Евгения Депершмидт
Проект «Как хорошо уметь читать!»
▼ Скачать
Тип проекта : групповой.
Вид проекта : информационно-творческий.
Срок реализации: октябрь – январь (долгосрочный)
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Проблема:
По результатам диагностики на начало учебного года знания у детей по чтению художественной литературы было низким. Не все дети знают наизусть стихи и смогли прочесть наизусть стихотворение, назвать любимое художественное произведение, писателя, загадать загадки. Скоро в школу, и книга должна стать постоянным спутником ребёнка, только вот желанным ли? Поэтому была начата работа над проектом «Как хорошо уметь читать» совместно с воспитателями и родителями группы.
Публикация «Проект „Как хорошо уметь читать!“» размещена в разделах
Проектная деятельность предполагает обязательное участие родителей. Именно поэтому мы провели беседу с родителями, провели ряд консультаций на тему «Любить читать», на котором осветили проблему и предложили участвовать папам и мамам в проекте. Предварительно провели анкетирование по теме.
Результаты анкетирования:1. Все родители читают сами и читают своим детям.
2. В двух семьях читают ежедневно. Но большинство родителей честно признаются, что читают детям редко, в основном, перед сном.
3. Только половина опрошенных обсуждает прочитанное с ребенком.
4. Из предпочтений детей на первом месте – сказки, на втором – стихи, на третьем – различные энциклопедии.
Цель проекта : привить стойкий интерес к чтению у воспитанников; приобщить родителей к чтению книг детям дома.
Задачи:
- научить ребёнка видеть в книге источник интересной и познавательной информации;
- знакомить в течение проекта с различными жанрами художественной литературы (загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки);
- познакомить детей с произведениями русских и зарубежных авторов, не включенных в примерный программный список;
- привлечь детей и их родителей к посещению библиотеки;
- приобщить родителей к совместной с детьми творческой деятельности; - повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания
грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
Предполагаемые результаты:- родители запишут своих детей в библиотеку и будут посещать её совместно;
- мамы и папы будут знакомить детей с различными художественными произведениями по данной литературной теме месяца и фиксировать это в читательском дневнике;
- у детей появится стойкий интерес к книге, как к источнику интересной информации и к чтению, как приятному и желанному занятию;
- дети научатся слушать вдумчиво и внимательно;
- продуктами проекта должны стать :
1 выставки детских рисунков;
2 групповая «Книга небылиц»;
3. коллективная работа «Замок Снежной Королевы» (аппликация);
4. коллективная работа «У лукоморья» (аппликация);
5. выставка совместных с родителями поделок «Сказочный предмет»;
6. групповая «Книга сказок», сочиненных детьми;
- презентация детьми читательских дневников.
ЭТАП 1-й:
1. Определение тем подпроектов :
(исходя из желания детей, или учитывая их пожелания)
Октябрь – русские народные сказки
Ноябрь – небылицы, русские народные игры
Декабрь – авторские сказки зарубежных писателей (братья Гримм, Шарль Перро, Ханс-Кристиан Андерсен, Астрид Линдгрен)
Январь – сказки А. С. Пушкина
1 Пополнение групповой библиотеки новыми красочными, иллюстрированными книгами.
2. Подбор картин и иллюстраций по теме.
3 Подбор мультфильмов по теме.
4 Подбор материала для литературных викторин.
5. Разработка сценария музыкально-театрального досуга совместно с музыкальным руководителем ДОУ.
6. Заключение договора с библиотекой семейного чтения о ежемесячном посещении её нашей группой.
ЭТАП 2-й:
Работа над проектом.
Октябрь: «Русские народные сказки»
Задачи: познакомить детей с таким жанром литературы, как сказка;
дать представление о народной сказке; приобщать детей к русской культуре посредством народных сказок.
Мероприятия: Консультация для родителей.
НОД «Откуда книга к нам пришла» (воспитатель, дети).
Беседа с детьми «Моя любимая книга» (воспитатель, дети).
Посещение библиотеки (дети, воспитатель, логопед, библиотекарь).
Чтение и обсуждение русских народных сказок в свободное время в группе с воспитателями (воспитатели, дети).
Маршрутные игры, разрезные картинки, пазлы с рисунками из сказок (воспитатель, дети).
Драматизация сказок «Колобок», «Теремок» (дети, воспитатель)
Рисование в читательских дневниках и в свободной деятельности по желанию детей (дети, родители).
Чтение сказок родителями дома и оформление читательских дневников с участием детей (родители, дети).
Страницы из читательских дневников.
Презентация читательских дневников детьми (дети, воспитатель)
Задачи: познакомить с небылицей, как жанром устного народного творчества; знакомить с русскими народными играми; научить сочинять небылицы; продолжать воспитывать любовь к народному творчеству.
Мероприятия: Беседа “Что такое небылицы?» (воспитатель, дети)
Мультимедийная презентация «Авторы детских небылиц» (воспитатель).
Разучивание словесных народных игр «Дударь», «У Маланьи у старушки».
Русские народные игры на прогулке (воспитатель, дети).
Посещение библиотеки (дети, воспитатель, библиотекарь).
Сочинение детьми небылиц и детские иллюстрации к ним (дети, воспитатель).
Пошаговая инструкция для родителей «Как придумать небылицу» (воспитатель).
Совместная творческая работа детей и родителей: сочинение небылиц (родители, дети).
Итоговые мероприятия:
Презентация детьми своих небылиц (дети, воспитатель).
Оформление групповой книги «НЕБЫЛИЦЫ» (воспитатель, дети).
Декабрь: «Авторские сказки зарубежных писателей».
Задачи: познакомить детей со сказками известных зарубежных авторов сказок Ш. Перро, Х. -К. Андерсеном, братьями Гримм, Астрид Линдгрен; дать понятие об авторской сказке; побуждать детей к творческой деятельности; учить бережному отношению к книге; поддерживать интерес родителей к проекту и участию в нем.
Мероприятия:Составление информационного листка для родителей со списком рекомендуемой литературы (воспитатель).
Чтение и обсуждение в группе в свободное время сказок Шарля Перро, братьев Гримм, Ханса-Кристиана Андерсена, Астрид Лендгрен (воспитатель, дети).
«Книжкина больница» : ремонт старых книг детьми (дети, воспитатель).
Посещение библиотеки, выбор детьми сказок для чтения в группе (дети, воспитатель, логопед, библиотекарь).
Чтение сказок родителями дома и оформление читательского дневника с детьми (родители, дети).
Коллективная детская работа «Замок Снежной Королевы» (аппликация) (воспитатель, дети).
16+
Цель:
- формировать систему знаний, умений и навыков детей по теме «Скоро в школу»;
- повторить и закрепить знания детей о школьных принадлежностях;
- познакомить с правилами поведения в школе;
- развивать самостоятельность, внимательность.
Задачи:
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, самостоятельность;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
- развивать связную речь детей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес детей к школе, вызвать желание учиться и получать знания;
- воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям, к школьным инвентарям;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату.
Образовательные:
- уточнять и систематизировать знания детей о школе, школьных принадлежностях;
- формировать умения рассказывать о том, что такое школа и для чего необходимо учиться;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Содержание лэпбука “Скоро в школу” :
Словесная игра “Цепочка”
Цель: развивать речь ребенка, память, внимание.
Ход игры: На столе у воспитателя картинки с изображением школьных принадлежностей. Каждый ребенок должен назвать (берет картинку) какой-нибудь предмет, прибавляя новое слово к тем, которые были сказаны до него, повторив их:
- Пенал (1 ребенок) – пенал, ручка (2 ребенок)– пенал, ручка, карандаш (3 ребенок) – пенал, ручка, карандаш, тетрадь (4 ребенок) и т. д.
Игра “Что я видел?”
Цель: развивать у детей внимание, память и сообразительность.
Ход игры: На столе 4 предметные картинки с изображением школьных принадлежностей. Воспитатель показывает 4 предметные картинки и закрывает их. Дети должны по порядку назвать школьные принадлежности по речевому образцу: «Я видел…» В ходе игры воспитатель может менять картинки местами или заменяет их другими. Побеждает тот, кто не ошибается.
Игра “Один-много”
Цель: развивать умение детей согласовывать существительные в единственном и во множественном числе.
Ход игры: Вариант 1. 3-4 игрока. Детям предлагаются картинки, на которых изображены школьные принадлежности. Воспитатель показывает картинку, ребенок называет его и преобразует его во множественное число (ручка – ручки и т. д.) Ребенок, который назвал правильно, забирает себе картину. Выигрывает тот ребенок, у кого картинок больше.
Вариант 2. 3-4 игрока. Игра с теми же предметными картинками. Только задание предлагается наоборот. Ребенок из множественного числа преобразует в единственное (тетради – тетрадь). Ребенок, который назвал правильно, забирает себе картину. Выигрывает тот ребенок, у кого картинок больше.
Дидактическая игра “Петрушка в школе”
Цель: развивать у детей мышление и связную речь.
Ход игры: Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображено, как ведет себя Петрушка в школе, задавая вопросы Кто это? Что делает Петрушка? Ребенок должен правильно ответить на вопросы воспитателя и составить короткий рассказ по выбранной теме. Кто составит рассказ быстрее и правильно, тот забирает себе картинку. У кого больше картинок, тот и победил.
Раскраски
Цель: развивать у детей мелкую моторику рук и художественный вкус.
Пальчиковые игры
Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, речь ребенка, продолжать формировать умение говорить в соответствии с движениями.
Домик
Раз-два-три-четыре-пять – вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять – в домик спрятались опять.
Дом мы строим выше, выше!
Есть окошко в нем и крыша.
Это ручка правая
Это ручка правая, это ручка левая.
Будут ручки у меня ловкие, умелые.
Посмотри – моя ладошка, как веселая гармошка:
Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю.
Раз, два, три, раз, два, три – я играю, посмотри!
Здравствуй
- Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, козлята? – Нет.
- Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, жеребята? – Нет!
- Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, котята? – Нет!
- Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, телята? – Нет.
- А кто вы? Как вас зовут? (Дети называют свое имя и фамилию)
Физкультминутки
Цель: для снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности детей.
День-ночь
Когда воспитатель говорит: «День!», дети гуляют, играют, прыгают (под музыку, а когда говорит: «Ночь!», музыка смолкает, дети приседают и делают вид, что спят.
Карусель
(Играющие образуют круг, держась одной рукой за веревку, концы которой связывают. Идут по кругу сначала медленно, потом быстрее. Движения выполняют в соответствии с текстом) :
Еле-еле, еле-еле закружились карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите!
Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!
( Усложнение: вместо веревки можно взять обруч с лентами, просто взяться за руки).
Игра “Угадай-ка”
Цель: развивать у детей внимание, память, мышление.
Игра “Собери портфель”
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о школьных принадлежностях, развивать память, мышление.
Ход игры: 3-4 игрока. На столе у воспитателя вместе со школьными принадлежностями вперемешку разные игрушки, предметы. Дети из множества предметов складывают те предметы в “портфель”, которые нужны в школе, потом дети вместе с воспитателем проверяют:
- Это что у тебя, Максим? – Это пенал (тетрадь и т. д.)
- А это что? – Это машинка (тарелка и т. д.)
- Ребятки, а машинка (тарелка и т. д.) нужна в школе? – Нет.
- Софья, а что это у тебя? – Это кукла.
- А кукла нужна в школе, ребятки? – Нет, не нужна.
Так игра продолжается.
Игра «Будь внимателен»
Цель: развивать у детей внимание и память.
Ход игры: 3-4 игрока. Вариант 1. Педагог выставляет на стол три картинки, на которых изображены школьные принадлежности, но называет четыре картинки. Дети должны назвать только ту принадлежность, которая нет на столе, найти и положить рядом с этими тремя картинками.
Вариант 2. Педагог выставляет на стол пять картинок, на которых изображены школьные принадлежности, но называет четыре картинки. Дети должны назвать только ту принадлежность, которую не назвал педагог и убрать картинку.
Игра “Дополни предложение”
Цель: закрепить наречия времени суток утром, днем, вечером, ночью.
Ход игры: Дети внимательно слушают предложения и дополняют его наречиями (утром, днем, вечером, ночью).
Спим мы ночью, а делаем зарядку…утром.
Завтракаем мы утром, обедаем…днем.
Обедаем мы днем, а ужинаем…вечером.
Ужинаем мы вечером, а спим…ночью.
Ночью спим, а в детский сад (в школу…утром.
Делаем зарядку утром, а идем на прогулку…днем.
Словесная игра “Назови ласково”
Цель: расширять у детей словарный запас, учить преобразовывать слова, называя их ласково-уменьшительно.
Ход игры: На столе у воспитателя предметные картинки школьных принадлежностей. Ребенок выбирает картинку и называет ее ласково.
Тетрадь – тетрадочка, пенал – пеналочка, альбом – альбомик.
Игра “Что сначала, что потом?”
Цель: развивать умение устанавливать последовательные связи, объяснять свои действия. Развивать внимание, сообразительность.
Ход игры: У воспитателя на столе разложены картинки с изображением действий детей в разное время суток. Ребенку предлагается разложить картинки по порядку в определенной последовательности. Затем составить развернутые рассказы по картинкам. Если ребенок затрудняется в составлении рассказа, можно ему помочь, начав повествование. Ребенок должен выбрать утро, сказать:
- Сначала утро, потом день, потом вечер, потом ночь и назвать действия детей на этих картинках.
Фонетическая зарядка
Цель: развиваем речь ребенка., продолжать формировать у детей отчетливое произношение русских звуков.
Звенит звонок, звонок зовет
И Зоя в класс к себе идет.
Стихотворение А. Барто «Первоклассница»
Цель: развивать умение слушать стихотворение, правильно отвечать на вопросы воспитателя.
Песня “Чему учат в школе?”
Цель: развивать умение слушать песню, правильно отвечать на вопросы воспитателя.
Игра “Найди пару”
Цель: развивать у детей внимание, память и логическое мышление.
Ход игры: 2-3 игрока. Обе колоды карточек тщательно перемешиваются между собой и раскладываются в случайном порядке «рубашкой» вверх в любом порядке, главное, чтобы карточки не перекрывали друг друга. Каждый игрок может открывать любые две карточки за один ход. Если при открытии образовалась «парочка», то игрок забирает обе карточки себе и делает следующий ход. Если картинки на перевернутых карточках разные, то игрок кладет открытые карточки на их прежнее место лицевой стороной вверх так, чтобы все участники игры могли на них посмотреть и запомнить их расположение, после чего открытые карточки переворачивают обратно «рубашкой» вверх и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех парных карточках за игру.
Игра “Разрезные картинки”
Цель: развивать у детей внимание, сообразительность, мелкую моторику рук.
Ход игры: 3-4 игрока. Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (тетрадь, ручка, альбом и т. д.). Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. Выигрывает ребенок, первым собравший разрезную картинку.
Игра “Почтальон принес конверт”
Цель: развивать у детей умение описывать предмет и узнавать их по описанию.
Ход игры: 3-4 игрока. Педагог вкладывает картинки с изображением школьных принадлежностей по одному в бумажные конверты и говорит, что почтальон принес конверт. Ребенок заглядывает в конверт и описывает то, что им принес почтальон. Остальные дети отгадывают. Кто отгадал, тому достается картинка. Выигрывает тот ребенок, у кого окажется больше картинок.
Игра “Где кто, что находится?”
Цель: закрепить умения понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со словами Кто, Что, Где, Что делает, развивать у детей умение правильно употреблять предлоги “в”, “на”, “у”, “под”, “за”.
Ход игры:
- Это что? – Книга.
- Где лежит книга? – Книга лежит на столе?
- Это что? – Это ручка.
- Где лежит ручка? – Ручка лежит на столе.
- Это кто? – Это учительница.
- Что делает учительница? – Учительница стоит у доски.
- Это кто? – Это ученик (школьник).
- Что делает ученик (школьник? – Ученик (школьник) сидит за партой.
- Это что? – Это портфель.
- Где лежит портфель? – портфель лежит под столом (портфель лежит на полу).
Используются предметные картинки.
Игра “Оденемся в школу”
Цель: закрепление представлений детей о предметах школьного костюма.
Ход игры: подобрать школьную одежду для мальчика и девочки (в зависимости от пола).
Использованная литература:
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
2. Изучаем русский язык: методическое пособие по обучению русскому языку детей
3. дошкольного возраста. Казань : Татарское республиканское издательство “ХЭТЕР”, 2011.-300 с.