Любовь Шагенова
Проект «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сал №133»
Игровой проект
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Выполнила:
Шагенова Любовь Васильевна
воспитатель1квалификационной категории
г. Оренбург, 2017
Пояснительная записка
Тип проекта: педагогическое проектирование.
Вид: игровой.
Сроки реализации проекта: октябрь-май
Возрастная группа: II младшая группа (дети 3-4 лет)
Актуальность проекта:
Темочки:
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. По результатам мониторинга, проведённого в начале учебного года, больше половина детей второй младшей группы затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже. Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Поэтому воспитателям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология.
Цель: Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Способствовать развитию связной речи.
• Расширять и обогащать словарный запас детей.
• Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).
• Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
• Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Участники проекта: педагог, дети и их родители (законные представители).
План реализации проекта: «Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Этап проекта Мероприятия Цель Сроки
Организационный этап Определение цели, задач Поиск решения цели и задач проекта Октябрь, 2017
этап апробации Работа с детьми
Практическая деятельность по проекту
Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Ноябрь - май
Работа с родителями
Помощь в оснащении мнемотаблицами
Ноябрь - май
Заключительный этап Выступление на педагогическом совете
Апробация передового опыта среди коллег.
Май, 2018
Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
«Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Сроки Тема Задачи
Ноябрь Составление рассказа об осени
Формировать способность составлять небольшой рассказ об осени с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть действия, сезонные изменения в природе.
Рассказывание «Игрушки» Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества.
Декабрь рассказывание по стихотворению Н. Нищевой "Ёлка" Формировать умение детей учить стихотворение, используя мнемотаблицы. Активизировать в речи детей прилагательные
Пересказ сказки «Репка»
Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука –а-.
Январь
составление описательного рассказа "Котёнок"
Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы животных,
используя схему. Подбирать прилагательные
Февраль Составление рассказа «Мой папа»
Формирование умения детей описывать образ своего отца. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.
Рассказывание «Одежда»
Способствовать умению составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу. Самостоятельно перекодировать некоторые слова. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использоватьприлагательные, обозначающие цвет. Закрепить произношение зв. _п_, -пь-.
Март Составление рассказа о весне Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о весне с использованием мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.
рассказывание «Моя любимая мама» Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь.
Апрель пересказ сказки «Лиса и заяц»
Упражнять детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.
«Сочиняем сказку»
Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.
Май Составление описательного рассказа о диких животных (волк, заяц, медведь, лиса)
Формировать умение описывать животное, используя общую мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного. Соотносить существительное с прилагательным.
Рассказывание Л. Толстой «Три медведя»
Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание.
Праздник сказок по мнемотаблицам Закреплять умения рассказывать сказки по мнемотаблицам.
Перспективный план работы с семьями воспитанников по реализации проекта
№ Мероприятия Срок
1 Консультация: «Значения связной речи в жизни младшего дошкольника»
Ноябрь,2017
2 анкетирование «Развиваем речь детей» Декабрь,2017
3. выставка мнемотаблиц Январь,2018
4. Индивидуальные беседы: «Развиваем речь дома» Февраль, 2018
5. Консультация: «Как собирать детскую библиотеку?» Март, 2018
6. посещение мероприятий в ДОУ Апрель, 2018
7. Итог работы проектной деятельности на родительском собрании Май,2018
Формы проведения итогов реализации проекта: Праздник сказок по мнемотаблицам.
Ожидаемый результат:
• Развитая связная речь воспитанников в соответствии с возрастом;
• Активизация речевой деятельности детей;
• Обогащение словарного запаса
• Повышение уровня умения детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.
Список используемой литературы:
Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб,2005.
Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа,1985.
Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М. ,2008.-№4.-С. 102-115.
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс,2010.
Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М,2006.- №7.- С. 18-22.
Широких Т. Т. Учим стихи- развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сал №133»
Игровой проект
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Выполнила:
Шагенова Любовь Васильевна
воспитатель1квалификационной категории
г. Оренбург, 2017
Пояснительная записка
Тип проекта: педагогическое проектирование.
Вид: игровой.
Сроки реализации проекта: октябрь-май
Возрастная группа: II младшая группа (дети 3-4 лет)
Актуальность проекта:
Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. По результатам мониторинга, проведённого в начале учебного года, больше половина детей второй младшей группы затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже. Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Поэтому воспитателям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология.
Цель: Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Способствовать развитию связной речи.
• Расширять и обогащать словарный запас детей.
• Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).
• Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
• Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Участники проекта: педагог, дети и их родители (законные представители).
План реализации проекта: «Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Этап проекта Мероприятия Цель Сроки
Организационный этап Определение цели, задач Поиск решения цели и задач проекта Октябрь, 2017
этап апробации Работа с детьми
Практическая деятельность по проекту
Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Ноябрь - май
Работа с родителями
Помощь в оснащении мнемотаблицами
Ноябрь - май
Заключительный этап Выступление на педагогическом совете
Апробация передового опыта среди коллег.
Май, 2018
Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
«Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Сроки Тема Задачи
Ноябрь Составление рассказа об осени
Формировать способность составлять небольшой рассказ об осени с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть действия, сезонные изменения в природе.
Рассказывание «Игрушки» Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества.
Декабрь рассказывание по стихотворению Н. Нищевой "Ёлка" Формировать умение детей учить стихотворение, используя мнемотаблицы. Активизировать в речи детей прилагательные
Пересказ сказки «Репка»
Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука –а-.
Январь
составление описательного рассказа "Котёнок"
Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы животных,
используя схему. Подбирать прилагательные
Февраль Составление рассказа «Мой папа»
Формирование умения детей описывать образ своего отца. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.
Рассказывание «Одежда»
Способствовать умению составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу. Самостоятельно перекодировать некоторые слова. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использоватьприлагательные, обозначающие цвет. Закрепить произношение зв. _п_, -пь-.
Март Составление рассказа о весне Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о весне с использованием мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.
рассказывание «Моя любимая мама» Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь.
Апрель пересказ сказки «Лиса и заяц»
Упражнять детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.
«Сочиняем сказку»
Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.
Май Составление описательного рассказа о диких животных (волк, заяц, медведь, лиса)
Формировать умение описывать животное, используя общую мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного. Соотносить существительное с прилагательным.
Рассказывание Л. Толстой «Три медведя»
Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание.
Праздник сказок по мнемотаблицам Закреплять умения рассказывать сказки по мнемотаблицам.
Перспективный план работы с семьями воспитанников по реализации проекта
№ Мероприятия Срок
1 Консультация: «Значения связной речи в жизни младшего дошкольника»
Ноябрь,2017
2 анкетирование «Развиваем речь детей» Декабрь,2017
3. выставка мнемотаблиц Январь,2018
4. Индивидуальные беседы: «Развиваем речь дома» Февраль, 2018
5. Консультация: «Как собирать детскую библиотеку?» Март, 2018
6. посещение мероприятий в ДОУ Апрель, 2018
7. Итог работы проектной деятельности на родительском собрании Май,2018
Формы проведения итогов реализации проекта: Праздник сказок по мнемотаблицам.
Ожидаемый результат:
• Развитая связная речь воспитанников в соответствии с возрастом;
• Активизация речевой деятельности детей;
• Обогащение словарного запаса
• Повышение уровня умения детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.
Список используемой литературы:
Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб,2005.
Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа,1985.
Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М. ,2008.-№4.-С. 102-115.
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс,2010.
Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М,2006.- №7.- С. 18-22.
Широких Т. Т. Учим стихи- развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сал №133»
Игровой проект
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Выполнила:
Шагенова Любовь Васильевна
воспитатель1квалификационной категории
г. Оренбург, 2017
Пояснительная записка
Тип проекта: педагогическое проектирование.
Вид: игровой.
Сроки реализации проекта: октябрь-май
Возрастная группа: II младшая группа (дети 3-4 лет)
Актуальность проекта:
Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. По результатам мониторинга, проведённого в начале учебного года, больше половина детей второй младшей группы затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже. Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Поэтому воспитателям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология.
Цель: Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Способствовать развитию связной речи.
• Расширять и обогащать словарный запас детей.
• Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).
• Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
• Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Участники проекта: педагог, дети и их родители (законные представители).
План реализации проекта: «Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Этап проекта Мероприятия Цель Сроки
Организационный этап Определение цели, задач Поиск решения цели и задач проекта Октябрь, 2017
этап апробации Работа с детьми
Практическая деятельность по проекту
Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Ноябрь - май
Работа с родителями
Помощь в оснащении мнемотаблицами
Ноябрь - май
Заключительный этап Выступление на педагогическом совете
Апробация передового опыта среди коллег.
Май, 2018
Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
«Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Сроки Тема Задачи
Ноябрь Составление рассказа об осени
Формировать способность составлять небольшой рассказ об осени с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть действия, сезонные изменения в природе.
Рассказывание «Игрушки» Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества.
Декабрь рассказывание по стихотворению Н. Нищевой "Ёлка" Формировать умение детей учить стихотворение, используя мнемотаблицы. Активизировать в речи детей прилагательные
Пересказ сказки «Репка»
Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука –а-.
Январь
составление описательного рассказа "Котёнок"
Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы животных,
используя схему. Подбирать прилагательные
Февраль Составление рассказа «Мой папа»
Формирование умения детей описывать образ своего отца. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.
Рассказывание «Одежда»
Способствовать умению составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу. Самостоятельно перекодировать некоторые слова. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использоватьприлагательные, обозначающие цвет. Закрепить произношение зв. _п_, -пь-.
Март Составление рассказа о весне Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о весне с использованием мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.
рассказывание «Моя любимая мама» Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь.
Апрель пересказ сказки «Лиса и заяц»
Упражнять детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.
«Сочиняем сказку»
Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.
Май Составление описательного рассказа о диких животных (волк, заяц, медведь, лиса)
Формировать умение описывать животное, используя общую мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного. Соотносить существительное с прилагательным.
Рассказывание Л. Толстой «Три медведя»
Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание.
Праздник сказок по мнемотаблицам Закреплять умения рассказывать сказки по мнемотаблицам.
Перспективный план работы с семьями воспитанников по реализации проекта
№ Мероприятия Срок
1 Консультация: «Значения связной речи в жизни младшего дошкольника»
Ноябрь,2017
2 анкетирование «Развиваем речь детей» Декабрь,2017
3. выставка мнемотаблиц Январь,2018
4. Индивидуальные беседы: «Развиваем речь дома» Февраль, 2018
5. Консультация: «Как собирать детскую библиотеку?» Март, 2018
6. посещение мероприятий в ДОУ Апрель, 2018
7. Итог работы проектной деятельности на родительском собрании Май,2018
Формы проведения итогов реализации проекта: Праздник сказок по мнемотаблицам.
Ожидаемый результат:
• Развитая связная речь воспитанников в соответствии с возрастом;
• Активизация речевой деятельности детей;
• Обогащение словарного запаса
• Повышение уровня умения детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.
Список используемой литературы:
Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб,2005.
Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа,1985.
Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М. ,2008.-№4.-С. 102-115.
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс,2010.
Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М,2006.- №7.- С. 18-22.
Широких Т. Т. Учим стихи- развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.