Людмила Данилова
Проект «Я живу в России»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я живу в России»
Актуальность темы:
Гражданственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это 2,не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается. Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915 г. писала: «Главное в работе с детьми 3-7 лет – воспитание чувств, т. е. динамика от чувств к идеям». Наш проект – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Публикация «Проект „Я живу в России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Конечно, начиная работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Проблема:
Поверхностные знания детей о Родине, о культуре родной страны, малой Родине.
Гипотеза:
Мы предположили, что при систематической работе над темой происходит:
повышение уровня мотивации к истории и культуре города, страны; последовательное формирование элементарных представлений о родине, о ее истоках и культуре; воспитание патриотического отношения к Родине; развитие творческой, активной, самостоятельной личности; вовлечение родителей в условиях детского сада и семьи в совместную деятельность с ребенком.
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
• Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
• Формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям;
• Формировать представления о Росси, как о родной стране, познакомить с людьми разных национальностей, проживающих в нашей стране;
• Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому Росси средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
• Воспитывать гражданственно-патриотические чувства через изучение государственной символики России и других народов.
Вид проекта : долгосрочный (сентябрь 2022 – май 2023г).
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатель.
Проект : информационно – творческий.
Предполагаемый продукт проекта : проект предназначен для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Данный проект опирается следующие принципы:
- принцип единства воспитательных, образовательных и обучающих задач и целей процесса образования детей;
- принцип интеграции областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей;
- принцип гуманизации, индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Результатом освоения данного проекта является :
• Расширение знаний и представлений детей о родной стране, городе, о культуре русского народа и народов разных национальностей, его творчестве.
• Повышение интереса к истории России, государственной символике.
• Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности.
• Формирование правового сознания.
• Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком.
Продукт проекта :
Создание флага города Клинцы.
Выставка «Юный патриот»
Создание альбомов «Мой город – Клинцы», «Моя родина – Россия», «Символика Родного края»
Д/ игры - пазлы «Собери флаг», «Собери герб»
Консультации, рекомендации «Нравственно – патриотическое воспитание в семье», «Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Список произведений художественной литературы нравственной направленности для чтения детям 6 – 7 лет», «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы», «Воспитание чувства любви к своей малой Родине».
Планируемые результаты:
- повышение уровня знаний по патриотическому воспитанию у детей;
- дети углубят знания о символике родного города, страны, края, народов других национальностей;
- у детей изменится отношение к родному краю, мировоззрение.
Пути реализации проекта :
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Составление перспективного плана проектной деятельности.
3. Осознание детьми и взрослыми значимость социально-экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочного материала, накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметно - пространственной среды: дидактические игры, подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые.
5. Взаимосвязь с семьей: консультации для родителей; подготовка выставки и совместная работа родителей с детьми.
Этапы реализации проекта
План реализации проектной идеи
1 ЭТАП. Подготовительно – проектировочный этап.
Сбор и накопление информации:
1. Повышение собственной профессиональной компетентности:
- Подбор, изучение методической литературы по теме
- Изучение педагогического опыта
- Изготовление картотек, игр, подбор художественного слова по данной проблеме (загадки, стихи, пословицы и поговорки, проблемные ситуации и т. д.).
2. Определение уровня подготовленности детей (наблюдение).
3. Подбор детской литературы, дидактических, словесных игр.
4. Определение уровня заинтересованности родителей по теме проекта :
- Анкетирование родителей
- Подготовка консультаций, рекомендаций, буклетов для родителей.
5. Создание условий и оснащение предметно пространственной среды.
2 ЭТАП. Практический этап.
1. Педагогические наблюдения:
Во время режимных моментов, совместной деятельности, занятий, повседневной жизни.
2. Реализация проекта через различные виды детской деятельности (познавательной, художественно-творческой, физической, музыкально-театрализованной).
Проведение:
Бесед, ситуативных разговоров, моделирование и проигрывание ситуаций, игр и игровых приёмов, игр-инсценировок, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, телефонных тренингов, чтение художественной литературы, викторины, досуги.
3. Сотрудничество с родителями.
4. Итоговые мероприятия.
3 ЭТАП. Обобщающе – результативный этап.
Наблюдение за детьми с целью оценки достижений предполагаемого результата.
Формы работы:
С детьми: - активизирующее общение, тематические беседы, ситуативные разговоры, игровая деятельность, игры – драматизации, обыгрывание проблемных ситуаций, телефонные тренинги, чтение художественной литературы, досуги, иллюстративность.
С родителями:- консультации, наглядный материал.
Способы педагогического воздействия на детей для осуществления проекта :
Позитивный настрой (положительная оценка, похвала);
Пример взрослых
Приучение
Упражнение (повтор определенных действий);
Воспитывающие ситуации (оценка действий и поступков, упражнения, поручения, контроль над выполнением правил)
Поощрение (похвала);
Пример для подражания
Примеры из литературы (поступки героев);
Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации);
Беседа (возможность рассуждений и высказываний своего мнение).
Связь с семьей (единство требований детского сада и семьи).
Итоговые мероприятия:
Интерактивная доска «Мы живем в России».
Планшеты «Национальный костюм», «Символика», «Декоративно- прикладное исскуство».Перспективный план работы над проектом.
Месяц Тема Программное содержание Работа с детьми и родителями.
Сентябрь «Наша страна Россия» Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Введение в тему проекта. Анкетирование родителей с целью определения отношения к проекту.
Занятия, беседы о Родине, чтение стихотворений, пословицы и поговорки, выставка рисунка «Моя Родина».
Создание планшета «Национальный костюм»
Чтение художественной литературы:
В. Степанов «Моя Родина - Россия».
С. Тетерин «Символы России».
Октябрь Мир вокруг нас Формировать у детей представление о мире, разных странах мира России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданственно – патриотические чувства. Занятия, беседы о разных странах и их жителях. Чтение стихов, сказок авторов разных стран, знакомство с глобусом.
Дидактические игры «Иностранец», «Кто в какой стране живет?».
Создание планшета «Национальный костюм»
Альбом «Люди разных национальностей»
Чтение художественной литературы:
«Мать Земли» Я. Абидов;
Пословицы о Родине.
Ноябрь Разноцветные люди Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности. Занятия, беседы о детях разных национальностей, чтение стихотворений, литературных произведений. Фотовыставка «Разноцветные люди». Рисование на тему «Разноцветные дети». Дидактическая игра «Иностранец»
Подвижные игры детей разных национальностей:
«Утушка» (Чеченская, «Иголка, нитка, узелок» (бурятская народная игра, «Здравствуй, догони» (чукотская, «Почта» (русская).
Создание д/игры (Кольца Луллия) «Кто я?».
ЧХЛ: «Страна, где мы живем» С. Баруздин.
Декабрь «Какие народы живут в России?»
Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. Познакомить детей с домами, где проживают разные народы России. Папка ширма, консультация для родителей. Беседы о народах, живущих на территории России (познакомить детей с более яркими представителями народов – чеченцы, русские, чукчи, буряты).
Д/игра с использованием планшета «Национальный костюм».
Д/игра (кольца Луллия) «Кто я?»
ЧХЛ: В. Лебедев-Кумач «Москва».
Январь
«Русские народные промыслы»
Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах и промыслах народов России, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Папка ширма, консультация для родителей. Беседы о русских народных промыслах и промыслах народов России.
Создание планшета «Символика народов России»
Альбом «Промыслы народов России»
ЧХЛ: «Родина» М. Исаковский.
Февраль День защитника Отечества Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины. Праздник «День защитника Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск, сухопутных, военно-морских, воздушных (познакомить детей с героями, более яркими представителями народов – чеченцы, русские, чукчи, буряты).
Создание планшета «Символика народов России»
ЧХЛ: «Праздник дружбы» А. Митяев.
Март Символика России и народов России Закрепить и обобщить знания детей о символики России и народов России. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством. Занятия, беседы о символики России и народов России, рассматривание изображений государственного герба, флага, также символики народов России (познакомить детей с более яркими представителями народов – чеченцы, русские, чукчи, буряты).
Создание планшета «Символика народов России»
Дидактическая игра «Узнай, чей флаг».
ЧХЛ: Н. Носов «Метро».
Апрель «Богатыри земли русской» Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как они защищали Родину. Занятия, беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры.
Выставка детских рисунков «Богатыри земли русской».
Рассматривание фотографий героев, прославившихся, защищая свою Родину – чеченцы, русские, чукчи, буряты).
Альбом героев боевых действий – народов России.
ЧХЛ: «Родные просторы» С. Тетерин.
Май День Победы. Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства. Папка ширма «День Победы» - для родителей Рисование «День Победы».
Посещение музея.
Создание интерактивной доски «Россия и ее народы», «Флора и фауна народов России».
Д/игра (кольца Луллия) «Мы один народ»
Физкультминутки: Моя малая Родина, «Ура!».
Загадки о символике, загадки обо всем, что связано с Россией.
Вывод:
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей не только своей страны и родного города, дети узнали, что Россия много национальная страна, в которой проживают люди разных национальностей, с некоторыми ребята познакомились в ходе проекта (буряты, чеченцы и т. д.). Расширились знания детей о культуре страны, закрепили знания о символике РФ, её значении. Также познакомились с традициями, культурой других народов. Научились находить сходства и различия между нашими культурами. У детей расширились знания о столице России, ее достопримечательностями (города Клинцы, его достопримечательностями). Дети с удовольствием изучали животных проживающих на территории РФ и Брянской области, с помощью красной книги России ребята познакомились с исчезающими видами животных. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитания уважения к традициям и культуре своего народа. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.
Литература
1. Затулина Г. Я. Росси – Родина моя Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России подготовительная группа
3. Косарева В. П. Народная культура т и традиции Занятия с детьми 3-7 лет.
4. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
5. Панина С. М. Духовно-нравственное становление дошкольников Конспекты непосредственно образовательной деятельности
6. Скоролупова О. А. Знакомство с русским народным декоративным прикладным искусством для детей старшего дошкольного возраста
7. Соловьева Е, Царенко Л. Наследие и быль и сказка Пособие по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста
8. Нищева Н. В. Растим патриотов России Сборник материалов по итогам конкурса
9. Шорыгина Т. А. Наша Родина – Россия методическое пособие