Лена Васильевна Уваровская
Проект «Якутские национальные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект якутские национальные игры
Актуальность: В настоящее время большинство якутских настольных игр забываются, поэтому эти игры внесли в повседневную жизнь детей. Якутские настольные игры с правилами развивают мелкую моторику, речь, познавательные способности детей
Цель: освоение технологии использования якутских народных настольных игр в формировании творческой деятельности детей;
Публикация «Проект „Якутские национальные игры“» размещена в разделах
Задачи:
- научить детей решать предлагаемые в играх развивающие задачи через выполнение игровых действий.
Образовательные задачи:
- изучение и освоение якутских настольных игр;
- научить детей самостоятельно принимать решения.
Воспитательные задачи:
- воспитание уважения и любви к якутским настольным играм;
- воспитание уважительного отношения друг к другу.
Развивающие задачи:
- развитие пространственного мышления, памяти и логики;
- развитие коммуникативных навыков и компетенций;
- развитие мелкой моторики.
Проект долгосрочный.
Участвуют: родители, дети, воспитатели.
1 этап. Подготовительный
Включает в себя сбор игр, изготовление атрибутов игры, изучение правил.
2этап. Основной
- Ознакомление с игрой, с правилами игры.
- Игра.
3 этап. Заключительный
- Самостоятельно умеют играть.
- Дети заинтерисованы.
В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы.
Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа Саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством.
Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.
Игра «Тырыынка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движения, смекалки. Эта игра позволит развить логическое мышление и ловкость.
Для игры нужны тонкие палочки из дерева, длина которых равна ширине ладони. Надо сделать столько палочек, сколько поместиться в сжатой руке. Из одной тырыынка делают наподобие ложечки.
Правила: Первый игрок, держа на столе все палочки вертикально в одной руке, резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки – ложечки очень осторожно вытаскивает остальные. В случае, когда игрок заденет при вытаскивании другую палочку, то игра прекращается, и палочки передаются следующему игроку.
После сбора игроками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.
Игра «Тыксаан»
Цель: игра позволит развить мелкую моторику пальцев, глазомер и поможет намного быстрее выучить счет. Она будет интересна, как детям, так и взрослым.
Для игры изготавливают из тальника диаметром 1 см фишки длиной 1,5 см. Затем их расщепляют по длине на 2 части. Одна из продольных сторон фишек должна быть полукруглой, другая – прямой (как половинки чурочек). Общее количество от 40 до 60 фишек.
Правила: Игра, рассчитанная троих и более человек. Игроки сидят за столом. 1 игрок собирает фишки в ладонь и рассыпает их на столе. Если 2 фишки легли одна на другую, их забирает участник, начавший игру первым. Затем он ударом среднего пальца «отстреливает» лежащие навзничь фишки лежащими в таком же положении. Если фишка лежит обратной стороной, то ее «отстреливают» таким же «обратными».
«К рчэх» (Мутовка) развивает координацию движений, умение соизмерять силу кистей рук. Ребенок прижимает между ладонями ручку Мутовки, и поступательно-возвратными движениями ладоней крутит ее. Цель игры : Развитие мышц кисти руки. Концентрация внимания.
«Балыктааьын» (рыбалка)
Цель: развитие координации, глазомер, ловкости кисти рук.
«Кто быстрей» Цель: на развитие подвижности кисти рук.
«Попади в лунку» Цель: координацию движений, моторику рук; учит детей логически мыслить.