Лиля Емельянова
Проект «Ярмарка» по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА» Г. ВОЛГОДОНСКА
Проект
в подготовительной к школе группы №2 «Смешарики»
«Русская ярмарка»
Воспитатели :
Е. П. Самсонова
Л. А. Емельянова
г. Волгодонск, 2022г
Публикация «Проект „Ярмарка“ по патриотическому воспитанию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта.
Данный проект актуален тем, что способствует приобщению детей к получению информации об обычаях и традициях своей национальной культуры, помогает обогатить кругозор детей. Воспитания патриотизма и любви к Родине. У детей закладывается в сознании реалистическое представление о традициях и обычаях русского народа. Способствует развитию познавательной и творческой активности детей.
Структура проекта.
Проблема: Недостаточные знания об обычаях и традициях своей национальной культуры. Многие родители просто не уделяют внимания знакомству детей с русским фольклором традициям и историей её возникновения.
Вид проекта : Познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный (октябрь-ноябрь)
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели
Цель проекта : развивать у дошкольников чувство патриотизма и интерес к национальной русской культуре и традициям.
Задачи:
Познакомить с традиционными героями ярмарок, обычаями,обрядами и праздниками русского народа.
Развивать связную речь.
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
Обогащать словарный запас воспитанников (познакомить со словами горница, горшок, самовар, ухват, рушник, деревянные ложки, торг, монета).
Ожидаемый результат:
1. Воспитание любви к Родине, чувство гордости при знакомстве с культурой русского народа.
2. Развитие познавательных, речевых и творческих способностей у детей.
3. У детей сформировано представление о русском народном быте, они знают назначение домашних предметов, устаревших слов. Знают наизусть фольклорные игры, песни, потешки, заклички. Различают, называют, выделяют характерные особенности предметов народного творчества.
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный
- Подбор методической художественной литературы по данной теме с разных источников.
- Знакомство родителей с проектом
- Пополнение развивающей среды: подбор материала, атрибуты для музыкальной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал.
- Обратились за помощью к музыкальному руководителю.
-Подбор материала для продуктивной деятельности, записи русских народных песен.
2 этап. Основной
Игровая
деятельность Д / И: «Загадай, мы отгадаем»,
«Сложи картинку декоративной росписи».
«Продолжи ряд».
«Составь узор»
-Сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка», «Семья», «Магазин игрушек».
Настольные игры:
«Четвёртый лишний»,
«Русские матрёшки»,
«Праздники»,
«Собери картинку»,
«Что для чего»,
«Разложи по порядку»,
игра – фантазия «Ярмарка»,
П / и : «Горшки»,
«Жмурки»,
«Калечена-малечена»,
«Городки»,
«Ворота»,
«Гори-гори ясно»,
«Пробеги к подружке на одной ножке»,
Беседы «Русская ярмарка»,
«Праздники на Руси»,
«Народные промыслы России»
Познание НОД по развитию речи «Ярмарка»,
«Обычаи и традиции русского народа».
Чтение
художественной
литературы Чтение пословиц, поговорок, закличек, загадок о ярмарке, о мастерах-умельцах.
Р. Рождественский «Хоровод»,
Т. А. Шорыгина «Народные традиции», «Глупый барин» («Родные сказки» сборник)
прослушивание песен «Заиграй гармошка»,
«Карусель-карусель», «Барыня-сударыня»,
«Ярмарка», «Конфетки-бараночки».
Составление рассказа по картине «Ярмарка»;
Художественное
творчество Лепка из солёного теста «Что мы испечём, что бы продать на ярмарке»
Конструирование «Чайный сервиз»
Работа с родителями:
1. Приготовление костюмов, выпечки для детей.
2. Консультация: «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника».
3. Изготовление тряпичной куклы «Домовушка»
4. Буклет «Русские народные праздники и обряды»
Продукт проекта : Книга «Русские праздники»
3 этап. Итоговый
Итоговое мероприятие развлечение для детей и родителей «Осенняя ярмарка».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА» Г. ВОЛГОДОНСКА
Конспект беседы в подготовительной к школе группы №2 «Смешарики» «Русская ярмарка»
Воспитатели :
Е. П. Самсонова
Л. А. Емельянова
г. Волгодонск, 2022г
Цели: формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.
Задачи: Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Познакомить детей с жостовскими подносами. Закрепить умение расписывать изделия.
.
Оборудование и материалы: Презентация «Русская ярмарка», оформление выставки-ярмарки, заготовки-подносы, гуашь, салфетки, кисточки.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, мы с вами живем в очень большой, красивой и богатой стране. Богата она лесами и реками, полезными ископаемыми, животными, прекрасными людьми. У нашей страны богатая и интересная история. Как раньше называлась наша Родина? (Русь).
Воспитатель : Наша страна не всегда была такой современной, как сейчас. Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Такое место называлось торг, торжок, торжище. Позже в обиход вошло слово «ярмарка». Как вы думаете, что такое ярмарка? (Ответы детей). Давайте вместе узнаем, что такое ярмарка. (Показ презентации).
Ярмарка – это такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось.
К Ярмарке готовились, о начале Ярмарки оповещали заранее.
На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!
Публику веселили скоморохи, поводыри с дрессированным, “учёным” медведем, неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка.
Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа.
Ребята, посмотрите, как нарядно одет народ.
Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.
Торговцы предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мёд, недорогие лакомства, семечки и орехи.
Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки.
-Ребята, а вы бы хотели попасть на такую ярмарку?
(выбегает Петрушка)
-На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут друзья!
Глядите, не моргайте,
Рты не раскрывайте,
Ворон не считайте,
По дешевке покупайте!
-Посмотрите, что можно купить на ярмарке?
( Дети рассматривают предметы народно-прикладного искусства: дымковские игрушки, хохломские изделия, свистульки, кружева, матрешек.)
-Ребята, а нам с вами торговать нечем. Но посмотрите что у меня есть!
Сегодня мы познакомимся с уникальным явлением в русском искусстве – расписными подносами Жостова. Встречались ли вы с ними? В музеях, на выставках, просто за прилавком магазина, за чайным столом? Да, а кто нам скажет, зачем нужны подносы? Поднос - необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол, в дороге. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники.
Роспись металлических подносов появилась в России давно. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса,— таков “классический” вид жостовской росписи. (показ подноса)
Ребята, так что же данные умельцы изображали на подносах? В Жостовском искусстве преобладает изображение букетов цветов. Очень популярным является так же изображение фруктов. (показ изображения). Как вы думаете, подносы были одинаковой формы? Нет, формы были самыми разнообразными. Известно около тридцати различных форм подносов. (показ иллюстраций). Выбор формы и размера очень важен, т. к. определяет композицию росписи. Посмотрите, а какого цвета фон подносов? Да, в данном случае, фон чёрного цвета. Помимо излюбленных чё рных фонов привычны в Жостове и цветные: зелёные и синие, "под слоновую кость", разнообразные красные и "золотые".
(Раскрашивание подносов)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА» Г. ВОЛГОДОНСКА
Конспект беседы в подготовительной к школе группы
№2 «Смешарики»
«Праздники на Руси»
Воспитатели :
Е. П. Самсонова
Л. А. Емельянова
г. Волгодонск, 2022г
Цель: формировать представление детей о праздниках на Руси (святки,об обычаях и традициях нашего народа; развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа.
Ход беседы:
1. Рассказ воспитателя «Как в гости ходили?».
Любили русские люди праздники. С удовольствием готовились к приему гостей.
В гости ходили целыми семьями. Гостей встречали поклонами, здоровались, а с самыми близкими целовались. Любили угостить гостей сытно и вкусно. Поэтому гостя обязательно уговаривали поесть, попробовать напитки и кушанья. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Не обижайте хозяина, отведайте наши кушанья». Пели песни, плясали.
-Знаете ли вы, чем знаменит русский праздник святки? Тогда послушайте. Святочная неделя приходилась на морозную зимнюю пору. На святки ряженые ходили по домам, люди гадали и устраивали разные игры.
Гадали все -и взрослые, и дети. Очень любили люди эту забаву. Но самой главной особенностью святок было ряженье. Каждому хотелось нарядиться как-то особенно и забавно, да чтобы не узнали: выворачивали шубу наизнанку, надевали колпак или солдатскую шапку, приклеивали бороду или усы. Наряжались цыганами, солдатами… Кто был поумнее, делал маски- их называли личинами. Для масок использовали бересту, проделывая в ней отверстия для глаз, носа,рта. Кроме того, обязательно приклеивали усы, подвязывали бороду. Такие маски делались не на один год. Их бережно хранили до новых святок.
2. Изготовление масок.
Выставка масок. Обсуждение, кто какую маску сделал. Представление персонажа (передать образ жестами, мимикой, речевым сопровождением).
3. Рассказ воспитателя о Масленице.
Самый веселый праздник в старину -Масленица. На Масленицу провожают зиму и встречают весеннее солнышко. Весна одолевает зиму, но нужно ей помочь: вымести зиму метлой, взять снежную крепость, где прячутся ее морозы и метели.
Разучивание с детьми:
Выходи, народ,
Становись у ворот,
Весну закликать,
Зимушку провожать.
Весна, весна красна,
Приди, весна, с радостью!
Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, пели частушки, песни, пекли пироги, блины, ходили в гости.
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели,
Ой, блиночки мои,
Блины масленые!
Ой, блины, блины, блины,
Разрумяненькие!
Румяный блин означал весеннее солнышко. И в наше время на Масленицу пекут блины. Это старинный русский обычай встречать весну.
4. Обряд «Угощение блинами».
Воспитатель заранее просит родителей или поваров детского сада испечь блины, подготовить чай, варенье. Предлагая детям отведать блинов, воспитатель побуждает детей характеризовать их по форме, вкусу, способу приготовления, другим внешним особенностям, учит правильно есть, пользоваться приборами и т. п.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ