Ольга Ярошенко
Проект «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Автор: инструктор по физическому воспитанию Ярошенко Ольга Петровна.
2022г.
База внедрения проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Участники : музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, воспитатели, педагог-психолог, учитель- логопед, родители.
Вид проекта :
по направленности: познавательный;
по продолжительности: долгосрочный (сентябрь2021- май 2022г);
Публикация «Проект „Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
по количеству участников: коллективный
Интеграция проекта реализуется по следующим направлениям:
- физическое;
– социально-личностное;
– познавательное;
– речевое;
– художественно-эстетическое;
Проблема: поиск эффективных путей для формирования всесторонней физической подготовленности каждого ребенка, приобретения прочных умений и двигательных навыков, через игровую деятельность.
Актуальность проекта :
В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Дети в большинстве своем испытывают «дефицит» в движении, а интенсивность физического развития, здоровье зависит от двигательной активности детей. Поэтому в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступными двигательными умениям. Развивать двигательные навыки и физические качества у детей нам помогает использование игровых технологии.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности, физического развития, в зависимости от уровня развития детей.
Для того чтобы ребёнок был физически развит необходимо соблюдать двигательный режим на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду. Поддерживать интерес у ребёнка двигаться и развиваться помогут игровые технологии.
Важной особенностью игровых технологий, которые используют педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Использование игровых технологий (подвижные игры, игровые упражнения) способствует нормализации у детей нервных процессов, развивается память, внимание, укреплению сердечно – сосудистой и дыхательной системы, происходит активизация обмена веществ, развивается двигательный аппарат. Формируются волевые качества, ориентировка в пространстве, во времени.
Игры, тесно связаны с положительными эмоциями детей. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях. В ускоренном темпе выполнения задания. При такой увлеченности детей и захватывающей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающая преодолевать различные препятствия.
В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Э. Й. Адашкявичене; Е. Н. Вавилова; В. Г. Гришин; Т. И. Осокина) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ему овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В методических пособиях названных авторов достаточно глубоко раскрыты содержание, педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений.
Большое значение в физическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на совершенствование содержания двигательной деятельности дошкольников на основе использования элементов спортивных и подвижных игр.
Волошина Л. Н. «Играйте на здоровье!» Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет- полностью построенная на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей.
С учетом изученного, мной была поставлена цель проекта - разработать систему физического воспитания для формирования навыков и умений деятельности, физического развития детей дошкольного возраста.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1. Изучить и внедрить в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста эффективные современные технологии по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
2. Организовать предметно-развивающую среду, стимулирующую формирования физических качеств у детей.
3. Оптимизировать взаимодействие участников образовательного процесса для достижения эффективных результатов по обозначенной теме опыта.
4. Выявить эффективность реализации технологии развивающего обучения для формирования физических качеств у дошкольников в процессе физического воспитания.
Новизна: формирование физических качеств у детей дошкольного возраста будет более успешным в процессе применения игровых технологий.
Предполагаемый результат:
- укрепление здоровья, расширение двигательного опыта, повышение уровня физической подготовленности;
- использование детьми подвижных и спортивных игр в самостоятельной деятельности;
- формирование физических качеств : чувство равновесия, координация движений, ориентировка в пространстве, (ловкость, быстрота, сила, умения сосредоточится на движении в процессе игровой деятельности;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
План реализации проекта :
1. Организационный этап
Август
2021 г.
Изучение нормативной базы по данному направлению, теоретическое осмысление проекта, анализ условий ДОУ, подбор диагностического инструментария, консультаций для родителей, педагогов ; пополнение библиотеки методической литературы, подбор дидактического материала, разработка перспективно-тематического планирования организации экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста.
сентябрь 2021г.
Внесение дополнений и изменений в рабочую программу инструктора по физическому воспитанию. Составление примерных физкультурных занятий, включающих игровые технологии.
октября 2021г.
Подготовка развивающей среды, дидактического материала, подборка картотеки подвижных игр.
2 этап -Основной, практический,
Октябрь 2021- апрель 2022г
Октябрь 2021:
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Проведение казачьих посиделок на «Покрова Пресвятой Богородицы»
Цель: приобщение к традициям донского казачества, знакомство с народными казачьими играми.
Просмотр презентации «Почему Покров Пресвятой Богородицы - казачий праздник»
Цель: познакомить детей с историческим событием и героизмом казачьего народа
Совместная деятельность родителей и детей:
Консультация для родителей на тему: «Роль казачьих подвижных игр в воспитании здорового ребенка»
Работа с педагогами:
Консультация «Роль регионального компонента в нравственном воспитании дошкольников».
Ноябрь 2021:
Проведение спортивного праздника «Забавы богатырские»
Цель: способствовать формированию положительного отношения детей к спортивным мероприятиям и здоровому образу жизни
Просмотр презентации «Богатыри Земли- Русской»
Цель: воспитать гордость за наших русских богатырей; сформировать сознание необходимости защищать Родину.
Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Внимание, дорога!»
Цель: продолжать формировать у воспитанников знания о правилах дорожного движения.
Организация творческой выставки «Богатыри на страже Родины»
Цель: развивать творческие способности детей.
Совместная деятельность родителей и детей:
Буклет для родителей «Делаем зарядку с детьми»
Декабрь 2021:
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Проведение спортивного развлечения «Шермиции — казачьи состязания»
Цель: Способствовать формированию гармоничного молодого поколения, совершенствовать физические способности детей, развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость.
Просмотр презентации: «Шермиции. Путь предков.»
Цель: привить интерес к казачьим играм и положительное отношение к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Организация творческой выставки «Лихой казак»
Цель: формировать у детей целостное отношение к национальной культуре, традициям и играм.
Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Внимание, дорога!»
Цель: продолжать формировать у воспитанников знания о правилах дорожного движения.
Проведение спортивно-познавательного развлечения «День солнцеворота — Спиридонов день»
Цель: развивать двигательную активность детей; воспитывать любовь к народному творчеству.
Совместная деятельность родителей и детей:
Семинар-практикум по совместному изготовлению атрибутов и костюмов к праздничным мероприятиям.
Работа с педагогами:
Создание картотеки «Казачьи подвижные игры»
Январь 2022:
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Проведение досуга «Веселые Святочные посиделки у казачат»
Цель: приобщение к традициям донского казачества, знакомство с народными казачьими играми
Ситуативные беседы: «Опасные ситуации зимой.
Правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках, ледянках, правила катания с горки»
Цель: дать детям первоначальные знания о правилах безопасного поведения в природе в зимний период.
Просмотр презентации: «Зимние виды спорта»
Цель: формирование интереса детей к физкультуре и спорту, здоровому образу жизни.
Организация творческая выставка: «Зимние виды спорта».
Цель: создание условий для развития творческого потенциала детей.
Совместная деятельность родителей и детей:
Консультация для родителей: «Зимние игры или чем заняться на прогулке с ребенком»
Работа с педагогами:
Папка – шарма «Нетрадиционное спортивное оборудование»
Февраль 2022:
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Проведение спортивного развлечения «Малые зимние олимпийские игры»
Цель: формирование интереса детей к физкультуре и спорту, здоровому образу жизни.
Проведение спортивно-познавательной викторины «Знатоки зимних видов спорта»
Цель: развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов, укрепление здоровья детей, совершенствование физических качеств.
Проведение праздника к 23 февраля «Школа молодого бойца»
Цель: закрепить двигательные навыки детей в играх соревновательного характера
Квест-игра «В поисках потерянных подарков»
Цель: воспитывать соревновательные качества, чувства взаимовыручки, поддержки
Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Защитник Родины моей»
Цель: воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Участие в региональном онлайн- флешмобе «ПДД соблюдай, по дороге не гуляй»
Цель: формировать навыки безопасного поведения на дороге
Совместная деятельность родителей и детей:
Консультация для родителей «Как воспитать ребенка активным, ловким, смелым и находчивым».
Работа с педагогами:
Консультация
«Двигательный режим детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.»
Март 2022
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Проведение квест-игры «Дорожная азбука»
Цель: закрепление знаний ПДД и пропаганда основ безопасного поведения на дороге в процессе игровой деятельности.
Ситуативная беседа: «С физкультурой дружить – здоровым быть!»
Цель: Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
Участие в межрегиональной акции «Читаем «Сказки Тихого дона» Петра Лебеденко.
Цель: развитие творческих способностей участников
Творческая выставка «Мы со спортом крепко дружим!»
Цель: развивать творческие способности детей.
Участие в международном конкурсе – игре по физ. культуре «Орленок»
Цель: приобщать детей к здоровому образу жизни.
Совместная деятельность родителей и детей:
Привлечь родителей к организации и проведению квест- игры «Дорожная азбука».
Работа с педагогами:
Проведение семинара-практикума по теме «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии»
Апрель2022
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Проведение спортивных эстафет: «Прыжки на двух ногах из обруча в обруч»; «Попади в цель»; «Передача эстафетной палочки»
Цель: активизировать двигательную активность детей, развивать быстроту, ловкость, координацию движений, ориентировку в пространстве.
Проведение спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие дошколят»
Цель: Расширение и закрепление знаний детей о Космосе. Развитие выносливости средствами физических упражнений смешанного характера.
Участие во всероссийском конкурсе изобразительного творчества «Космический корабль на старте»
Участие в Областном конкурсе рисунков любимых героев мультфильмов и детских сказок «Медиамир»
Цель: развитие творческого потенциала у детей средствами медиаобразования
Цель: развитие творческих способностей участников
Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Дети за здоровый образ жизни»
Цель: обмен наработанным опытом.
Проведение «Спортивно-познавательного развлечения по основам пожарной безопасности «Пожарные — люди отважные»
Цель: закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре.
Совместная деятельность родителей и детей:
Консультация для родителей «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни»
Работа с педагогами:
Консультация для педагогов «Влияние физического воспитания на умственное развитие дошкольников»
3 этап -обобщающий, май 2022
Май2022
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Проведение спортивного праздника «Путь к здоровью через нормы ГТО»
Цель: пропаганда здорового образа жизни; повышение двигательной активности; воспитание интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Проведение экскурсии в казачий центр (спортивная секция «Самбо»)
Цель: приобщение детей к казачьей культуре, к здоровому образу жизни.
Совместная деятельность родителей и детей:
Привлечение родителей к проведению спортивного праздника «Путь к здоровью через нормы ГТО»
Работа с педагогами:
Диссеминация опыта с педагогами МБДОУ по теме проекта : «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников» .
Виды познавательной деятельности в физическом воспитании :
- физкультурные занятия;
- экскурсии;
- конкурсы по ЗОЖ;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
-спортивные игры;
- народные игры
Методы и приемы, используемые в реализации проекта :
1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр презентаций;
2. Практические методы: игровой метод, соревновательный метод, показ физических упражнений;
3. Словесные методы: беседа, разбор, указание, оценка.
Основные формы реализации проекта :
• Беседы и консультации для педагогов.
• Экскурсии.
• Просмотр презентаций
• Народные подвижные игры.
• Физкультурные досуги.
Формы взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта :
• Собрания и консультации;
• Совместные досуги, праздники
• Дни открытых дверей
• Выпуск тематических стенгазет
• Семинары -практикумы по совместному изготовлению атрибутов и костюмов к праздничным мероприятиям.
Результаты работы:
1. Детей
Диагностика по физическому воспитанию показала, что реализация данного проекта прошла успешно :
- у детей расширился двигательный опыт, повысился уровень физической подготовленности, укрепилось здоровье;
- дети используют подвижные и спортивных игры в самостоятельной деятельности;
- у детей сформировались физические качества : чувство равновесия, координация движений, ориентировка в пространстве, (ловкость, быстрота, сила,
- дети умеют сосредоточиться на движении в процессе игровой деятельности
- дети соблюдают элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
2. Педагогов:
-Повысился профессионализм;
-Внедрены новые методы в работе с детьми. Самореализация педагогов
3. Во взаимодействии с родителями была обеспечена положительная динамика формирования физической культуры каждого ребенка
4. Для себя же определила ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального развития: самостоятельный творческий поиск профессионально значимой информации и использование собственного опыта в качестве источника обучения.
Литература по обеспечению проектной деятельности :
1. .Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет – М., АРКТИ, 2004 г.
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. СПб: Питер, 2001. 512 с.
3. Гаврилова Т. П. О воспитание нравственных чувств. М. : 2000. 276 с.
4. Э. Я. Степанкова «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет».
5. В. Кузнецов «Физические упражнения и подвижные игры» М, НЦ ЭНАС
6. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. — М. : Мозаика-Синтез, 2010.
7. .Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду – М., Просвещение, 1992 г.
8. .Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет – М., Гном, 2004 г.
9. Александров С. Г. Подвижные казачьи игры: организационно-методические аспекты. // Педагогический вестник Дона – 1999 г.
10. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003 г.
11. Интернет- ресурсы