Алла Яшина
Проект «Я — шеф!» с участием детей младшей и подготовительной групп
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Период реализации: ноябрь - май.
Возрастная категория: 2-3 года, 6 – 7 лет.
Тип проекта: социально - значимый.
Участники: дети подготовительной группы, дети младшей группы, педагогический коллектив группы, родители.
Продукт: видеорепортаж «Вместе веселее».
Обоснование актуальности выбранной темы:
Проблема социально-нравственного воспитания является одной из самых актуальных в современном образовании. Вызвано это, прежде всего тем, что подрастающее поколение растет и воспитывается в среде с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной морали, в атмосфере бездуховности, безверия и агрессивности. В настоящее время мы все чаще наблюдаем проявления жестокости во взаимоотношениях детей. Зачастую они копируют поведение взрослых, которые не задумываются о своих поступках. По этой причине очень важно формировать в детях чувство взаимопомощи, ответственности, эмпатии и взаимопонимания.
Введенная в действие Федеральная образовательная программа имеет выраженную нравственную направленность. Авторы рекомендуют развивать в детях начала социально-значимой активности, обогащать представления детей о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках, взаимоотношениях. Одним из способов решения этой задачи является волонтерская, или добровольческая, деятельность. В рамках настоящего проекта мы рассматриваем ее в узком формате – организации шефства старших детей по отношению к ребятам младшего дошкольного возраста. Мы считаем, что в работе, где старшие ребята берут шефство над младшими, дети подготовительной группы могут проявить лидерские качества, самостоятельность и инициативу, взаимовыручку. Безусловно, такое взаимодействие окажет благоприятное влияние и на малышей, ведь им будет продемонстрирован пример положительного поведения старших по отношению к младшим. Данный проект нацелен на тренировку социально-коммуникативных умений по взаимодействию и работе в команде старших дошкольников с младшими, улучшение их взаимопонимания и гармоничное развитие социальной сферы.
Проблема:
Ситуация, которая складывается в нашей стране, требует от нас особого проявления заботы о других. Но, к сожалению, далеко не все взрослые и дети понимают, как важно помогать друг другу. Очень важно поддерживать робкую инициативу ребенка, когда он хочет сделать доброе дело, помочь кому-то.
Цель и задачи
Цель: воспитание социально - значимых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста через организацию поддержки детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей умение качественно взаимодействовать с детьми младшего возраста, совместно выполнять задания, трудовые поручения, играть;
- знакомить с целями и доступными практиками волонтерства, включать детей при поддержке взрослых в волонтерские мероприятия;
- учить детей ориентироваться в пространстве, двигаться аккуратно, чтобы не уронить младших ребят;
- расширять представления детей о нравственных поступках, социально одобряемых действиях;
- тренировать способности детей по распознаванию своих переживаний и эмоций окружающих.
Развивающие:
- развивать ловкость и быстроту;
- развивать память, внимание, мышление, воображение;
- развивать функциональную грамотность;
- развивать мелкую моторику;
- развивать самостоятельность и инициативу.
Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.
Предполагаемые результаты:
- старшие дошкольники смогут качественно взаимодействовать с детьми младшего возраста, совместно выполнять с ними задания, трудовые поручения, играть;
- дошкольники познакомятся с целями и доступными практиками волонтерства, примут участие в волонтерских мероприятиях в рамках детского сада;
- у детей расширятся представления о нравственных поступках, социально одобряемых действиях;
- дети начнут лучше распознавать свои переживания и эмоции окружающих;
- дети научатся ориентироваться в пространстве, двигаться аккуратно, чтобы не уронить младших ребят.
Предполагаемые риски проекта:
- чрезмерная занятость родителей, их безучастность;
- отсутствие интереса у детей;
- нехватка ресурсов.
Особенность данного проекта:
Организация эффективного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с детьми младшей группы с целью поддержания самостоятельности и инициативы последних.
Маршрут реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
Постановка проблемы.
Работа с информационными ресурсами.
Целеполагание.
Составление плана проектной деятельности.
Подготовка необходимого оборудования.
2. Основной этап:
БЛОК: «Взаимодействие с детьми»
Мероприятие Срок
1. Совместное развлечение детей младшей и подготовительной групп на тему: «Прогулка по лесной полянке».
2. Труд: «Поможем малышам одеться на прогулку».
3. Беседа: «Научимся дружить».
4. Экскурсия в младшую группу: «Эмоции малышей».
5. Совместный труд: «Картинки-половинки для занятий в младшей группе». (Дети изготавливают пособия, разрезают различные иллюстрации пополам, приклеивают их на картон, чтобы дольше прослужили). Ноябрь
1. Совместное развлечение подготовительной к школе группы и второй младшей группы: “ Сказка в гости к нам пришла”
2. Ситуативный разговор: «Почему помогать детям младшего возраста важно?»
3. Коллективное рисование: «Добрые ладошки».
4. Беседа: «Добро вокруг нас». Декабрь
1. Совместный досуг с детьми подготовительной и младшей группы: «Добрые поступки».
2. Совместная деятельность на прогулке с участием родителей: «Строим семью снеговиков».
3. Труд на прогулке: «Поможем почистить снег на участке малышей».
4. Беседа: «Волонтёрство в России».
5. Коллективная аппликация: «Полянка добрых дел». Январь
1. Развлечение для детей подготовительной и младшей группы: «Солдатушки – ребятушки!»
2. Совместный труд: «Будем пыль протирать, будем группу убирать».
3. Образовательная деятельность: «Копилка эмоций».
4. Совместная выставка: «Развивающая игрушка своими руками». Февраль
1. Совместная творческая деятельность,создание коллективной работы: «Аквариумные рыбки». (Младшие ребята украшают рыбок любым посильным способом, старшие дети создают общую композицию, заполняют фон).
2. Совместное проведение флешмоба к международному женскому дню: «Сердечки для наших мамуль». (Старшие дети координируют младших, помогают занимать правильные позиции во время записи флешмоба).
3. Ситуативный разговор: «Как помочь малышу успокоиться, не плакать?».
4. Волонтёрская деятельность на прогулке: «Играем в мяч с ребятами младшей группы». Март
1. Совместное занятие по физической культуре для детей подготовительной и младшей групп: «Давайте подружимся».
2. Совместный конкурс рисунка на асфальте с участием семей воспитанников: «На весенней полянке».
3. Волонтерская деятельность: «Как ребята малышам помогали».
4. Мастер-класс для родителей с участием детей: «Погремушка - очень звонкая игрушка». (Совместное создание погремушек для детей из младшей группы). Апрель
1. Совместный праздник для детей подготовительной и младшей группы: «Скоро лето».
2. Совместный труд на групповых участках с участием родителей: «Уберёмся вместе на площадке».
3. Ситуативный разговор: «В стране добрых дел».
4. Совместная деятельность с детьми младшей группы на прогулке: «Волшебный город из песка».
5. Совместный художественный труд: «Украсим к лету группу малышей флажками». Май
БЛОК: «Взаимодействие с родителями»
Мероприятие Дата
1. Анкетирование по социально-нравственному воспитанию детей ДОУ.
2. Размещение в родительском центре памятки: «Основы нравственных отношений в семье».
3. Ситуативные беседы с родителями: «Как ваш ребёнок общается с детьми младшего возраста?». Ноябрь
1. Совместный мастер-класс между родителями подготовительной и младшей группы для обмена опытом по теме: «Вопросы организации межвозрастного общения».
2. Размещение в родительском центре буклета: «Полезные советы для родителей». Декабрь
1. Совместная деятельность на прогулке с участием родителей: «Строим семью снеговиков».
2. Индивидуальные ситуативные консультации с родителями: «Взаимодействие ребёнка с окружающими людьми». Январь
1. Конкурс с участием воспитанников и их семей: «Создаём развивающие игрушки для младшей группы своими руками».
2. Размещение в родительском центре памятки: «Как устранить конфликты между детьми?».
3. Рекомендовать родителям прочитать с детьми сказки о доброте. Февраль
1. Участие во флешмобе к международному женскому дню: «Сердечки для наших мамуль».
2. Занятие для родителей «Азы нравственности».
3. 3. Маршрут выходного дня: «Идём в библиотеку читать стихи и сказки о добре». Март
1. Участие родителей в совместном конкурсе рисунков на асфальте: «На весенней полянке».
2. Мастер-класс для родителей с участием детей: «Погремушка - очень звонкая игрушка». Апрель
1. Помощь родителей в монтаже видеорепортажа: «Вместе веселее».
2. Папка – передвижка «Как научить ребенка уважать старших».
3. Совместный труд на групповых участках с участием родителей: «Уберёмся вместе на площадке». Май
3. Заключительный этап:
Изготовление видеорепортажа «Вместе веселее».
Подведение итогов.
Анализ результатов деятельности.
Список информационных ресурсов:
1. Абрамова Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (2-3года) / Л. В. Абрамова. - М. : Мозаика-Синтез, 2020.
2. Абрамова Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (6-7 лет) / Л. В. Абрамова. - М. : Мозаика-Синтез, 2020.
3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с дошкольниками. 4-7 лет. Основы нравственного воспитания / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. – М. : Мозаика – Синтез, 2020. – 96 с.
4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023.