Любовь
Проект «Игры-эстафеты»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Использование игр – эстафет для развития скоростных качеств у детей шестого – седьмого года жизни в условиях спортивной секции
Пояснительная записка
В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.
Публикация «Проект „Игры-эстафеты“» размещена в разделах
- Веселые старты. Сценарии эстафет
- Игры для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Темочки
Современное общество предъявляет высокие требования к работе Дошкольной образовательной организации, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание дошкольников.
Игры-эстафеты – это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра – это естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество игр-эстафет перед строго дозируемыми физическими упражнениями в том, что они всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Все это показывать важность изучения темы нашего исследования в социальном плане.
Многоплановые исследования проблемы изучения игры-эстафеты как средства совершенствования двигательных действий в дошкольном возрасте в отечественной педагогике, ведутся уже давно. Так данный вопрос отражен в исследованиях Л. В. Абдульмановой, Г. А. Василькова, В. Г. Василькова, В. Е. Гриженя, М. А. Дорониной, Э. Я. Степаненковой, Е. В. Шаровой и др. В работах этих и других авторов проблема использования игр-эстафет рассматривается в общем контексте изучения роли подвижных игр. Специальных же исследований изучаемого нами вопроса в научной литературе существует не много. Данный факт предопределяет научную значимость нашего исследования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в практике дошкольных образовательных организаций игры-эстафеты пользуются большой популярностью. Но ошибки в педагогическом руководстве ими, иногда приводят к тому, что дети не справляются с заданиями, а значит, теряется эффективность их использования для развития личности ребенка. Данное теоретическое исследование поможет определить основные характеристики использования игр-эстафет на практике работы со старшими дошкольниками, что может быть использовано педагогами и воспитателями детских учреждений.
Тема: Использование игр – эстафет для развития скоростных качеств у детей шестого – седьмого года жизни в условиях спортивной секции
Проблема: Поиск эффективных средств развития скоростных качеств детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: средства развития скоростных качеств у дошкольников шестого – седьмого года жизни в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: развитие скоростных качеств дошкольников посредством использования игр-эстафет.
Цель исследования: возможности использования игр-эстафет как средства развития скоростных качеств у детей шестого – седьмого года жизни в условиях спортивной секции.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты игр-эстафет.
2. Рассмотреть практические основы организацию и методику руководства играми-эстафетами для развития скоростных качеств у ребенка 5-7 лет.
3. Разработать сборник игр – эстафет для детей в условиях секции
4. Реализовать материалы проектной части и проанализировать эффективность проделанной работы.
Теоретическое обоснование.
Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. На проведённом заседании Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы В. В. Путиным была поднята тема - охрана и укрепление здоровья подростков. Что показывает обеспокоенность государства за будущее нашей страны.
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами ДО направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования решает следующие задачи:
- Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Отдельной областью в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена область «Физическое развитие», в которой среди прочих задач овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Особое внимание должно уделяться овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, ведь именно оно - одна из главных составляющих физического развития ребенка.
Работая в дошкольной образовательной организации, каждый инструктор по физическому воспитанию должен опираться на нормативно-правовую базу: Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», Профстандарт «Педагог», ФГОС ДО, Сан Пин 2.4.1.3049-13, Должностная инструкция, «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО», Основная образовательная программа.
Основные понятия:
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека. В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и развитие физических качеств. [1, с. 7]. Двигательное действие – это движение (перемещение тела и его звеньев, выполняемое с определенной целью. Методика освоения новых двигательных действий строится на основе следующих методических правил. известных из общей педагогики: «от простого к сложному», «от неизвестного к известному», «от освоенного к неосвоенному».
Игра - это одно из основных, исторически сложившихся средств образования и воспитания подрастающего поколения, особенно в дошкольном возрасте.
Спортивные игры, к которым относятся и игры-эстафеты, являются важным средством для развития ловкости, быстроты и скоростно-силовых качеств. В совершенствовании координации движений, в развитии смекалки и изобретательности.
Понятие «эстафета» произошло от французского estafette и обозначало конную эстафету – скорую почту или посылку нарочных верховых гонцов.
Например, в словаре В. Даля «эстафет» - это «нарочная (верховая или пароконная) почта».
Понятие «эстафета» имеет в настоящее время следующую трактовку. Эстафета – это соревнования спортивных команд, бег, движение на дистанции, при котором на определенном этапе один спортсмен, сменяясь, передает другому условленный предмет.
Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной деятельности ребенка — игре. Бег чаще других движений используется в повседневной жизни всеми детьми независимо от того, посещают ли они детское учреждение или играют на площадках во дворах. Бег входит в содержание многих видов движений: от умения правильно выполнять бег зависит, например, успешность прыжков в высоту и длину с разбега. Именно в беге развиваются скоростные качества ребенка.
Бег — один из способов передвижения (локомоции) человека и животных; отличается наличием так называемой «фазы полёта» и осуществляется в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей.
Скоростные качества – это способность человека совершать двигательные действия в минимальный промежуток времени.
Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного возраста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокойном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков, бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Инструктору по физической культуре следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.
Для того чтобы не снижался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания, т. е. использовать игры – эстафеты.
Мы понимаем под этим понятием – совокупность командных спортивных дисциплин, в которых участники разбиваются на команды и один за другим проходят этапы, передавая друг другу очередь перемещаться по дистанции. Порядок передачи очереди в различных видах спорта осуществляются или с помощью передачи эстафетно палочки (например, в легкой атлетике) или физического касания рукой атлета следующего этапа (например, в биатлоне). Задача эстафетной команды первой добраться до финиша. Существует большое разнообразие игр – эстафет. Сегодня эстафеты в спорте являются частью соревнований по легкой атлетике, плавании, лыжных гонках, биатлоне, конькобежном спорте, спортивном ориентировании.
Эстафеты считаются одним из популярных и зрелищных спортивных видов, который уже достаточно давно входят в программу Олимпийских игр. Так эстафеты в плавании впервые вошли в программу Олимпийских игр с 1900 г., в легкой атлетике – с 1908 г., в лыжных гонках – с 1936 г., а в биатлоне с 1968 г. (у мужчин) и с 1992 г. (у женщин).
В научной литературе посвященной физическому воспитанию детей-дошкольников часто встречаются термины «игра-эстафета» и «игра с элементами соревнований». Сходство этих двух видов игр, очевидно, тем, что результатам и эстафет и соревнований является элемент состязания детей друг с другом, в результате которого, одни дети выигрывают, а другие проигрывают.
Отличие же этих игр заключается в том, что в одном случае, дети соревнуются по принципу «каждый сам за себя», а во время проведения эстафеты – общий успех дошкольников зависит от действий всех членов команды.
О значении подвижных игр, в том числе и игр-эстафет, для развития детей дошкольного и школьного возраста говорили многие известные педагогики и ученые.
В исследованиях О. Т. Аракелян, С. Я. Лайзанса, Ю. Ю. Рауцкис, Л. Н. Селиверстова и других авторов отмечается, что игры-эстафеты способствуют увеличению объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня, совершенствуют деятельность основных физиологических систем организма (нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, положительно влияют на физическое и нервно-психическое развитие ребенка.
Игра-эстафета – это разновидность подвижных игр командного характера, в которой дети состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач, с целью развития физических, психических и личностных качеств.
Проведение игр-эстафет на открытом воздухе способствует выполнению одной из главных задач физического воспитания ребенка – совершенствованию функциональных систем и закаливание организма. Как показывает анализ теории и практики физического воспитания детей-дошкольников, особую роль имеют игры-эстафеты, которые направлены на развитие качества выносливости (эстафеты с элементами бега, прыжков и т. д., способствующие расширению функциональных возможностей дыхательной, сердечно-сосудистой системы. Игры-эстафеты также влияют и на совершенствование деятельности центральной нервной системы и влияют на общее укрепление здоровья, повышение работоспособности ребенка. Проведение игр-эстафет в спортивной форме при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий эффект. В. Л. Страковская считает, что игра-эстафета - это средство, при помощи которого пополняются знания и представления ребенка об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств.
Таким образом, игры-эстафеты следует рассматривать как особый вид при обучении детей двигательным навыкам и при формировании у них физических качеств.
В проектную часть включены :
1. Сценарий спортивной игры «Зарничка»
2. Сценарий физкультурного досуга «Веселые старты»
3. Сборник игр – эстафет для детей старшего дошкольного возраста
1. Сценарии спортивных досугов и развлечений.
На практике применение игр – эстафет чаще всего осуществляется через проведение спортивных досугов, праздников и развлечений. В условиях спортивной секции, это, как правило, веселые старты, открытые занятия для родителей и с родителями, а так же участие в городских соревнованиях. Ведь именно дети, посещающие секцию «Легкая атлетика» привлекаются в данные мероприятия.
В проекте представлены сценарии спортивных развлечений для детей шестого – седьмого года жизни.
1. Сценарий спортивной игры «Зарничка»
Творческий сценарий
Спортивная игра «Зарничка» (для детей 5-6 лет)
В зал под музыку маршем входят старшие группы, выполняют перестроения и красиво останавливаются. Дети читают стихи. Поют песню.
Вед: Добрый день, дорогие ребята и гости! Сегодня на многих спортивных площадках отмечают День защитников Отечества. Вот и мы с вами спортивными достижениями и успехами отметим этот праздник. А называется наш праздник «Зарничка» - за звание победителей будет бороться 2 команды. Мы рады приветствовать наши команды (приветствие команд). Молодцы!
Итак, впереди вас ждут очень сложные испытания. Участники должны не только правильно, но и очень быстро выполнять все задания. А следить за правильностью выполнения заданий, будет компетентное жюри, которое в конце игры определит победителя (представление жюри).
Вед: Но прежде, чем соревноваться, мы должны скорей размяться (инструктор проводит разминку).
Вед: А теперь вас ждут соревнования. Команды готовы? Начинаем.
1. «Доставь депешу»
Бег до «почты» - ящика, оставить там письмо и бегом вернуться назад.
2. «Перейди болотистое место»
У ребёнка в руках два «следа», необходимо встать на один след, второй положить вперёд, перейти на него, а первый переложить. Дойдя до «болота» - обруча, взять в руки следки и перепрыгнуть «болото». Обратно бегом.
3. «Перенеси раненного»
Дети объединяются в пары, в руках у них носилки с «раненным» - куклой. Необходимо пробежать до стойки и обратно, не уронив пострадавшего.
4. «Конкурс капитанов»
Участвуют только капитаны каждой команды. Ребята должны добежать до стола, на котором лежат: рубашка, противогаз и рюкзак. Нужно надеть на себя все атрибуты, оббежать стойку, снять всё с себя, надеть пилотку и отдать честь.
5. «Паутинка»
Между двумя стойками натянуты канаты, нити, верёвки. Необходимо добежать до этого препятствия, преодолеть его и вернуться обратно.
6. «Собери рюкзак»
Все предложенные предметы лежат рядом с рюкзаком, необходимо добежать, уложить одну вещь, вернуться в команду.
7. «Полоса препятствий»
Подтянуться на руках по скамье (у каждой команды своя, пробежать по общей скамье, пропрыгать из обруча в обруч, оббежать стойку и обратно тем же способом.
Танец «Морячка»
Вед: Молодцы, мальчишки. Вот и подошла к концу наша игра «Зарничка». Жюри наших соревнований подводят итоги. Все команды показали себя не только ловкими, сильными, выносливыми, быстрыми, но и дружными и воспитанными. И нам хочется, чтобы вам, наши милые дети, всегда было хорошо, мирно и радостно. А сейчас мы предоставим слово судьям (подведение итогов, вручение подарков).
2. Сценарий физкультурного досуга «Веселые старты»
Цель: закрепление навыков физических упражнений через внедрение в образовательную деятельность дифференцированного подхода, в соответствии с разнополым физическим воспитанием.
Задачи:
1. Расширять у детей представления о многообразии физических и спортивных упражнений для мальчиков и девочек.
2. Воспитывать у детей интерес к соревнованиям как форме максимального проявления их физических и психических возможностей.
3. Закреплять приобретенные ранее умения и навыки, наблюдать и анализировать движения.
4. Научить уверенно владеть «азбукой движения» : обладать элементами техники самых жизненно важных движений. Базовыми умениями и навыками в физической подготовке.
5. Испытывать радость от возрастающей самостоятельности, ловкости, уверенности, возможности продемонстрировать свои успехи перед сверстниками и поделиться с ними накопленным опытом.
Творческий сценарий «Спорт для мальчиков и девочек»
Ход: Под музыку в зал входят сначала команда МАДОУ№21, за ней МАДОУ№26, далее МАДОУ № 38 с табличками названия д/с. Команды (5 девочек, 5 мальчиков) делают круг почета, останавливаются, представляются (необходимо название и девиз). Представляется жюри. На столе стоит спортивное табло. За победу в конкурсе 3 очка, ничья – 2, проигрыш – 1 очко.
Танец с зонтиками от МАДОУ№21 «Сказка».
Конкурсы:
1. «Бег»
Мальчики: бег с преодолением препятствий (подлезание под дугу, бег по гимнастической скамье, прыжок через модуль до стойки, там забирает девочку и, они за руку бегут обратно).
Девочки: бег по прямой за руку с мальчиком.
2. «Прокатывание»
Мальчики: бег по прямой с клюшкой в руках отбивая кубик до стойки и также обратно.
Девочки: бег по прямой с прокатыванием обруча в обоих направлениях.
Песня от МАДОУ№ 21 «Сказка» «Про дождик»
3. «Сила – здоровье!»
Мальчики: По одному от команды делают отжимания от пола, тот кто прекращает или начинает делать неправильно – проигрывает.
Девочки: Так же по одной выполняют упражнения на пресс из упора лежа, ноги согнуты в коленях, которая прекращает – проигрывает.
4. «Подлезания»
Мальчики: все мальчики одновременно с расстоянием друг от друга делают «живой тоннель» (стойка с наклоне с касанием руками и ногами пола).
Девочки: по одной преодолевают этот тоннель, срывают со стойки шарик-сердечко, обратно по тоннелю возвращаются и передают эстафету следующей участнице.
Номер от МАДОУ № 38 «Елочка»
5. «Попади в цель»
Мальчики: выполняют бросок в вертикальную цель (мишень, дартс).
Девочки: выполняют бросок в горизонтальную цель (в корзину).
6. «Полоса препятствий»
Мальчики и девочки выполняют упражнения вместе:
-мальчик на корточки, девочка -прыжок через него;
- мальчик кувырок на мате, девочка рядом полушпагат;
- оба перепрыгивают модуль и бегом возвращаются назад.
Номер от МАДОУ №26 «Росточек»
Жюри подводит итоги и награждает команды участницы.
2. Сборник игр – эстафет для детей старшего дошкольного возраста
Приложение №1.
Игра-эстафета «Кто быстрее»
Цель: совершенствование навыков детей в выполнении основных видов движений.
Ход игры : Первый игрок команды по сигналу ползет по скамейке на животе, подтягиваясь руками, выполняет прыжки на одной ноге из обруча в обруч (3 шт., обегает «змейкой» между кубиками (4 шт., подбегает к обручу, в котором лежит мяч, отбивает мяч 5 раз, кладет мяч в обруч, бежит к поворотному флажку, обегает его, возвращается по прямой, передает эстафету следующему.
Инвентарь: гимнастическая скамья, 3 обруча, 4 кубика, мяч, флажок.
Игра-эстафета «Гони мяч»
Цель: закрепление умения детей владеть мячом, вести его одной рукой с продвижением вперед, развитие скоростных качеств при выполнении заданий.
Ход игры : Каждая команда (их может быть 2-3) делится на 2 равные части и располагается на противоположных сторонах зала (площадки). Расстояние между противоположными колоннами 6-8 м. Первый играющий одной колонны по сигналу бежит, отбивая мяч о пол одной рукой. Добежав до первого в противоположной колонне, передает ему мяч, а сам становится в конец колонны. Получивший мяч без задержки бежит к противоположной колонне, выполняя тоже задание. И так далее. Игра проводится до тех пор, пока части команды не поменяются местами или не окажутся на своих местах.
Инвентарь: мяч, фишка.
Игра-эстафета «Будь ловким»
Цель: учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, ориентироваться на площадке. Развивать ловкость, быстроту, внимание.
Ход игры : Каждая команда делится на 2 равные части, располагается на противоположных сторонах зала. По сигналу первый играющий одной колонны бежит «змейкой» между кеглями, подбегает к кубу, запрыгивает на него, спрыгивает, бежит к обручу, пролезает через обруч снизу, бежит к кубу, запрыгивает на него, спрыгивает, подбегает к кеглям, обегает их «змейкой», передает эстафету игроку из второй колонны, а сам становится в конец колонны. Игра проводится до тех пор, пока части команды не поменяются местами или не окажутся на своих местах.
Инвентарь: 5 кегель, 2 куба, обруч.
III. Аналитическая часть
В МАДОУ № 21 «Сказка» созданы все условия для реализации проекта. Есть программное и методическое обеспечение, оборудование, инвентарь, даже специально создана секция легкой атлетики на базе, которой, можно апробировать весь сборник игр – эстафет (см. Приложение 1). В отличие от многих ДОО есть спортивный зал, и все необходимые для проведения эстафет атрибуты находятся в ближайшей доступности.
Дети шестого – седьмого года жизни являются самыми благодатными для вовлечение в спортивные состязания. У детей этого возраста уже сформированы основные навыки физического развития, они готовы к соревновательной деятельности, спортивно – азартны и заряжены на победу.
В работе над скоростными качествами ребенка применялись следующие методы:
1. Повторный метод. Суть его сводилась к выполнению упражнений с около предельной или максимальной скоростью.
2. Метод круговой тренировки. Подбирались упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.
3. Игровой метод. Выполнялись упражнения на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
4. Соревновательный метод. Выполнялись упражнения с предельной быстротой в условиях соревнования.
Особенно использовался последний - соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.
Диагностика показателей физической подготовки.
Для диагностирования результатов проводились контрольные замеры бега на 30 метров. В проекте представлены данные диагностики в этом виде детей одной группы с динамикой. Показатели были взяты на конец мая 2014 года и сентябрь 2016 года. Положительную динамику можно увидеть на диаграмме, представленной в работе.
Из 24 детей данной группы 15 занимаются в секции «Легкая атлетика». Все они имеют результаты высокого уровня физической подготовки.
По мере внедрения проекта результаты обучающихся улучшились. На всех престижных соревнованиях СГО для дошкольников стали появляться призовые места. А в 2016 году на эстафете «Серовский рабочий» воспитанники МОДОУ №21 «Сказка» заняли безоговорочное первое место. Это явилось отличным результатом работы инструктора МАДОУ № 21 «Сказка» в плане реализации данного проекта. Поставленные цели и задачи были решены в полном объеме. Конечно, всегда есть над чем работать, так как совершенствованию потенциала ребенка нет предела, отработка полученных навыков, позволяет еще больше улучшить результаты. А поможет в этом процессе - игра - эстафета.