Анастасия Панфилова
Проект как способ поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
текст к презентации
1 Слайд - Титульный лист
2 Слайд - Актуальность. Современные тенденции развития дошкольного образования выражены в реализации принципов гуманистической педагогики развития, педагогики сотрудничества, в признании приоритетности личностно-ориентированного стиля педагогического общения, предоставления ребенку самостоятельности, и, прежде всего в игре, обеспечивающих развитие собственной активной позиции у ребенка и позволяющих наиболее полно реализовать себя.
Публикация «Проект как способ поддержки детской инициативы» размещена в разделах
Современная образовательная ситуация востребует личность, способную к саморазвитию, самореализации, понимающую необходимость образования на протяжении всей жизни, ориентирующуюся в динамично меняющемся мире, умеющую выбирать жизненную стратегию и нести ответственность за свой выбор. Личность способную не только ориентироваться в социальной среде на основе знаний, умений и навыков, но и способную интегрироваться в социуме, сохраняя собственное достоинство, индивидуальное своеобразие и уважения достоинства других.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
3 Слайд – Требования ФГОС.
3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены психолого-педагогические условия:…
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;…
для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
4 Слайд – Инициатива.
Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Детская инициатива – целенаправленная деятельность, инициированная самими детьми, направленная на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а также на саморазвитие и образование.
Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития.
проявляется во всех видах детской деятельности, но ярче всего в коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной
5 Слайд – Игра.
ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность,
а следовательно, и динамичнее развитие личности.
Короткова Н. А. и Нежнова П. Г. вводят такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Инициативная личность развивается в деятельности. Ре-бенок принимает разные социальные роли и действует в соответствие с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младши-ми).
6 Слайд- Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает использование метода проекта (Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, Л. С. Киселева и др.).
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает использование метода проекта (Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, Л. С. Киселева и др.).
7 Слайд – Проект.
Для поддержки инициативы необходимо :
Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется через
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
8 Слайд – инициативный ребенок
Развитие желания попробовать новые виды игр с различными детьми в разных условиях, игровых центрах. Использование режиссерских и театрализованных игр. Желание придумать новый образ, способ решения поставленной задачи
Ознакомление со свойствами предметов на новом уровне
Поиск нового способа познания мира. Развитие интереса к различным явлениям детской жизни. Поиск новых способов использования предметов в игровой деятельности. Проявление интереса к труду, наблюдение за трудом, участие в трудовой деятельности. Предложение различных способов организации труда
• стремится к организации игр, изобразительных видов деятельности, содержательного общения;
• умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию;
• умеет включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
9 Слайд Для обеспечения поддержки детской инициативы взрослые предоставляют возможность детям самостоятельность
Способность рассчитывать на собственные силы
Возможность не зависеть от мнения окружающих, свободно выражать свои мысли, чувства.
Умение распоряжаться собой и своим временем по своему усмотрению.
Поступки, которые человек совершает сам, без посторонней помощи и подсказки.
основа активного взаимодействия личности с окружающей действительностью,
помогает ориентироваться в различных жизненных ситуациях, принимать решения,
расширяет возможности познания, общения подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения
10 Слайд – необходимые условия
В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство, «вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий»
11 Слад – Эффективные формы поддержки детской инициативы
Приводят к тому, что
дети становятся более самостоятельными, инициативными;
повышается уровень самоконтроля;
более объективной становится оценка детьми своих возможностей;
дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные информационные средства;
анализируют информацию, делают выводы
12 Мои проекты
В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные инновационные технологии Поскольку они позволяют реализовывать образовательную деятельность, оптимально раскрывающую потенциал участия детей, а также отводят основную роль образовательным процессам, реализуемым в повседневной деятельности, в естественных условиях. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы, совместно находить решения вопросов и задач, возникающих в процессе совместного жизнетворчества.
Проект мои педагогические находки повысил у детей интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Проект витамины у детей сформировал представление о значении правильного питания, значимости влияния витаминов на здоровье. У родителей расширились знания о необходимости разнообразия рациона продуктов в детском меню дома.
Проект ориентировка в пространстве и «Весна» позволил качественно изменить уровень знаний и умений детей: научились лучше запомнить материал, пользоваться логикой мышления; объединять несколько видов детской деятельности, позволяющие познавать мир и ориентироваться в нем; и, конечно, осуществлять познание согласно ведущему виду деятельности – игре.
13 Рекомендации родителям
Выстраивание, проговаривание, выслушивание планов друг друга, совместное действие по плану, достижение собственных и общих целей, удовольствие от общения – вот залог вашего успеха.
14 Литература.
15 Слайд – Спасибо.