Наталья Куликовских
Проект «Играем в театр» для детей 4–5 лет среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Игра в театр позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений. Актуальность создания данного проекта обусловлена тем, что правильная речь один из показателей развития ребенка. В среднем дошкольном возрасте театрализованная деятельность является одним из эффективных средств развития правильной и выразительной речи.
Публикация «Проект „Играем в театр“ для детей 4–5 лет среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
Цель: разработать систему работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
· Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театрализованной деятельности;
· Посредством театрализованных игр формировать и развивать правильную и выразительную речь детей, используя разнообразные формы, методы и приёмы;
· Повысить компетентность родителей в развитии выразительной речи детей; привлечь к пополнению развивающей среды в группе.
Принципы и подходы к формированию проекта
Проект разработан с учетом следующих основных принципов дошкольного образования:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учет этнокультурной ситуации развития детей;
- принцип системности;
- принцип дифференциации (развитие творческих способностей по различным направлениям);
- принцип коллективизма;
- принцип интеграции (развитие речи, музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, театральная деятельность, познавательная деятельность).
Название проекта: «Играем в театр»
Предметная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид проекта: интегрированный: игровой, творческий, практический.
Срок реализации: 1 год, сентябрь 2018 по май 2019 год
Участники проекта:
· Дети средняя группа комбинированной направленности «Семицветик» (4-5 лет);
· Педагоги ДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель);
· Родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
Дети:
· появится положительная динамика в развитии и выразительности речи;
· повысится интерес детей к театрализованным играм, появится устойчивое желание участвовать в театральной деятельности;
· активизируются познавательно-речевые и художественно-творческие способности;
Родители:
· повысится интерес родителей к данной теме;
· полученные знания, будут активно использоваться в играх и занятиях с детьми дома;
Педагоги:
· разработанная система поможет повысить уровень развития речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности;
· установится эмоциональный контакт с детьми и продуктивное сотрудничество с родителями;
Реализация этапов проекта:
1. Подготовительный:
· выбор темы, постановка цели и задач;
· подбор литературы по теме;
· создание картотеки пальчиковых, речевых, театрализованных, музыкальных игр;
· знакомство родителей воспитанников с планом реализации проекта и привлечение их к работе по насыщению предметно-развивающей среды в группе и вовлечение в совместные развлечения с детьми;
· пополнение РППС дидактическими пособиями и развивающими играми.
2. Основной:
· систематическое проведение запланированной работы с детьми в разных режимных моментах (театрализация, разучивание театрализованных и музыкальных игр, дидактические и развивающие игры на занятиях и в свободной деятельности);
· подготовка консультативного материала для родителей;
3. Заключительный.
· подведение итогов работы по проекту и постановка задач на новый учебный год;
· проведение совместно с музыкальным руководителем и родителями воспитанников развлечения.
Продукт проекта:
· картотека театрализованных игр;
· подборка музыкальных игр;
· перспективный план работы;
· подборка консультаций для родителей;
· куклы и атрибуты для кукольных спектаклей, изготовленные родителями воспитанников и педагогами;
· подборка иллюстративного материала по теме проекта;
Игры на развитие речи и актерских способностей.
Игра: «Как варили суп» на имитацию движений
Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.
Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.
Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.
Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две
половинки.
Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.
Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.
Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.
Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.
Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой
рукою.
Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.
Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.
Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька
пыхтит.
Игра-пантомима «Медвежата»
Цель: развивать пантомимические навыки
А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.
Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация. Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!
Игра «Хрум-хрум!»
Цель: учить выразительности речи.
Воспитатель: Жил был ШУМ!
Ел ШУМ: Дети: Хрум, хрум, хрум!
Воспитатель: Ел суп: Дети: Хлюп, хлюп, хлюп!
Воспитатель: Спал так: Дети: Храп, храп, храп!
Воспитатель: Шел ШУМ: Дети: Бум, бум, бум!
(Дети не только проговариваю'!; но и имитируют движения.)
Игра «Тра-та-та»
Цель: Развитие крупной моторики, координации движений.
Тра-та-та!Тра-та-та! Дети хлопают в ладоши
Вышла кошка за кота!
За кота Котовича, делают шлепки по коленям двумя
руками одновременно
За кота Петровича! Делают шлепки по коленям двумя
двумя руками поочередно
Пальчиковая игра «Кот на печи» М. Ю. Картушина
Цель: Развитие мелкой моторики, чувства ритма.
Кот на печи сухари толчет
стучат кулачком о кулачок
Кошка на лавке рубашку шьет
показывают как шьют иголкой
Малые котята на печке сидят
поднимают согнутые в локтях руки на уровне груди, опустив качают головой кисти вниз, и вправо-влево
На печке сидят да, на котика глядят приставляют к глазам указат. Большие пальцы («очки»)
Да, сухарики едят.
Щелкают зубками
Методические рекомендации Текст произносится на распев На 1-е две строчки движения ритмичные. На 2-е две строки - движения плавные «тянем ниточку». Слова «малые котята на печке сидят» следует произносить в ускоренном темпе.
Игра «Ежик»
Цель: Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.
Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежи сидит в центре круга.
Жил в лесу колючий ежик, да, да, да. идут по кругу
Был клубочком и без ножек, да, да, да.
Не умел он хлопать - качают головой
Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки.
Не умел он топать- качают головой
топ-топ-топ. притопы
Не умел он прыгать качают головой
Прыг- прыг-прыг. прыжки на двух ногах
Только носом шмыгал- качают головой
Шмыг-шмыг-шмыг. показать пальчиком нос
В лес ребята приходили, да, да,да. те же движения
И ежа плясать учили, да, да, да.
Научили хлопать - хлоп, хлоп,хлоп.
Научили топать - топ, топ, топ.
Научили прыгать - прыг, прыг, прыг
А он их носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг.