Татьяна Малханова
Проект «Я познаю мир» для старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы.
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас, что в свою очередь подталкивает к созданию интересных и познавательных проектов.
Публикация «Проект „Я познаю мир“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Идея проекта" Я познаю мир", возникла на основе анализа наблюдений за детьми. Наблюдая, мы видим, что дошкольники сами по себе уже являются исследователями, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.
Проект " Я познаю мир" способствует формированию ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, реализующего свои интересы в партнерской деятельности со взрослым.
Цели и задачи проекта " Я познаю мир"
Цели: 1. Использовать познавательно-исследовательскую деятельность, как стержнеобразующую для познавательного развития детей.
2. Помочь родителям осознать роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
1. Формирование у детей диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязи и взаимозависимости.
2. Расширять кругозор (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
3. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей и др.
4. Расширение перспектив развития поисково-исследовательской деятельности детей путем создания в группе "зоны экспериментирования".
5. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
6. Проведение среди родителей агитационной работы: оформление стендов на данную тему, индивидуальные консультации, проведение родительских собраний, круглых столов, дней " открытых дверей", совместных конкурсов, путешествий, исследований.
Основным " типом исследования" в работе предполагаются опыты (экспериментирования) в трех направлениях: живая природа, неживая природа, человек. И дополняющие, позволяющие занять детям активную исследовательскую позицию, следующие культурно-смысловые контексты: коллекционирование (классификационная работа, путешествия по карте, путешествие по "реке времени".
Каждый из обозначенных культурно-смысловых контекстов, нацелен в целом на познавательное развитие ребенка и создание наиболее благоприятных условии для реализации той или иной развивающей задачи:
- опыты (экспериментирование)- освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование (классификация)- освоение родовидовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.);
- путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира);
- путешествие по "реке времени"- освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему, на примерах материальных цивилизаций: история жилища, транспорта и т. п.).
Участники проекта:
Дети старшей группы, воспитатель, родители, мультипликационные персонажи: Лунтик, дождевой червяк Корней Корнеевич.
Механизмы реализации проекта
Данный проект по типу является творческо-исследовательским; по продолжительности - долгосрочным (один год)
Реализация проекта предполагает 3 этапа:
1 этап. Организационно-информационный. (сентябрь 2018 г.)
- Наблюдение за детьми;
- Диагностика детей;
- Анкетирование родителей;
- Обработка результатов диагностики и анкетирования;
- Подбор и изучение необходимой литературы;
- Вхождение в проблему проекта.
2 этап. Реализация проекта. (октябрь 2018- апрель 2019)
1. Проведение НОД:
- с элементами экспериментирования (живая природа, неживая природа, человек);
- "исследования-путешествия" (поверхность земли, океан и его обитатели, природные ландшафты и их обитатели);
- путешествия по "реке времени".
2. Совместная работа детей и взрослых.
- работа в "зоне экспериментирования": живая природа (растения, их циклы развития, взаимосвязь сезона и цикла развития растения, зависимость роста и состояния растения от ухода за ним).
Неживая природа (вода, воздух, песок, глина, камни, цвет, свет. магниты, их свойства и характерные особенности).
Человек (строение и функционирование организма);
рукотворный мир: стекло, металл, резина, пластмасса; преобразование предметов.
- разрешение проблемных ситуаций, связанных с исследовательской деятельностью.
- ведение классификационных таблиц в уголке экспериментирования, с целью освоения родовидовых отношений.
- ведение индивидуальных дневников экспериментирования, карточек-схем проведения экспериментов.
- использование блока упражнений по методике А. Савинкова "Обучение детей умениям и навыкам учебных исследований".
3. Работа с родителями.
- просветительская работа: в форме наглядной агитации, оформление стендов на данную тему, индивидуальные консультации, проведение родительских собраний, круглых столов, дней " открытых дверей", совместных конкурсов, путешествий, исследований.
- помощь в оснащении "зоны экспериментирования".
4. Методическая работа внутри дошкольного учреждения.
- проведение открытых просмотров по познавательному циклу.
- подготовка сообщений и консультаций к педагогическому совету.
3 этап - заключительный (май 2019 г.)
1. Исходящая диагностика детей.
2. Подготовка к презентации проекта.
3. Презентация проекта.
- Оформление фотоальбома "Мы познаем мир".
- Научная конференция совместно с родителями, с презентацией дневника опытов и экспериментов и выставки детских коллекций.