Папки-передвижки

Проект «К родным истокам»

Елена Понькина
Проект «К родным истокам»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Лесная сказка»

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: «К РОДНЫМ ИСТОКАМ».

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники: дети, воспитатели подготовительной группы; родители воспитанников.

Продолжительность выполнения проекта: долгосрочный

Подготовили воспитатель:

Понькина Е. В. ,

Актуальность проекта:

Публикация «Проект „К родным истокам“» размещена в разделах

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является «. укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечение преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»).

Россия — родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердиться в ней, знать и принимать историю и культуру своей страны.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие обычаи и традиции они соблюдали? Во что одевались? Чем украшали свой быт? Что их радовало, а что тревожило?

Меня заинтересовало следующее: необходимы ли ребёнку, родившемуся в XXI веке, ответы на данные вопросы? Нужно ли возвращаться назад, «в дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»?

Я считаю, что, найдя ответы на эти вопросы, можно восстановить связь времён, приобщить дошкольников к истокам русской народной культуры.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. С этой целью мы решили разработать проект: «К родным истокам».

Постановка проблемы: Проблема сохранения национальных традиций, передачи огромного пласта духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий.

Цель проекта: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

• Познакомить дошкольников с элементами русской народной культуры (знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, праздниками и традициями, играми и фольклором);

• Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами;

• Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

• Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

• Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;

• Совместно с родителями воспитанников организовать в группе мини – музей «Крестьянское подворье».

• Помочь родителям познать значимость народной культуры в воспитании детей и повысить их педагогическую компетентность.

Тип проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - апрель.)

Участники проекта:

• воспитатели старшей группы;

• дети подготовительной группы;

• Музыкальный руководитель;

• родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей:

• Социально коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно – эстетическое развитие;

• Физическое развитие.

Формы работы с детьми:

Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).

Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.

Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей: «Народные игрушки своими руками».

Помощь в проведении утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.

Формы работы с детьми:

Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).

Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.

Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей: «Народные игрушки своими руками».

Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.

Ожидаемый результат:

1. Реализация проекта позволит повысить интерес дошкольников к изучению и сохранению культурного наследия русского народа.

2. Родители проявят интерес к проекту, примут участие в обогащении развивающей предметно-пространственной среды, оценят важность семейных посещений «классических» музеев.

3. Совместными усилиями педагога, детей и родителей будет создан мини-музей «Крестьянское подворье».

Механизм и календарный план реализации проекта

1. Подготовительный этап:

• постановка проблемы, определение цели и задач;

• подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;

• диагностика детей через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций;

• изготовить наглядные материалы и пособия по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

• подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;

• перспективное планирование с детьми по проекту.

• информирование родителей о задачах и содержании проекта;

• вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

• обогащение предметно-развивающей среды в группе.

2 этап. Основной этап:

• реализация проекта, конкретные шаги всех участников;

• проведение открытых мероприятий для педагогов, родителей

• сотрудничество с родителями для достижения цели.

3 этап. Заключительный этап:

• представление результатов и итогов проекта общественности;

• обобщение и подведение итогов;

• сбор и систематизация накопленного материала;

• оформить серию выставок по русским народным промыслам;

• презентация продукта проектной деятельности.

Перспективный план работы по проекту

Сроки Форма работы Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)

Работа с детьми

Сентябрь

Подготовить беседу с детьми о культуре и быте русского народа.

Подготовить беседу: «Традиции чаепития».

Октябрь

Подготовить беседу о старинных способах уборки хлеба. Хлеб - всему голова!

Беседа о характерных приметах октября.

Рассказ о народном празднике Покров.

Продолжать знакомить с хохломской росписью.

Организация народных подвижных игр ежедневно на прогулке.

Ноябрь

Познакомить детей с праздником: «Кузьма- Демьян».

Продолжать знакомство с филимоновской росписью.

Подготовить беседу объяснение о значении старинных слов, их происхождении.

Провести открытое занятие: «Знакомство с русской народной игрушкой».

Организация народных подвижных игр ежедневно на прогулке.

Декабрь

Подготовить беседу о народном костюме, предметах старины, о традиционных украшениях.

Организовать НОД: «Народный костюм».

Знакомство с вологодским кружевом

Подготовить беседу: «Зимние святки»

Организация народных подвижных игр.

Презентация для детей: "Святки".

Январь

Продолжать знакомить детей с гжельским промыслом.

Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями.

Подготовить и провести Колядки. Организовать показ для детей младших групп.

Февраль

Рассказ о русских богатырях.

Подготовить беседу о празднике: «Масленица».

Проведения праздника «Масленица».

Организация народных подвижных игр ежедневно в режимных процессах, непосредственно- образовательной деятельности.

Участие в проведении масленицы (праздник).

Март

Подготовить беседу о русских обычаях встречи весны. Пение, закличек о весне.

Знакомство с русской народной матрешкой.

Продолжать знакомить детей с городецкой росписью.

Организация народных подвижных игр

Апрель

Подготовить беседу «Традиции русского народа – народные и государственные праздники России».

Познакомить детей с новой росписью Жестово

Подготовить беседу о праздниках: «Вербное воскресенье»; «Пасха».

Организация народных подвижных игр

Май

Организовать выставку детских рисунков, поделок по мотивам народных росписей, игрушек, поделок.

Работа с родителями

Сентябрь

Родительское собрание. Познакомить родителей с целями и задачами, намеченными на новый учебный год. Познакомить с проектом: «К русским истокам». Анкетирование.

Октябрь

Консультация: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Организовать в группе мини-музей: «Крестьянское подворье».

Провести родительское собрание: «Семейные традиции».

Изготовить альбом на тему «Семейные традиции».

Декабрь

Провести консультацию: «Ознакомление с традициями и обычаями посредством народных игр».

Поделки своими руками: «Новогодняя игрушка». Выставка поделок.

Январь

Консультация: «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей».

Февраль

Провести консультацию для родителей: «С чего начинается Родина?» Консультация

Март

Мастер класс для родителей и детей: «Народная игрушка своими руками».

Апрель

«Праздник народных игр».

Итоговая презентация для родителей: "К родным истокам".

Работа с педагогами

Сентябрь

Мастер класс: «Лепим из глины»

Ноябрь

Консультация для воспитателей:«Приобщение детей к народной культуре и традициям»

Май

Презентация – отчет: «К Родным истокам» Показ

За предыдущий год изучила следующую литературу:

1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Авторы О. Л. Князева,М. Д. Маханева. Санкт - Петербург. "Издательство - Пресс" 2008

2. Знакомство детей с русским народным творчеством" Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Санкт - Петербург "ДЕТСТВО - ПРЕСС" 2008. Авторы и составители:

Т. А. Бударина; О. Н. Корепанова; Л. С. Куприна; О. А. Маркеева; И. В. Харитонова; Е. И. Яковишина.

3. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. Автор Грибовская А. А. Москва 2009.

4. Журнал "Игрушки родом из книжки". Народная сказка своими руками. Редактор О. Кудина. Издательство "Формат -М".

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русского народного творчестваПриобщение детей к истокам русского народного творчества СОДЕРЖАНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ 4 2. Проблема 4 3. Цель проекта 5 4. Задачи проекта 5 5. Методы и формы работы 6 6. Ожидаемые результаты 6 ПЛАН-ГРАФИК.

Акция «Новогодние подарки родным и близким»Акция «Новогодние подарки родным и близким» Актуальность акции: Все мы любим, получать подарки, вряд ли найдётся человек, кто не любит их получать, ведь подарок поднимает настроение.

Фотоотчет «К истокам»Фотоотчет «К истокам» давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой.

Консультация «Как познакомить ребёнка с родным селом?» Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Каждый человек любит свою малую родину, ведь с ней.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Мастер-класс «Валентинка в подарок родным»Мастер-класс «Валентинка в подарок родным» Мастер - класс " Валентинка в подарок родным " 14 февраля - отмечается День святого Валентина или День всех влюбленных. В этот день любимым.

Мини-музей «Знакомство с родным краем»Мини-музей «Знакомство с родным краем» Актуальность темы: Дошкольный возраст- возраст, когда у ребенка закладываются нравственные качества личности – доброта, терпение, умение.

Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Знакомимся с родным краем»Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Знакомимся с родным краем» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №3 «Дюймовочка» с. Екатеринославка Проект по патриотическому.

Сказки во всех возрастных группах по социокультурным истокам Сказки Cказки – это особый стиль передачи жизненно важной информации. Сказки это традиционная форма общения ребенка и взрослого, форма тонкого.

Знакомство детей с родным городом в ДОУЗнакомство детей с родным городом в ДОУ В настоящее время очень актуальной остается проблема патриотического воспитания детей. Ведь формирование отношения к стране и государству,.

Автор публикации:
Проект «К родным истокам»
Опубликовано: 5 июня 2019 в 21:40
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «К родным истокам»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Понькина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД