Татьяна Енина
Проект «Как люди в древности обходились без часов»
▼ Скачать +Заказ
Исследовательско- познавательный проект
«Как люди в древности обходились без часов»
Старший дошкольный, младший школьный возраст
Подготовила и провела:
Енина Татьяна Анатольевна –
педагог высшей категории
Вид проекта : Исследовательско-познавательный.
Продолжительность: краткосрочный (март 2023)
Цель: Развивать интерес к истории происхождения часов.
Доказать способом экспериментирования, что время «движется».
Задачи:
Публикация «Проект „Как люди в древности обходились без часов“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Часы, время. Проекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Познакомить с историей изобретения часов, с разнообразием видов часов, их назначением. Познакомить с понятием время и его измерением. Научить детей ценить время и проводить его с пользой.
Развивать интерес, любознательность творческое воображение.
Методы исследования: изучение литературы, интернет-источников, экспериментирование.
Актуальность.
Современный человек не представляет жизнь без часов. Часы повсюду: на руке, в кармане, на стене, на башне, в автомобиле, в метро. Мы постоянно сталкиваемся с понятием «время». «Время деньги», «Время бежит», «Время течет», «Время не купишь». Время действительно движется вперед, вернуть или остановить его нельзя. Когда ты занят каким-то делом, время пролетает, а иногда кажется, что ползет, если нечем заняться или кого-то ждешь.
Я решила, что нужно не только познакомить с историей часов и их разновидностями, но и показать, как время «идет», «бежит», «течет», «ползет».
Ожидаемый результат.
В процессе работы над проектом дети познакомятся с историей часов. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Исследовательская деятельность поможет ребятам разобраться и усвоить понятие «Время»
Опыт презентации позволит детям раскрыться с новой стороны, смогут охотно делиться своими знаниями и наладить взаимоотношения со сверстниками.
Первый этап – формулировка исследовательского вопроса.
«Как люди в древности обходились без часов»
Второй этап – реализация проекта.
При поиске ответа на исследовательский вопрос, Ева поинтересовалась у родителей и брата. С помощью инциклопедии и интернета узнали много интересного и познавательного. В конце сделала вывод. Затем продумали где можно применить проект. Общими усилиями ребенка и родителя оформили красочный альбом. С помощью которого, Ева легко запомнили ход выполнения проекта, освоила алгоритм поиска ответа на свой вопрос и подготовила рассказ о истории происхождения часов.
Третий этап – презентация проекта.
Родители помогли Еве составить рассказ о проделанной работе и зафиксировать в альбом ключевые моменты. В группе при поддержке мамы и воспитателя Ева рассказала о своих исследованиях, демонстрируя свой красочный альбом.
Четвертый этап – выставка проектов.
После презентации альбома в группе были проведены различные задания и игры для закрепления знаний, полученных в ходе работы над проектом :
Беседа на тему: «Как люди в старину просыпались без будильников».
Презентация: «Как в старину определяли время».
Викторина «Что мы знаем о часах». Дети самостоятельно поделились на две команды и с удовольствием отвечали на вопросы и выполняли задания.
Экспериментирование: «Сколько воды вытечет за одну минуту?», «Успеем ли мы одеться за три минуты на улицу?», «Сколько кругов пройдет секундная стрелка за одну минуту?», «Если ни чего не делать, время ползет или бежит?», «Минуту прыгать или сидеть?».
Во время экспериментов дети изучали часы, сколько кругов пробежит секундная стрелка за минуту, две, три; что интереснее минуту прыгать или сидеть, оказалось прыгать веселее; успеют ли они собраться на улицу за три минуты, выяснили, что могут не все; сколько воды нужно пока пересыпается песок в часах? В конце каждого экспериментирования делали выводы.
Просмотр мультфильмов: «Фиксики-часы», «Фиксики-История часов» -в мультфильмах рассказывается о истории и разновидностях часов, о том что шалости с часами приводит к неприятным ситуациям.
Чтение стихотворения: «Секунда, минута, час» Г. Дядина.
Художественное чтение: Е. Щварц «Сказка о потерянном времени», С. Прокофьева «Часы с кукушкой», Я. Аким «Учитель Так-Так». Истории сказок рассказывают о важности времени и правильного его хода. О том, как от времени зависит распорядок дня и ритмичность жизни.
Пословицы, поговорки, загадки.
Конструирование: «Солнечные часы».
Дидактическая игра: «Определи время», «Когда это бывает», «Назови пропущенное слово».
Физкультминутка «Часики».
Работа с родителями: «Дизайнерские часы». Дети вместе с родителями придумывали дизайн часов, рисовали. Из рисунков вначале сделали выставку, а затем альбом.
Ресурсы, оборудования: Интернет - ресурсы, энциклопедии, книги, журналы.
Прогнозируемый результат.
Дети познакомятся с историей часов, умение анализировать и делать выводы.
Беседа: Как люди просыпались во времена, когда не было будильников?
Цель: познакомить детей с историей происхождения будильника
Задачи:
• знакомить детей с понятием «будильник» и с историей его возникновения;
• воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени;
• расширять кругозор, обогащать словарь детей.
Ход беседы:
Механический будильник изобрели только в середине XIX века, и то первое время он был недоступен большинству людей из-за своей дороговизны. Чтобы просыпаться по утрам в нужный час, людям приходилось идти на разные ухищрения. Как же они обходились без привычного нам будильника?
В стародавние времена христиан будил колокол, он помогал вовремя проснуться к утренней молитве. Кроме того в церквях звонили в колокола в определенные часы, что также помогало людям ориентироваться во времени.
В течение сотен лет люди пользовались часами, которые представляли собой специальный сосуд с водой. Когда через определенные промежутки времени уровень воды достигал назначенного уровня, срабатывал звуковой сигнал.
В Древнем Китае, например, использовали специальные часы. Они представляли собой длинную палочку из смолы и опилок, на которую вешали нитку с грузом. Палочку поджигали, она потихоньку тлела, нить в какой-то момент перегорала и груз с грохотом падал. Не проснуться от такого звука было просто невозможно.
А в Англии и Ирландии, на заре промышленной революции, появились так называемые, «будильщики», которые за деньги будили клиентов в урочный час. Они использовали трещотки, палки или дубинки, чтобы с их помощью стучать в двери и окна людей, подавая сигнал о том, что пора вставать.
Были будильщики высокого класса, которые аккуратно и настойчиво будили клиентов с помощью плевательной трубки и сухого гороха. Как правило, в эту профессию шли те люди, которые страдали от бессонницы и точно не могли проспать работу.
Люди, которые трудились на фабриках и заводах, как правило жили рядом с работой. Их будили пронзительные гудки, которые сообщали о начале трудового дня.
Прообразом первого будильника стало изобретение американца Леви Хатчинса. Механизм мог звонить лишь раз в сутки в 4 часа утра, издавая сигнал, похожий на завывание сирены. Не всем было удобно просыпаться именно в это время, поэтому желающих приобрести такой будильник было немного.