Татьяна Малханова
Проект «Я познаю мир» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы.
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас, что в свою очередь подталкивает к созданию интересных и познавательных проектов.
Публикация «Проект „Я познаю мир“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Идея проекта" Я познаю мир", возникла на основе анализа наблюдений за детьми. Наблюдая, мы видим, что дошкольники сами по себе уже являются исследователями, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.
Проект " Я познаю мир" способствует формированию ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, реализующего свои интересы в партнерской деятельности со взрослым.
Цели и задачи проекта " Я познаю мир"
Цели: 1. Использовать познавательно-исследовательскую деятельность, как стержнеобразующую для познавательного развития детей.
2. Помочь родителям осознать роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
1. Формирование у детей диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязи и взаимозависимости.
2. Расширять кругозор (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
3. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей и др.
4. Расширение перспектив развития поисково-исследовательской деятельности детей путем создания в группе "зоны экспериментирования".
5. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
6. Проведение среди родителей агитационной работы: оформление стендов на данную тему, индивидуальные консультации, проведение родительских собраний, круглых столов, дней " открытых дверей", совместных конкурсов, путешествий, исследований.
Основным " типом исследования" в работе предполагаются опыты (экспериментирования) в трех направлениях: живая природа, неживая природа, человек. И дополняющие, позволяющие занять детям активную исследовательскую позицию, следующие культурно-смысловые контексты: коллекционирование (классификационная работа, путешествия по карте, путешествие по "реке времени".
Каждый из обозначенных культурно-смысловых контекстов, нацелен в целом на познавательное развитие ребенка и создание наиболее благоприятных условии для реализации той или иной развивающей задачи:
- опыты (экспериментирование)- освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование (классификация)- освоение родовидовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.);
- путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира);
- путешествие по "реке времени"- освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему, на примерах материальных цивилизаций: история жилища, транспорта и т. п.).
Участники проекта:
Дети старшей группы, воспитатель, родители, мультипликационные персонажи: Лунтик, дождевой червяк Корней Корнеевич.
Механизмы реализации проекта
Данный проект по типу является творческо-исследовательским; по продолжительности - долгосрочным (один год)
Реализация проекта предполагает 3 этапа:
1 этап. Организационно-информационный. (сентябрь 2018 г.)
- Наблюдение за детьми;
- Диагностика детей;
- Анкетирование родителей;
- Обработка результатов диагностики и анкетирования;
- Подбор и изучение необходимой литературы;
- Вхождение в проблему проекта.
2 этап. Реализация проекта. (октябрь 2018- апрель 2019)
1. Проведение НОД:
- с элементами экспериментирования (живая природа, неживая природа, человек);
- "исследования-путешествия" (поверхность земли, океан и его обитатели, природные ландшафты и их обитатели);
- путешествия по "реке времени".
2. Совместная работа детей и взрослых.
- работа в "зоне экспериментирования": живая природа (растения, их циклы развития, взаимосвязь сезона и цикла развития растения, зависимость роста и состояния растения от ухода за ним).
Неживая природа (вода, воздух, песок, глина, камни, цвет, свет. магниты, их свойства и характерные особенности).
Человек (строение и функционирование организма);
рукотворный мир: стекло, металл, резина, пластмасса; преобразование предметов.
- разрешение проблемных ситуаций, связанных с исследовательской деятельностью.
- ведение классификационных таблиц в уголке экспериментирования, с целью освоения родовидовых отношений.
- ведение индивидуальных дневников экспериментирования, карточек-схем проведения экспериментов.
- использование блока упражнений по методике А. Савинкова "Обучение детей умениям и навыкам учебных исследований".
3. Работа с родителями.
- просветительская работа: в форме наглядной агитации, оформление стендов на данную тему, индивидуальные консультации, проведение родительских собраний, круглых столов, дней " открытых дверей", совместных конкурсов, путешествий, исследований.
- помощь в оснащении "зоны экспериментирования".
4. Методическая работа внутри дошкольного учреждения.
- проведение открытых просмотров по познавательному циклу.
- подготовка сообщений и консультаций к педагогическому совету.
3 этап - заключительный (май 2019 г.)
1. Исходящая диагностика детей.
2. Подготовка к презентации проекта.
3. Презентация проекта.
- Оформление фотоальбома "Мы познаем мир".
- Научная конференция совместно с родителями, с презентацией дневника опытов и экспериментов и выставки детских коллекций.