикла, альбома одного композитора,
• Участвуют в инсценировках, музыкальных постановках, музыкальных гостиных
Коммуникативные навыки:
• получает удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;
• преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки;
• имеет адекватную самооценку, статус в группе;
Родители:
• активный и заинтересованный участник педагогического процесса
• повышение общей и музыкальной культуры
• проявляет интерес к классической музыке
• имеет представления о композиторах разных эпох, музыкальных произведениях, различают жанры музыкального искусства
• слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей, проводят беседы
• посещают спектакли, концерты где звучит классическая музыка
Разработано в соответствии с рекомендациями по реализации проекта «Классическая музыка в детском саду» и программой «СИНТЕЗ» (К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан и др.)