Елена Оснач
Проект «Ярмарка Профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
«Знакомство с профессией» одно из самых важных в жизни ребёнка. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем. Так как именно профессия во многом определит окружение, ценности, нормы, правила и образ жизни.
Помните эти всем известные строчки С. Михалкова? «А что у вас?» - это книжка не просто случайный разговор мальчишек и девчонок во дворе в стихах, так в ненавязчивой форме С. Михалков знакомит детей с профессиями. А ваши дети знают, кем вы работаете?
Публикация «Проект „Ярмарка Профессий“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.
Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих трудящихся, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями. Возможность работы обусловлена следующими факторами:
• Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.
• Родители воспитанников работают на предприятиях разной направленности, а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
Очень эффективным оказался проектный метод. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим поэтапный исследовательский поиск, результаты которого обобщаются в одно целое. В сборе материала для проектов участвовали педагоги, дети и родители.
Проблемы:
• Недостаточная информированность детей о профессиях.
• Не сформирован познавательный интерес к труду взрослых
Цель: Формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру.
Задачи:
• Формировать интерес к профессиям взрослых, способствовать сплочению семьи ребёнка общими интересами к одному делу.
• Воспитывать ценностное отношение к профессиям и результатам их труда
• Развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Принципы:
• Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
• Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
• Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• Принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащения детского развития;
• Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
• Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
• Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
• Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).
Вид проекта : долгосрочный, информационный - практика ориентированный.
База реализации: МБ ДОУ «Детский сад № 4», старшая группа
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель Оснач Елена Николаевна, родители воспитанников.
Срок реализации: сентябрь 2021г. – ноябрь 2021г.
Необходимые условия реализации проекта :
1. Интерес детей и родителей.
2. Методические разработки.
3. Интеграция со специалистами детского сада.
Ожидаемый результат.
• Сформированность у дошкольников интереса к профессиям взрослых
• Воспитание уважения к труду взрослых и результатам их деятельности.
Методы проекта :
1. Анкетирование
2. Наблюдение
3. Беседы
4. Совместные игры
5. Экскурсии
Механизм реализации проекта :
Работа по реализации проекта велась в четырех направлениях: самообразование, работа с детьми, педагогами, родителями.
• Подбор и изучение разнообразного материала по теме.
• Составление перспективно - тематического плана работы «Ярмарка профессий», конспектов занятий, развлечений.
• Картотека игр.
• Разработка буклетов, консультаций, журналов для родителей.
• Изготовление картотеки стихотворений
• Изготовление макетов, атрибутов и костюмов для сюжетно-ролевых игр.
Ресурсное обеспечение проекта :
• Подборка методической литературы по теме «Ознакомление дошкольников с профессиями»
• Интернет – ресурс;
• Методический инструментарий (подборка карточек с заданиями, конспекты бесед, занятий и т. д.);
• Художественная литература (подборка стихов);
• Видео экскурсии для детей.
Этапы проектной деятельности :
I этап – подготовительный
(сентябрь)
№
п/п Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. 1. Диагностика детей и анкетирование родителей по профориентационной работе. Определения уровня сформированности первоначальных знаний детей о профессиях родителей.
1. 2. Изучение нормативно-правовой и методической литературы в рамках ознакомления с новыми технологиями и интересными идеями по подготовке детей подготовительного дошкольного возраста к профессиональной ориентации. Повышение профессиональной компетенции по данной теме.
1. 3. Подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д).
Использование данного материала в рамках проекта
1. 4. Составление перспективно-тематического плана Перспективно-тематический план
1. 5. Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей
Конспекты
1. 6. Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды Созданы условия для реализации задач данного проекта
1. 7. Подбор материала для проведения мастер-класса «Кто добывает руду в шахте», «Моя мама – повар» и т. д. Использование материала в рамках проекта
1. 8. Подбор стихов, потешек, речитативов. Использование для развития ритмичности
1. 9. Опрос детей с целью выявления знаний детей о профессиях родителей. Определения уровня теоритических и практических знаний детей о профессиях родителей.
II этап – практический
(октябрь)
№
п/п Содержание деятельности Предполагаемый результат
Работа с детьми
1 Беседы с детьми об истории г. о. Красногорска и основных предприятиях города, о профессиях родителей воспитанников.
Беседы: «Соблюдение техники безопасности при работе», «Люди какой профессии заботятся о нашем здоровье?». Расширять представления детей о профессиях родителей.
2 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: Введение детей в ход проекта через игровую ситуацию с формулировкой проблемы.
Гипотеза детей: «Профессии – все нужные и важные»
Составили с детьми план совместной деятельности о важности профессий.
План действий:
Обратиться за помощью к взрослым;
Найти информацию в книгах;
Научиться играть в различные игры по ознакомлению с профессиями
• Познавательная деятельность с детьми «Встречи с интересными людьми различных профессий»
• Рассматривание рисунков, фотографий о профессиях.
• Сюжетные картинки о профессиях
• Экскурсии-наблюдения
• Видеоматериалы и фоторепортажи о профессиях и людях труда.
• Наблюдения за трудом взрослых Организованная образовательная деятельность «Весёлые поварята», «Волшебный семицветик», «Открытие ателье» и др.
o Конкурс рисунков «Кем быть?», «Профессии моих родителей».
o Чтение художественной литературы: Б. Житков «Что я видел?», Г. Брагиловская «Наши мамы, наши папы», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта»
o театрализованная деятельность, физкультурное развлечение, организация дидактических, настольных, словесных игр.
o Организация разного вида труда: труд в природе, дежурство, хозяйственно бытовой. Знакомство детей с профессиями родителей. (врач, повар, швея, шахтёр, шофёр и т. д.)
Уточнение представления детей о профессиях, пробуждение любознательности, интереса к деятельности взрослых, выработка положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.
Дети видят результат своего труда, его значимость для других
3 Разработка алгоритмов трудовой деятельности представителей той или иной профессии. Картотека.
4 Организация дидактических и сюжетно ролевых игр в группе в течение дня:
• Дидактические игры: «Знаю все профессии», «Кому, что нужно для работы?», «Кто с кем сотрудничает», «Кем быть?», лото «Профессии».
• Сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Поликлиника», «Супермаркет», «Дом быта», «Мы – шахтёры», «Строители», «Юные водители», «Пожарные», «Служба спасения» и др.
Работа с родителями
1 Оформление информационного стенда для родителей по теме проекта «Ярмарка профессий». Повышение педагогической компетентности по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями в современном мире.
2 Консультации по теме проекта : «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у дошкольников», «Из чего складывается трудолюбие?», «Трудовое воспитание в семье».
3 Разработка буклета «Ознакомление детей с трудом взрослых»
4 Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых.
III этап – презентационно – заключительный
(ноябрь)
№ п/п Содержание деятельности Предполагаемый результат
1 Выявление представлений у детей о профессиях, умение самостоятельно организовать и провести игру (беседы, наблюдение) Составление справки.
2 Создание фотогазеты «Сказочные профессии» Фото – газеты: «Сказочные профессии»
3 Обобщение опыта работы. Систематизация материалов работы по проекту
4 Презентация проекта Презентация опыта работы над проектом «Ярмарка профессий» на педагогическом совете.
Заключение.
У детей сформировалось понимание значения слова «профессия».
У детей появилась возможность найти друзей по интересам, раскрылись индивидуальные творческие способности. Прослеживается положительная динамика развития трудовых навыков и умений у дошкольников.
В результате реализации проекта у педагогов сформированы положительная мотивация и навыки овладения методикой игрового взаимодействия с детьми.
Разработаны методические рекомендации по ознакомлению детей с профессиями.
Оформлена выставка детских работ «Работа всякая нужна, работа всякая важна». Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.
Проведенная работа позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.
Тематическое планирование.
Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие Социально – коммуникатив -
ное развитие
Познавательные занятия: «Как появились профессии» Нищева стр. 393
«Кто нас воспитывает?» - уточнить знания о профессиях : воспитатель, медсестра, повар, музыкальный руководитель, тренер, дефектолог, плотник.
Творческие рассказы:
«Я горжусь своей мамой» - презентация фотоколлажа.
Беседа «Кем быть?», «Есть много профессий хороших и нужных»
Создание фотовыставки «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».
Экспериментально – исследовательская деятельность: «Как получается тесто?» - Познакомить детей с профессией повара, кондитера. Предложить самостоятельно замесить соленое тесто для изготовления крендельков. Воспитывать желание готовить атрибуты для сюжетных игр. Д/и «Кому что нужно?» - учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.
Д / и «Кто чем занимается» - закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
Д / и «От слова к слову» - учить детей последовательно называть предметы труда и подбирать картинку с изображением человека соответствующей профессии.
Д / и «Кто больше знает профессий» - учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.) Д/и «Подскажи словечко» («Добавлялки») - развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.
«Профессии» - составление рассказа по плану.
«Продавец» - составление рассказа по сюжетной картине.
«Мой любимый детский сад» - составление рассказов из личного опыта.
Чтение художественной литературы:
С. Михалков «Моя улица»,
С. Баруздин «Страна, где мы живем»,
С. Маршак «Почта»,
Е. Пермяк «Пропавшие нитки»,
Б. Житков «Впередсмотрящие» Д. Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла» В. Маяковский «Кем быть?» В. Пальчинскайте «Рабочий класс» Ю. Тувим «Все для всех»
Пословицы, поговорки, скороговорки.
Загадки о профессиях. Конструирование: «Мебель в кукольную комнату» Л. В. Куцакова стр. 125
Упражнять в складывании квадратного листа на шестнадцать маленьких квадратиков, учить самостоятельно изготавливать выкройки.
«Детский сад для ребят» - коллективная работа.
Учить называть детали строителя, выполнять постройку в определённой последовательности
Ручной труд: «Кружка для компота» -продолжать учить работать с бумагой, правильно пользоваться ножницами, создавать поделку по образцу.
Рисование: «Роспись тканей» (декоративное) Лыкова стр. 84
«Моя семья». Лыкова стр. 121
Учить детей рисовать портрет в людей. «Повар варит компот».
Учить рисовать фигуру человека, создавать несложный сюжет. Закреплять приемы рисования карандашами.
«Я помогаю маме». Учить передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, простые движения рук и ног.
Аппликация: «Детский сад мы строим сами» Освоение способа модульной аппликации (мозаики)
Учить изображать человека в движении с передачей особенностей экипировки, характерной позы и движений. «Повар варит вкусный суп» Учить вырезать из бумаги разные овощи, применяя освоенные приемы аппликации. Развивать композиционные навыки. «Добрый доктор Айболит» Учить по образцу создавать фигуру человека в халате. Закреплять прием вырезывания из сложенной пополам бумаги.
Лепка: «Пластилиновый спектакль» Лыкова стр. 204 Создание условий для лепки фигурок и декораций для спектакля на основе интереса к подготовке разыгрывания сюжетов знакомых сказок с помощью кукол – самоделок из пластилина. «Крендельки для кукол» (соленое тесто) Воспитывать желание создавать атрибуты для сюжетных игр. Познакомить с приемами работы с соленым тестом. Беседа:
«Что я знаю о профессии спортсмена, тренера», Д / и «Что такое хорошо и что такое плохо»
Дыхательные упражнения: «Мельница», «Мотор»
Пальчиковая гимнастика:
«Повар»,
«Строители», «Инструменты» П/ и: «Мы не скажем, а покажем», «Иголка, нитка, узелок», «Летчики», «Пожарные на ученье» - эстафеты, «Дедушка – сапожник» Экскурсия по детскому саду – знакомство с профессиями людей, работающих в детском саду.
Сюжетно – ролевые игры: «Поликлиника»
- обогащать жизненные впечатления детей для расширения круга игровых действий, сюжетов; формировать представления о поликлинике, работе врача, медсестры; учит избегать в игре стереотипность, развивать сюжет, внося дополнительные детали с согласия остальных участников игры.
«Школа»
- учить детей совместной игре на уровне продолжительных взаимоотношений; знакомить с профессией профиль, отражая особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных учителя; формировать представле-ния и знания о школе.
«Супермаркет»
- учить производить реальные действия с воображаемыми пред-метами и воображаемые действия с реальными предметами; стимулировать речевое общение в игре; учить развивать игровой сюжет, устанавливать взаимоотношения между действующими лицами в много ролевой игре.
«Детский сад»
- учить детей отображать в игре труд взрослых, не ограничиваясь только воспроизведением действий, вза-имоотношения людей; учить проявлять в игре положительные эмоции и чувства (заботу, бла-годарность, нежность, вежливость); обогащать знания и представления детей о профессиях работников детского сада.
Беседа «Опасные предметы» - знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения на рабочем месте у людей разных профессий; объяснить детям, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «112» служба спасения.
Список использованной литературы.
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 стр.
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 - 528с.
3. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция— СПб : Питер, — 480 с: ил., 2004
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов -Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В. Потапова - М. : ТЦ Сфера, 2008.
6. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? / Т. А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.