Елена Понькина
Проект «К родным истокам»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Лесная сказка»
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: «К РОДНЫМ ИСТОКАМ».
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники: дети, воспитатели подготовительной группы; родители воспитанников.
Продолжительность выполнения проекта: долгосрочный
Подготовили воспитатель:
Понькина Е. В. ,
Актуальность проекта:
Публикация «Проект „К родным истокам“» размещена в разделах
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является «. укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечение преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»).
Россия — родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердиться в ней, знать и принимать историю и культуру своей страны.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие обычаи и традиции они соблюдали? Во что одевались? Чем украшали свой быт? Что их радовало, а что тревожило?
Меня заинтересовало следующее: необходимы ли ребёнку, родившемуся в XXI веке, ответы на данные вопросы? Нужно ли возвращаться назад, «в дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»?
Я считаю, что, найдя ответы на эти вопросы, можно восстановить связь времён, приобщить дошкольников к истокам русской народной культуры.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. С этой целью мы решили разработать проект: «К родным истокам».
Постановка проблемы: Проблема сохранения национальных традиций, передачи огромного пласта духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий.
Цель проекта: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
• Познакомить дошкольников с элементами русской народной культуры (знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, праздниками и традициями, играми и фольклором);
• Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами;
• Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
• Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;
• Совместно с родителями воспитанников организовать в группе мини – музей «Крестьянское подворье».
• Помочь родителям познать значимость народной культуры в воспитании детей и повысить их педагогическую компетентность.
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - апрель.)
Участники проекта:
• воспитатели старшей группы;
• дети подготовительной группы;
• Музыкальный руководитель;
• родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей:
• Социально коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
Формы работы с детьми:
Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей: «Народные игрушки своими руками».
Помощь в проведении утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.
Формы работы с детьми:
Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей: «Народные игрушки своими руками».
Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.
Ожидаемый результат:
1. Реализация проекта позволит повысить интерес дошкольников к изучению и сохранению культурного наследия русского народа.
2. Родители проявят интерес к проекту, примут участие в обогащении развивающей предметно-пространственной среды, оценят важность семейных посещений «классических» музеев.
3. Совместными усилиями педагога, детей и родителей будет создан мини-музей «Крестьянское подворье».
Механизм и календарный план реализации проекта
1. Подготовительный этап:
• постановка проблемы, определение цели и задач;
• подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;
• диагностика детей через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций;
• изготовить наглядные материалы и пособия по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
• подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
• перспективное планирование с детьми по проекту.
• информирование родителей о задачах и содержании проекта;
• вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
• обогащение предметно-развивающей среды в группе.
2 этап. Основной этап:
• реализация проекта, конкретные шаги всех участников;
• проведение открытых мероприятий для педагогов, родителей
• сотрудничество с родителями для достижения цели.
3 этап. Заключительный этап:
• представление результатов и итогов проекта общественности;
• обобщение и подведение итогов;
• сбор и систематизация накопленного материала;
• оформить серию выставок по русским народным промыслам;
• презентация продукта проектной деятельности.
Перспективный план работы по проекту
Сроки Форма работы Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)
Работа с детьми
Сентябрь
Подготовить беседу с детьми о культуре и быте русского народа.
Подготовить беседу: «Традиции чаепития».
Октябрь
Подготовить беседу о старинных способах уборки хлеба. Хлеб - всему голова!
Беседа о характерных приметах октября.
Рассказ о народном празднике Покров.
Продолжать знакомить с хохломской росписью.
Организация народных подвижных игр ежедневно на прогулке.
Ноябрь
Познакомить детей с праздником: «Кузьма- Демьян».
Продолжать знакомство с филимоновской росписью.
Подготовить беседу объяснение о значении старинных слов, их происхождении.
Провести открытое занятие: «Знакомство с русской народной игрушкой».
Организация народных подвижных игр ежедневно на прогулке.
Декабрь
Подготовить беседу о народном костюме, предметах старины, о традиционных украшениях.
Организовать НОД: «Народный костюм».
Знакомство с вологодским кружевом
Подготовить беседу: «Зимние святки»
Организация народных подвижных игр.
Презентация для детей: "Святки".
Январь
Продолжать знакомить детей с гжельским промыслом.
Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями.
Подготовить и провести Колядки. Организовать показ для детей младших групп.
Февраль
Рассказ о русских богатырях.
Подготовить беседу о празднике: «Масленица».
Проведения праздника «Масленица».
Организация народных подвижных игр ежедневно в режимных процессах, непосредственно- образовательной деятельности.
Участие в проведении масленицы (праздник).
Март
Подготовить беседу о русских обычаях встречи весны. Пение, закличек о весне.
Знакомство с русской народной матрешкой.
Продолжать знакомить детей с городецкой росписью.
Организация народных подвижных игр
Апрель
Подготовить беседу «Традиции русского народа – народные и государственные праздники России».
Познакомить детей с новой росписью Жестово
Подготовить беседу о праздниках: «Вербное воскресенье»; «Пасха».
Организация народных подвижных игр
Май
Организовать выставку детских рисунков, поделок по мотивам народных росписей, игрушек, поделок.
Работа с родителями
Сентябрь
Родительское собрание. Познакомить родителей с целями и задачами, намеченными на новый учебный год. Познакомить с проектом: «К русским истокам». Анкетирование.
Октябрь
Консультация: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Организовать в группе мини-музей: «Крестьянское подворье».
Провести родительское собрание: «Семейные традиции».
Изготовить альбом на тему «Семейные традиции».
Декабрь
Провести консультацию: «Ознакомление с традициями и обычаями посредством народных игр».
Поделки своими руками: «Новогодняя игрушка». Выставка поделок.
Январь
Консультация: «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей».
Февраль
Провести консультацию для родителей: «С чего начинается Родина?» Консультация
Март
Мастер класс для родителей и детей: «Народная игрушка своими руками».
Апрель
«Праздник народных игр».
Итоговая презентация для родителей: "К родным истокам".
Работа с педагогами
Сентябрь
Мастер класс: «Лепим из глины»
Ноябрь
Консультация для воспитателей:«Приобщение детей к народной культуре и традициям»
Май
Презентация – отчет: «К Родным истокам» Показ
За предыдущий год изучила следующую литературу:
1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Авторы О. Л. Князева,М. Д. Маханева. Санкт - Петербург. "Издательство - Пресс" 2008
2. Знакомство детей с русским народным творчеством" Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Санкт - Петербург "ДЕТСТВО - ПРЕСС" 2008. Авторы и составители:
Т. А. Бударина; О. Н. Корепанова; Л. С. Куприна; О. А. Маркеева; И. В. Харитонова; Е. И. Яковишина.
3. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. Автор Грибовская А. А. Москва 2009.
4. Журнал "Игрушки родом из книжки". Народная сказка своими руками. Редактор О. Кудина. Издательство "Формат -М".