Смирнова Любовь
Проект «Я сам!»
▼ Скачать +Заказ
Разработчики и исполнители проекта
Педагог-психолог Молчанова Е. С., учитель-логопед Смирнова Л. Н.
Тема проекта «Я сам!»
Вид проекта Педагогический проект социально-коммуникативной направленности
Актуальность
Развитие навыков самостоятельности ребенка во всех сферах деятельности: дома, в саду, в общении со сверстниками и взрослыми, в игре.
Публикация «Проект „Я сам!“» размещена в разделах
Не отменяя того, что было традиционно важно для общества ранее, всё чаще встает вопрос о формирования новых качеств у ребенка, прежде всего инициативы и самостоятельности. Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Кроме того, мы заинтересованы не в репродуктивной, а творческой инициативе, поэтому общая формулировка направления нашей работы могла бы звучать так: современный ребенок – это самостоятельность, творчество, инициативность.
Современная жизнь доказала также необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. В изменившихся условиях представляется еще более необходимым освоение ребенком основ безопасного образа жизни и тренировка приобретенных навыков. В ходе реализации проекта отрабатываются приобретенные навыки.
Проблемный вопрос Как помочь родителям в формировании навыков самостоятельности у ребенка?
Участники проектаДети, воспитатели, родители детей младшей группы, педагог-психолог, учитель-логопед.
Цель проектаВедущая педагогическая цель – сопровождение ребенка в процессе освоения навыков самостоятельности, в развитии детской инициативности, поддержка в приобретении и проявлении собственного стиля деятельности, основанная на признании уникальности его образа как ценности.
Дополнительная цель - освоение основ безопасного образа жизни, понятий опасных для жизни ситуаций и приобретение навыков безопасного поведения в них.
Задачи проекта
Задачи для детей:
1. Стимулировать и поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка.
2. Формировать желания познавать, совершенствовать мир и себя.
3. Воспитывать волевые качества ребенка.
4. Развивать навыки эффективного взаимодействия детей друг с другом, произвольного поведения.
5. Формировать основные понятия безопасного поведения в быту, на улице, на дороге и др. через отработку навыков правильного поведения в случае опасности.
Задачи для родителей:
1. Обучать родителей навыкам и приемам в работе с детьми, направленной на развитие самостоятельности и безопасности жизнедеятельности.
2. Снижать эмоциональное напряжение и тревогу в детско-родительских отношениях.
3. Просвещать родителей по вопросам взросления ребенка и возникающих в связи с этим трудностей.
Задачи для педагогов:
1. Развивать профессиональные компетенции, профессионально-личностных качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками и родителями.
2. Вводить в педагогическую практику современные подходы к поддержке и развитию детской самостоятельности, а также образовательных технологий деятельностного типа.
Особенности проекта : Важное значение в проекте отводится роли педагога: он умеет наблюдать за детьми, видеть их предпочтения и поддерживать их; он заинтересован сам и умеет заинтересовать других; он удивляется сам и удивляет других, используя технологии чуда, открытий и игры; он ответственен за дальнейшую судьбу ребенка во взрослой жизни, где потребуется умение не просто работать с большим объемом информации, но перерабатывать его, находить смысл, потребуется умение взаимодействовать с разными людьми, действовать в изменяющейся ситуации. И если у ребенка будут сформированы такие качества как самостоятельность, творчество инициатива он будет успешным в современном обществе. Работая над созданием проекта по поддержке детской самостоятельности, мы обозначили, что она должна соответствовать следующим условиям: содержать в себе черты новых видений и российских традиций в образовании дошкольников; построена на принципах, заложенных в ФГОС ДОО; удобна в условиях реализации содержания образовательной программы. Первое время инициатива исходит от педагогов ДОУ, а затем она должна развертываться по схеме «Педагог-ребенок-родитель». Вначале ребёнку трудно выдвигать свою самостоятельность, но к концу года ситуация может измениться. На основе анализа материалов проекта будет сделан вывод о том, какие организационно-педагогические условия помогали и какие явились факторами дестабилизации. Мероприятия, инициированные воспитателем
Составление перспективного плана мероприятий проекта.
Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, презентаций, дидактических игр.
Анкетирование родителей «Насколько Ваш ребенок самостоятелен?»
b]Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта[/b]
1. Авдеева Н. Н. Князева О. Л Стеркина Р. Б. Безопасность
Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М. : ACT - С. П., 2002.
2. Алиева, Т. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации / Т. Алиева, Г. Урадовских // Дошкольное воспитание. – 2015. – №9. – С. 113-119.
3. Анастасова Л. П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. - М., 1996.
4. Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2000.
5. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М., 1993.
6. Ильчиков М. З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. - М., 1996.
7. Ковальковская Н. Как должна быть организована жизнь ребенка // В помощь просвещенцу. 1923.
8. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М., 1998.
9. Краснопольский Э. К вопросу о развитии трудовых навыков у детей дошкольного возраста // Вестник просвещения. 1925
10. Куражева Н. Ю. «Цветик-Семицветик» - программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (6-7 лет). // Издательский дом: Речь. Год издания: 2011.
11. Соловьёва Е. А. Гражданское воспитание сегодня. // Дошк. Воспитание - 1995 №8.
12. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. // Дошк. воспитание - 1997№3
13. Тавстуха, О. Г., Михеева, Е. В., Колисниченко, Т. Н., Муратова, А. А. Организация самостоятельной деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении (методическое пособие) / Е. В. Михеева и др. – Оренбург: Типография «Экспресс-печать», 2013. – 67 с.
14. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. - М., 1997
15. Ушинский К. Д. Страх и смелость // Ушинский К. Д. Избр. Пед. Соч. : В 2 т. М. : Педагогика, 1974.
16. Цукерман Г. А., Елизаров Н. В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. -М. :1990. -No6. -С. 10-29
Риски
Недостаточная заинтересованность и вовлеченность со стороны родителей.
Низкий уровень посещаемости детей в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией.
Результат
Cовместно с учителем-логопедом разработан план проекта.
Подобрана соответствующая литература. Проведен анализ результатов анкетирования родителей по теме «Насколько Ваш ребенок самостоятелен».
Основной этап
Дорожная карта реализации проекта
Мероприятия-Занятия развивающей направленности по программе Куражевой Н. Ю. «Цветик-семицветик» -«ШКОЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЯЗЫЧКА» : самостоятельное проведение дыхательной гимнастики детьми. Проведение конкурса для родителей по изготовлению атрибутов для дыхательной гимнастики -Консультация «Как привить ребёнку самостоятельность» Участники образовательных отношений, участвующие в мероприятии
Дети, педагог-психолог. Дети, учитель-логопед. Родители, педагоги
Промежуточные результаты
Дети обучались распознавать и выражать эмоции радости, грусти, злости.
Дети самостоятельно проводили дыхательную гимнастику.
Дети обучались распознавать и выражать эмоции удивления, страха.
Дети с помощью родителей изготовили атрибуты для дыхательной гимнастики.
Дети расширили свои знания о ЗОЖ с помощью специалистов ДОУ.
Консультация размещена на родительском чате.
Мероприятия
Развлечение «Путешествие в страну Самландия»Консультация для педагогов и родителей на сайте МБДОУ «Развитие детского словотворчества» Фотовыставка «Я сам!»
Промежуточные результаты
Проведено занятие о развитии навыков самостоятельности с элементами мульттерапии.
Консультация размещена на родительском чате.
Выставка проведена в виде презентации для родителей.
Мероприятия
Игры, направленные на развитие инициативы лидерских качеств. Занятие «Волшебные пуговки: мелкая моторика + творчество + речь»
Буклеты – памятки для родителей «Помогите своему ребёнку стать самостоятельным и успешным». Оформление «Весёлой книжки самостоятельного язычка». Практикум для детей - создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них («Как ты поступишь, если…»)
Открытое занятие «Путешествие по сказкам» с демонстрацией на родительском чате
Промежуточные результаты
Дети обучались распознавать и выражать эмоции обиды и брезгливости.
Придумывание «рифмушек» для дыхательной гимнастики.
Дети посмотрели и обсудили с помощью педагога мультфильмы на заданную тему.
Составлена картотека игр на развитие лидерских качеств ребенка.
Дети закрепляли знания об эмоциях и чувствах и обучались способам избавления от негативных эмоций.
Проведено занятие «Веселые пуговицы», где дети изготовили поделки с использованием пуговиц.
Изготовлены и вручены памятки для родителей.
Дети закрепляли знания об эмоциях и чувствах и обучались способам избавления от негативных эмоций.
Изготовлена книга о приключениях язычка детьми совместно с учителем-логопедом.
Проведен практикум для детей, где они обучались приемам выхода из проблемных ситуаций.
Проведено открытое для родителей и педагогов занятие с детьми «Спасти Колобка»
Заключительный этап
Оценка эффективности реализации проекта
Степень достижения целей
По результатам опроса среди родителей установлено, что проект социально-коммуникативной направленности «Я сам» оказался достаточно эффективным. Поставленные цели и задачи выполнены на 95%.
Доля участия детей в проекте – 100%, родителей – 70%.
Обобщение педагогического опыта
1. Подготовка и представление презентации по результатам реализации проекта «Я сам!» на педагогическом совете МДОУ.
2. Публикация паспорта проекта на педагогическом сайте в сети Интернет в случае успешной реализации проекта.