Лариса Сошникова
Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Данный проект предполагает организацию педагогического процесса направленного на использование моделей экологического содержания, и этапы работы с детьми и педагогами.
Цель проекта состоит в разработке педагогической технологии по использованию моделей экологического содержания для расширения экологических представлений у старших дошкольников.
Задачи:
Публикация «Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников,» размещена в разделах
1. Разработать этапы педагогической работы по ознакомлению детей с моделями экологического содержания.
2. Определить содержание работы на каждом этапе.
3. Спроектировать систему работы с дошкольниками на каждом этапе
4. Спроектировать систему работы с педагогами по расширению экологических представлений у детей с использованием моделей.
5. Разработать методику итоговой диагностики позволяющей оценить эффективность реализации разработанной технологии.
Теоретическую основу педагогической технологии составляют:
• Теория целостного развития личности. (Б. Г. Ананьев, М. В. Крулехт)
Знания и умения, полученные ребёнком в процессе педагогической технологии использования моделей экологического содержания в образовательном процессе детского сада, будут в полной мере способствовать развитию личности ребёнка.
• Исследования о системности знаний у дошкольников. (В. И. Логинова, Н. Н. Кондратьева, И. А. Хайдурова, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева)
Принципы проектирования.
1. Принцип системности и последовательности.
Предполагает преподавание и усвоение знаний детьми в определённой последовательности.
2. Принцип связи обучения с жизнью и практикой.
Все полученные знания об использовании моделей, о животном и растительном мире, могут быть использованы детьми в других видах деятельности. (Игровой, трудовой)
3. Принцип развивающего характера обучения.
Полученные детьми знания будут способствовать всестороннему развитию личности ребёнка и его индивидуальности в целом.
4. Принцип доступности обучения.
При работе с детьми учитываются особенности и способности детей. Материал понятен и доступен по содержанию.
Педагогическая технология состоит из этапов:
1. Проведение цикла мероприятий для педагогов по использованию моделей.
2. Знакомство детей с различными моделями экологического содержания.
3. Проведение цикла занятий по использованию моделей экологического содержания для расширения знаний детей.
Задачи 1-го этапа педагогической технологии:
1. Знакомство педагогов с разнообразными моделями экологического содержания. Обогащение знаний педагогов.
2. Организация занятий и повседневной деятельности детей по использованию моделей экологического содержания.
Для решения задач первого этапа педагогической технологии предполагается провести педагогический семинар с активным привлечением педагогов, по теме: «использование моделей экологического содержание в старших группа детского сада»
Семинар подразумевает проведение четырёх занятий. Целью такого семинара будет – повышение теоретических и практических знаний педагогов по использованию моделей экологического содержания. Формой проведения такого семинара будут лекции и семинарские занятия – практикумы. Для повышения уровня практической подготовки воспитателей, совершенствования практических навыков.
1-е занятие включает в себя некоторые теоретические вопросы.
1. Содержания понятия «модель» и «моделирование». Многообразие моделей экологического содержания в работе с детьми.
2. последовательность при обучении детей моделированию.
3. Формы организации занятий по использованию моделей.
Домашнее задание: Проанализировать предметно – развивающую среду своей группы на наличие в ней моделей экологического содержания.
2-е занятие было связано с педагогическими условиями, обеспечивающими усвоение детьми знаний по использованию моделей экологического содержания.
В начале беседы педагоги проанализировали предметно – развивающую среду своих групп. Выявили достоинства и недостатки.
Вопросы для обсуждения на занятии:
1. Обогащение развивающего пространства групп.
2. Планирование работы педагога по использованию моделей.
Домашнее задание: Составить конспект занятия или совместной деятельности с использованием моделей экологического содержания. Пополнить предметно – развивающую среду.
3-е занятие: Содержание работы с детьми.
1. Обсуждение методики формирования умений у детей пользоваться моделями для описания объектов природы.
2. Обсуждение и практическое составление конспектов занятий с детьми.
Домашнее задание: Самостоятельное изготовление моделей для описания объектов природы. Подготовка к зачёту.
4-е занятие. Анкетирование педагогов по итогам семинара. Педагогам предлагается опросник для оценки профессионализма.
В ходе семинарских лекций воспитатели повысили свой профессиональный уровень, расширили знания по использованию моделей экологического содержания в работе со старшими дошкольниками.
Задачи 2-ого этапа педагогической технологии:
1. Знакомство детей с моделями экологического содержания.
2. Введение разных видов моделей для описания животных и растений.
3. Обогащение предметно-развивающей среды за счёт пополнения моделями экологического содержания.
Для решения первой задачи второго этапа педагогической технологии необходимо пополнить предметно – развивающее пространство за счёт внесение в него разнообразных моделей экологического содержания. Этот уголок должен быть привлекательным для детей. Обязательным условием организации такого уголка является наличие разнообразных моделей экологического содержания, к которым дети должны иметь свободный доступ. Необходимо пополнить предметную среду группы иконическими моделями, имеющими сходство с натурой. Такие модели будут более доступны для восприятия детей. К ним относятся модели отдельных животных. Картонная модель бабочки, павлиний глаз, сидящая на дереве, у которой шевелятся крылышки. (20.) Может быть бумажная модель хищной птицы. На которой можно демонстрировать её полёт, особенности строения.
В группе могут быть представлены модели-макеты среды обитания или маскировки разных видов животного мира. Они позволяют формировать у детей обобщённые представления о жизни животных. В группах детского сада могут быть представлены разнообразные графические модели для описания внешнего строения животных и растений. Всевозможные календари наблюдений. Модели роста и развития животных и растений.
На этом этапе предполагается познакомить детей с моделями, рассказать об их значении, способах использования для описания объектов природы.
Педагог проводит с детьми обобщающие беседы. Они будут способствовать ознакомлению детей с моделями экологического содержания и расширению экологических представлений детей. Для каждой беседы педагог готовит модели для описания объектов природы. Педагогические приёмы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, к самостоятельному использованию моделей.
Первая беседа: Растения – живые существа.
Задачи: способствовать развитию и обобщению представлений детей о растениях как живых существах, представлении о том, что растения вырастают из семян. Получают питание из почвы; узнаванию и различению растений. Формировать умения составлять рассказы по моделям.
В ходе беседы педагог показывает детям как с помощью модели можно проиллюстрировать свой ответ.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций.
• Труд в уголке природы.
• Беседы с детьми.
Беседа вторая: Птицы весной.
Задачи: Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период. Формировать умения составлять рассказ по модели. Воспитывать доброжелательность и желание заботится о птицах.
Беседа начинается с чтения стихов о скворце. Педагог спрашивает детей: «А где был скворец зимой?»
Во время беседы воспитатель с детьми составляет описательный рассказ с использованием моделей. Поощряет детей на самостоятельное составление описания птиц.
Третья беседа: Путешествие в зоопарк.
Задачи: Способствовать формированию представлений о диких животных, их проживание в природе.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций.
• Постройка зоопарка.
• Беседы с детьми.
Четвёртая беседа: Комнатные растения.
Создать условия для обобщения представлений детей о росте и развитии растений. Уточнят представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые растения, влаголюбивые и засухоустойчивые. Дать детям представления о способах размножения растений.
Предварительная работа:
• Наблюдение за ростом растений в уголке природы.
• Труд в уголке природы.
Третий этап педагогической технологии связан с организацией педагогического процесса. Для получения хорошего результата у детей по использованию моделей экологического содержания воспитатель должен:
• Систематически моделировать в специальных календарях протекающие изменения в природе.
• Организовывать совместную деятельность с дошкольниками.
• Систематически проводить разные типы экологических занятий.
Мы предполагаем ряд занятий направленных на расширение экологических представлений с использованием моделей экологического содержания. Дети в этом возрасте любознательны, им интересно всё новое. Их интересую разнообразные объекты природы, их действия и образ жизни. Использование моделей экологического содержания на занятиях будет способствовать не только закреплению и усвоению детьми полученных знаний, но и расширению и обогащению их.
Примерные планы занятий по развитию экологических представлений с использованием моделей экологического содержания:
1. Домашние животные.
Задача: Способствовать систематизации представлений о месте обитания домашних животных; их внешнем виде. Умению составлять рассказ о стадиях роста животных с помощью моделей: о связи с человеком.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин, беседа с детьми о животных у них дома, чтение познавательной литературы, наблюдение за кошкой и собакой.
Материал: модель – макет места обитания домашних животных, графические модели для описания стадий роста.
2 .Птицы в городе.
Задача: Создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о птицах живущих в городе. (голубь, ворона, воробей, умение их приспосабливаться к среде обитания. Рассказать о существенных признаках птиц, используя модель.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, изготовление кормушек, отгадывание загадок про птиц, беседы с детьми.
Материал: графические модели для описания существенных признаков птиц, модели птиц и иллюстрации.
3. Как узнать растения
Задач: способствовать обобщению представлений детей о растения, умения обобщать их по существенным признакам. Описывать с помощью моделей. Доказательно строить суждения. Выполнять трудовые навыки.
Предварительная работа: Рассматривание растений на участке и в группе. Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми. Дидактические игры.
Материал: графические модели для описания существенных признаков растений, модели с описанием очерёдности ухода за растениями.
4. Насекомые.
Задача: Способствовать систематизации и обобщению знаний о многообразии насекомых (особенности внешнего вида, места обитания, питания, способах передвижения) с использованием моделей.
Предварительная работа: Рассматривание энциклопедии «Насекомые» и беседа с детьми, чтение литературы.
Материал: Графические модели для описания существенных признаков насекомых. Иллюстрации.