Угрюмова Юлия
Проект «Инклюзивные практики организации совместной изобразительной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни каждого малыша наступает ответственный момент первой встречи с детским коллективом. Для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ, зачисление в дошкольное учреждение носит особенно значимый, но не всегда успешный характер. От успешности протекания адаптационного периода в дошкольном учреждении зачастую зависит дальнейшая возможность пребывание ребенка с ОВЗ в ДОО.
Таким образом, считаем, что необходимо создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка с ОВЗ к условиям детского сада, способствующим повышению его адаптационных возможностей, необходимых для полноценного личностного развития.
Темочки:
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Инклюзивное образование
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
В 2014 году на базе нашего дошкольного учреждения была открыта группа кратковременного пребывания для детей с ОВЗ и укнас пришли несколько таких малышей. Автор проекта как педагог был закреплен за данной группой. Немного познакомившись с ребятами и родителями, перед нами возник вопрос: «Что делать и как работать с данной категорией дошкольников?»
Сначала было очень тревожно и беспокойно, они были такими беспомощными, казалось, что они не умеют ничего. Было опасение и за остальных воспитанников: как они воспримут таких необычных, особенных детей? На удивление, естественнее всех к этой ситуации отнеслись сами ребята. Они не воспринимали этих детей как необычных и особенных. Просто решили, что эти дети еще маленькие, и им нужно помогать и заботиться о них.
Стало очевидно, что наиболее значительные затруднения у такой категории воспитанников вызывает проблема включения в социум. В связи с этим необходим поиск нового подхода к организации обучения и воспитания таких детей, который позволял бы создавать в процессе обучения оптимальные условия для развития и саморазвития потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ.
Таким образом, автор проекта пришел к выводу, что инклюзивное образование способствует созданию необходимых условий для достижения успехов всеми детьми, обеспечивает равный доступ к получению образования. А потому важно позаботиться, чтобы такое образование стало повсюду используемой практикой.
Новизной педагогического проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик – нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки и т. п. Преимущество данного опыта работы состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации. Однако у педагогов-практиков возникают трудности включения в процесс совместной изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, что и обусловливает проблему данной работы.
Выявленная проблема и актуальность определили выбор темы педагогического проекта: «Инклюзивные практики организации совместной изобразительной деятельности дошкольников».
Цель: включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в совместную изобразительную деятельность.
Задачи проекта:
1. Определить актуальность проблемы педагогического проекта.
2. Определить точки роста и замысел педагогического проекта.
3. Осуществить моделирование и конструирование проекта.
4. Представить сборку и реализацию педагогического проекта инклюзивных практик.
5. Проанализировать трудности реализации проекта и осуществить рефлексию проекта.
Продукт: комплекс сценариев совместной изобразительной деятельности дошкольников.
Практическая значимость организации: комплекс сценариев по совместной изобразительной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и условно здоровыми сверстниками может применяться в практике воспитателей, педагогов - психологов, учителей – дефектологов, а также родителями.
Ожидаемые результаты:
Сроки Условно здоровые дошкольники
(6-7 лет) Дошкольники с РАС (4-8 лет)
1 год обучения Знание:
-о разнообразии техник нетрадиционного рисования
-о свойствах и качествах различных материалов;
-о технике безопасности во время работы.
Умение:
-планировать свою работу;
-договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
-анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей
-создавать индивидуальные работы;
-использовать различные техники и способы создания рисунков.
-эксперементируют
Навыки
-реализовывать творческую активность;
-способность слышать, понимать;
-общаться и взаимодействовать со взрослыми и детьми;
-уважительное отношение к работам товарищей и объективной оценки своей работы.
Знание:
-о себе и окружающем мире, так как непрерывная образовательная деятельность осуществляется по тематическим блокам.
Умение:
-выполнять деятельность в правильной последовательности;
-правильно располагать изображаемые предметы на листе
Навыки:
-накопление знаний об искусстве;
-сотрудничество
Разработчик проекта: Угрюмова Ю. В.
Участники проекта – педагоги и воспитанники дошкольной образовательной организации.
База реализации педагогического проекта - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №29» г. Владивостока.
В процессе проектирования нами были определены следующие «точки роста».
1. Образовательные потребности дошкольников с РАС.
Образовательные потребности детей данной категории выражаются в интересе к материалам таким, как рисование жидким тестом (мука, вода, масло, соль, пищевые красители, мыльными пузырями (разноцветные пузыри, техника рисования на воде «Эбру», а также желание взаимодействовать со сверстниками, стремление к самовыражению в изобразительной деятельности.
2. Педагоги, готовые к самообразованию и самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги стремятся к новшеству, находятся в постоянном творческом поиске, они сторонники современных идей. Проходят обучение на базе ДВФУ, участвуют в конференциях, как в городских, так и в краевых. Транслируют опыт на различных мастер-классах.
3. Поддержка родителей, готовых включаться в образовательный процесс инклюзивной группы.
Родители выявляют желание участвовать в событиях детского сада таких, как различные конкурсы, семинары, Центр поддержки родителей «Вместе», открытых мероприятиях, посвященных декаде детей с ограниченными возможностями здоровья.
Замысел педагогического проекта
Ведущие педагоги и психологи такие, как Л С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А В Запорожец, Л. Ф. Обухова, В. С. Мухина, В. А. Петровский отмечают самоценность дошкольного возраста, его значимость в дальнейшем развитии личности ребенка.
В настоящее время наблюдается тенденция реформирования системы образования, особенно наглядно проявляющаяся в системе дошкольного образования. Модернизация в системе дошкольного образования - одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2012-2015 годы, направлена на обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения, что предусматривает не только на повышение качества образовательных услуг, но и улучшение инфраструктуры детских садов. Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья Новая система образования должна предоставить им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Очевидно, что наиболее значительные затруднения у такой категории воспитанников вызывает проблема включения в социум.
Поэтому в дошкольной образовательной организации необходимо создание инклюзивных педагогических практик, имеющих адаптивно-коррекционную направленность и решающих проблемы включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.
Обобщая изложенное, отметим, что инклюзивные практики организации совместной изобразительной деятельности позволят условно здоровым и детям с ограниченными возможностями здоровья реализовывать творческую активность, способность слышать, понимать, общаться и взаимодействовать со взрослыми и детьми.
Моделирование инклюзивных практик организации совместной изобразительной деятельности дошкольников.
Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон таких, как возрастная эволюция детского рисунка, психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком.
Исследованиями изобразительной деятельности дошкольников занимались педагоги Е. А. Флерина, Я. А. Башилов, Н. И. Ткаченко, К. М. Лепилов, Е. В. Разыграев и другие, психологи К. Н. Корнилов, И. Л. Ермаков, А. М. Шуберт, искусствоведы Ф. И. Шмит, А. В. Бакушинский и другие. По мнению А. В. Запорожца, «по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в роли материальной опоры данной деятельности» [17, с. 93]. В. С. Мухина отмечает, что «изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка» [22, с. 112]. Косминская В. Б. пишет о том, что «изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д., познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. В работах Н. А. Ветлугиной, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, М. В. Ермолаевой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддьякова, Ю. А. Полуянова, Н. П. Сакулиной, Г. В. Урадовских и др. выявлены различные грани этого потенциала применительно к музыкальной, изобразительной, конструктивной деятельности ребенка. В этих работах сделана попытка существенно расширить перспективу творческого развития ребенка в условиях продуктивных деятельностей, обладающих структурами разной сложности, путем специальной организации данных деятельностей [9].
Однако, чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Изобразительная деятельность доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представление о мире.
В работе с аутичными детьми рисование может использоваться не только как активная деятельность самого ребенка, но и как совместное рисование, при котором ребенок сам не рисует, но определенным образом участвует в создании рисунков.
Конструирование организации совместной изобразительной деятельности дошкольников. Варианты конструирования
Этапы 1
Мониторинг
С целью реализации педагогического проекта была проведена педагогическая диагностика состояния навыков изобразительной деятельности.
Этап 2
Налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности.
На первом этапе средствами изобразительной деятельности педагог, прежде всего, стремиться к установлению контакта с ребенком. Взрослый привлекает внимание к предметам ярких цветов, учит замечать цветные пятна, следы на листе, знакомит со свойствами краски (гуаши, учит делать цветные пятна ладошкой на бумаге («рука в руке»); способствует сосредоточению внимания ребенка на ощущениях.
Этап 3
Рисование «по заказу» ребенка
Рисуется то, что нравится ребенку, закрепляется его интерес к совместному рисованию.
Этап 4
Постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, а также новых деталей изображения
По прежнему выполняя заказ ребенка, следует использовать различные изобразительные средства, варьировать рисунок по размеру, цвету, форме и по положению в пространстве дополнение изображения новыми деталями. Учет последовательности и освоения изобразительных умений и навыков. Введение новых нетрадиционных техник рисования.
Этап 5
Вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям
Ребенку доставляет удовольствие наблюдать за действиями взрослого, однако он часто все же предпочитает оставаться пассивным. Сам ребенок не проявляет активности, если ее не стимулировать специально. Необходимо подбирать для изображения предметы, которые учитывают интересы детей, содержат познавательный материал.
Этап 6
Введение сюжета
На этом этапе ставшие ребенку близкими изображения его любимых предметов помещаются внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть, с одной стороны, близок опыту ребенка, а с другой стороны, должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления. Научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности.
Этап 7
Дальнейшее развитие сюжета
На этом этапе педагог учит ребенка выделять главное в сюжете, понять отношения и связи объектов сюжета. Учит ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности.
Этап 8
Повторная диагностика
В рамках реализации проекта сборка сценариев совместной изобразительной деятельности представлена в виде календарно-тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование
«Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки»
Содержание Сроки проведения
Входящая диагностика Сентябрь
Сценарии совместной изодеятельности Октябрь-май
Тема занятия Нетрадиционная техники Цель занятия Сроки
Волшебные краски для колобка
Рисование жидким тестом Формирование позитивного эмоционального фона с помощью игровых упражнений с жидким тестом 08.10.2018
В гостях у Карлсона Рисование мыльными пузырями Формирование позитивного эмоционального фона с помощью игровых упражнений с мыльными пузырями 15.10.2018г.
Весна красна идет Рисование песком
(использование столов с подсветкой) Формирование позитивного эмоционального фона с помощью игровых упражнений с песком. 05.11.2018г.
Сказочные узоры Рисование на воде
Техника Эбру Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. 12.11.2018
Гроздь рябины
Рисование ватными палочками Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Показать приемы получения точек, линий, и др. фигур используя ватные палочки. 26.11.2018г.
Морское дно
Рисование ватными палочками Совершенствовать технику рисования ватными палочками 03.12.2018г.
Морозные узоры Рисование пальчиками Учить совершенствовать технику рисования пальчиками. 10.12.2018г.
Солнышко лучистое Печать ладонями + рисование пальчиками Закреплять умения работы в нетрадиционной технике рисования ладонью. Учить превращать отпечатки ладоней в лучики солнышка, создавать коллективную работу. 17.12.2018г.
Елочка нарядная, елочка пушистая. Оттиск поролоном Закреплять умение работы в данной технике. 24.12.2018г.
Снеговик Аппликация из мятой бумаги Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой аппликация из мятой бумаги. Учить выполнять работу с помощью мятой бумаги. 10.01.2019г.
Снежное дерево Аппликация из мятой бумаги Продолжать работу в нетрадиционной изобразительной технике-аппликация из мятой бумаги 15.01.2019г.
Рукавицы Обрывная аппликация Познакомить нетрадиционной изобразительной техникой рваная аппликация 22.01.2019г.
Домик Обрывная аппликация Продолжить работу в технике обрывная аппликация. 29.01.2019г.
Комнатные растения (фиалка) Плоскостная лепка Расширять знания детей о пластилине не только как о пластическом, но и как о живописном материале. 07.02.2019г.
Лесные жители Плоскостная лепка Продолжать работу в технике плоскостная лепка 15.02.2019г.
Самолет Рисование пластилином Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пластилином. 20.02.2019г.
Жар-птица Рисование пластилином Совершенствовать умение детей работать в технике рисования пластилином 27.02.2019г.
Платочек для мамы Оттиск пробкой Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование. Развивать чувство композиции и ритма. 05.03.2019г.
Весеннее дерево Оттиск пробкой Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции. 12.03.2019г.
Цветы в вазе Оттиск печатками из картофеля Упражнять в печатании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовать цветы. 20.03.2019г.
Тюльпаны Оттиск печатками из картофеля Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции. 28.03.2019г.
Транспорт Рисование по трафарету Познакомить нетрадиционной техникой. Учить выполнять работу с помощью трафаретов. 04.04.2019г.
Любимое животное Рисование по трафарету Продолжать учить выполнять работу с помощью трафаретов. 12.04.2019г.
Бабочки Рисование по трафарету Продолжать учить выполнять работу с помощью трафаретов 18.04.2019г.
Жизнь в городе Рисование по трафарету Коллективная работа, закрепление темы. 25.04.2019г.
Звездное небо Набрызг Учить создавать образ звездного неба, используя набрызг. Развивать цветовосприятия. 15.05.2019г.
Насекомые Свеча+акварель Познакомить с особенностями воскового материала, учить, аккуратно с ним обращаться, во время работы. Учить работать в новой технике. 23.05.2019г.
Деревенский луг Рисование акварелью методом выдувания Коллективная работа. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой выдувания. Учить выполнять работу с помощью этой техники. 30.05.2019г.
Реализационные программы проекта
Темой данного проекта является «Инклюзивные практики организации совместной изобразительной деятельности дошкольников».
С целью реализации педагогического проекта была проведена входящая диагностика состояния навыков изобразительной деятельности дошкольников в подготовительной группе возраст(6-7)лет и дошкольники с РАС(4-8)лет.
Педагогическая диагностика изобразительной деятельности
и развития детского творчества в подготовительной группе.
Нижеуказанные критерии оценки уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности применялась мной при анализе продуктов деятельности и процесса деятельности. Комплекс показателей, использованных при диагностировании, был разработан доктором педагогических наук Комаровой Т. С.
Анализ продуктов деятельности.
1. Содержание изображения (полнота изображения образа)
Анализ детских работ представляет собой краткое описание каждым ребенком изображения.
2. Передача формы:
• Форма передана точно;
• Есть незначительные искажения;
• Искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета.
• Части расположены верно;
• Есть незначительные искажения;
• части предмета расположены неверно.
4. Передача пропорций предмета в изображении:
• Пропорции предмета соблюдаются;
• Есть незначительные искажения;
• Пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе:
• по всему листу;
• на полосе листа;
• не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину;
• соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
• есть незначительные искажения;
• пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Передача движения:
• Движение передано достаточно четко;
• Движение передано неопределенно, неумело;
• Изображение статичное.
7. Цвет.
а) Цветовое решение изображения:
Передан реальный цвет предметов;
Есть отступления от реальной окраски
Цвет предметов передан неверно.
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствует замыслу и выразительности изображения:
многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
8. Характер линии (4 показателя).
а) характер линии:
• слитная;
• прерывистая;
• дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
• средний
• сильный, энергичный,
• слабый (иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах);
• мелкими штрихами не выходящими за пределы контура;
• крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
• беспорядочными линиями (мазками, не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
• ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
• ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;
• ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
В качестве критериев и показателей были обозначены
Критерии Показатели
Содержание выполненного изображения, его компоненты, их разнообразие Создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки.
Передача движений Умение достаточно четко передавать движения изображаемого предмета
Передача формы Умение передавать форму изображаемого предмета
Строение предмета Умение передавать в своей работе строение предмета
Цвет Использует всю цветовую гамму. Самостоятельно работает с оттенками.
Передача пропорций предмета в изображении Умение соблюдать пропорции изображаемого предмета
Композиция Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел.
Характер линий Владеет техническими навыками и умениями
По всем критериям показателей, оценка даётся по трёхбалльной системе: 1 – й - 3 балла, 2 – й - 2 балла, 3 – й - 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию суммируются.
Результаты: Высокий уровень- 12детей
Средний уровень- 6детей
Низкий уровень- 2ребенка
Вывод: результаты проведенной диагностики, позволили создать комплекс сценариев изобразительной деятельности с учетом уровня особенностей детей с РАС и условно здоровых дошкольников.
Трудности, барьеры, риски проектирования и реализации проекта.
1. Ребенок с РАС может не проявлять интереса к занятиям изодеятельности, не желает включаться в в совместную изодеятельность.
2. Низкая мотивация педагогов к организации совместной изодеятельности.
3. Психологические барьеры, связанные с отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья.
4. Недостаточный уровень материалально-технического обеспечения.
5. Страх педагога перед неудачей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изобразительная деятельность не может развиваться спонтанно, самопроизвольно. Только под влиянием обучения она приобретает характер целесообразной, заранее спланированной деятельности, которую можно регулировать и контролировать на каждом этапе. Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности.
Получить положительные результаты в развитии и воспитании различных сторон личности у дошкольников с РАС в процессе изобразительной деятельности можно лишь при соблюдении соответствующих психолого-педагогических условий. Одним из таких условий является использование рациональной методики и адекватных коррекционных приемов.
Разные виды изобразительности показывают многообразие средств для реализации задуманного. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - усидчивость, целеустремленность личности, желание как можно лучше исполнить свою работу.
В ходе реализации педагогического проекта, были выявлены методические рекомендации по формированию изобразительной деятельности у детей с РАС.
1) При подборе приемов обучения следует основное место отводить наглядности: реальному предмету, различным видам искусств - игрушке, иллюстрациям, репродукциям картин и образному слову (стихам, потешкам, сказкам, и др.)
2) Для того чтобы педагогический процесс имел коррекционную направленность, необходимо в ходе обучения рисованию учитывать особенности деятельности дошкольников.
3) Важно создавать условия, способствующие поддержанию у детей постоянного интереса к изобразительной деятельности, формировать потребность в ней.
4) Необходимо формировать предпосылки данного вида продуктивной деятельности - развивать предметную, игровую и речевую деятельности, расширять запас сенсорных эталонов и образов-представлений, обогащать и систематизировать представления детей об окружающей действительности, совершенствовать зрительно-двигательную координацию.
5) Целесообразно строить обучение с учетом концентрического принципа изучения материала: вначале в предметных изображениях отрабатываются все основные элементы сюжетного рисунка, затем постепенно переходить к более сложной целостной композиции.
6) В процессе обучения нужно совершенствовать как техническую, так и выразительную стороны изобразительной деятельности.
7) При организации занятий, выборе материала и т. д. необходимо учитывать индивидуальные психологические, личностные особенности ребенка и уровень сформированности у него изобразительных навыков.
8) Все этапы наблюдения за окружающей действительностью и обучение её отображению должны сопровождаться речью или жестами.
9) На занятиях по изобразительной деятельности необходимо использовать различные средства изобразительной деятельности.
10) Для поддержания интереса к изобразительной деятельности следует использовать нетрадиционные техники рисования.
На основе методических рекомендаций и проведенной педагогической диагностики состояния навыков изобразительной деятельности, был разработан комплекс сценариев по совместной изобразительной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и условно здоровыми сверстниками.
Также были проанализированы этапы конструирования изодеятельности дошкольников с расстройствами аутистического спектра, что позволило выделить ведущим этапом, таким как - налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности, где педагог прежде всего стремится к установлению контакта с ребенком.
Таким образом, автор проекта пришел к выводу, что инклюзивное образование способствует созданию необходимых условий для достижения успехов всеми детьми, обеспечивает равный доступ к получению образования, поэтому данный комплекс сценариев по совместной изобразительной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и условно здоровыми сверстниками разработанный в рамках реализации педагогического проекта, может применяться в практике воспитателей, педагогов - психологов, учителей – дефектологов, а также родителями.