Светлана Кагарманова
Проект «Я и моя семья»
▼ Скачать
Проект «Я и моя семья»
МБДОУ №14 «Брусничка»
г. СУРГУТ
ХМАО - ЮГРА
Краткосрочный проект :
«Я и моя семья»
Воспитатель: Кагарманова С. Н.
Актуальность
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
Публикация «Проект „Я и моя семья“» размещена в разделах
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно.
Тип проекта : краткосрочный, творческий.
Цель проекта : формировать образ «Я», умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи, развивать представление о своей семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи проекта :
• Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства
• Познакомить детей с понятиями «семья»,
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и ДОУ
Ожидаемые результаты реализации проекта : Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать с/р игры на основе имеющихся знаний о семье.
Участники проекта :
Воспитатели, воспитанники младшей группы, родители
Возраст детей: 3-4 года.
Сроки проведения: ноябрь - декабрь 2022
Этапы реализации проекта :
I этап:
Составление плана работы:
1. Выбор темы исследования – постановка проблемы.
2. Поиск информации по выбранной теме в книгах, журналах и Интернете, ее сбор и анализ.
3. Подготовка и оформление стенгазеты.
4. Подготовка описания по проекту.
II этап:
Тематический план работы с детьми
Формы организации совместной деятельности взрослых и детей
ООД:
- Познание «Моя дружная семья»;
- (ФЭМП) «Андрюша и цыплёнок» (Т. В. Ковригина стр. 71)
- (КИД) «Мебель для дома»
- Речевое развитие: Чтение РНС «Три медведя»
- Музицирование - пение колыбельной «Баю- бай», «Пирожки» Филиченко, Пение колыбельных песен; «Вышла курочка гулять» муз. А. Филиппенко;
- муз. игра «Кошка с котятами»;
- слушание «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского
Художественное творчество:
- Аппликация - «Красивые бусы для мамы»,
- Лепка - «Бублики для всей семьи»
- Рисование - " Нарисуй красивый рисунок маме"
Беседы:
Беседа по фотографиям:
«Моя семья»,
«Праздники в моей семье»,
«В нашей семье все трудятся»,
Чтение и обсуждение сказок, стихов, отгадывание загадок
Ситуативный разговор:
- «Что готовит мама?»,
- «Что умеет делать папа?»
Беседа по картинкам:
- Где работает мама (папа?
- Что делать, если кто-то заболел?
- Что такое хорошо и что такое плохо?
Чтение художественной литературы:
• Чтение потешек «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор», «Ладушки – ладушки»;
• колыбельные песни;
• РНС: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя»;
• Д. Габе «Моя семья»;
• К. Ушинский «Петушок с семьёй»;
• А. Барто «Посидим в тишине»;
Коммуникация:
Беседа:
«Кто, где работает?»
«Как ты помогаешь родителям?»
«Дом, в котором живёт вся моя семья"
Отгадывание загадок
Пословицы и поговорки о семье
Пальчиковая игра " Вот и вся моя семья"
Д/ игры и упражнения:
«Назови ласково»; «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Мой портрет», «Помоги маме (папе)», «Где мы были, что мы видели», «Кто, что любит делать?», «Кому что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела»
Муз/ д игры: «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы).
Подвижные игры:
«Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси– лебеди», «Карусель».
С/ р игры: «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Поездка на автобусе»,«Семья», «Дочки - матери», «Детский сад», «Поездка в магазин, зоопарк», «Больница»,
Настольные игры:
«Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом».
Театрализованная игра:
По сказке «Три медведя».
Игра драматизация:
«Наша Маша маленькая», «Почему так?», «Игры с конструктором», «Пазлы», «Кубики – картинки», «Строитель».
Коллекции:
«Любимые игрушки нашей семьи», «Подарки осени» и другие.
Работа с родителями:
1. Беседы с родителями и детьми о прошедших выходных днях;
2. Организация родителей по сбору фотографий в фотоальбом: «Это я и моя семья»;
3. «День добрых дел»;
4. Поздравление с днем матери
5. Консультации:
«Возникновение и история праздника "День матери"
«Воспитание своим примером»
6. Памятка для родителей на тему: «Авторитет – основа воспитания»;
7. Совместное создание предметно – развивающей среды;
8. Фотовыставка: «Я и моя семья».
Оценка результатов
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате, мероприятий, которые, были проведены в ходе проекта : беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили, положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания. В вопросах, касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.
В результате творческой работы самых активных семей в группе появился плакат «Моя семья», который, пользуется особой популярностью у всех детей. После просмотра сказки «Колобок», наши дети тоже попробовали себя в роли артистов. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей: «Дом, который построили мы», «Мебель для комнаты», «Поликлиника», «День рождения», «Гости».
На наш взгляд, проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.
Используемая литература:
1. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А. Н. Давидчук, Л. Г. Селихова. - М. : Сфера, 2013. - 176 c.
Деркунская, В. А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская, А. Г. Рындина. - М. : Центр педагогического образования, 2012. - 112 c.
2. Нищева, Н. В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания / Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2011.
3. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3-4 года. -М. :МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017.-272 с.
4. Книга для чтения детском саду и дома. Составители : В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. При участии Л. Н. Елисеевой, Н. П. Бабуровой/ Пособие для воспитателей детского сада и родителей. –М. :Издательство Оникс, 2011.- 272 с.