Тамара Заводнова
Проект «Хорошо здоровым быть»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одной из неотъемлемых прав человеческой личности. Здоровье человека – главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, занимает во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Публикация «Проект „Хорошо здоровым быть“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития и в нашей стране. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка». Охрана и укрепление здоровья дошкольников так же главная задача ФГОС ДО.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста.
По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, демографический потенциал страны определяют дети до пяти лет, а это значит, что здоровье нации зависит, в первую очередь зависит от двух институтов детства – семьи и дошкольного учреждения.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются еще в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.
В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья. Наметилась тенденция снижения качества здоровья (увеличилось количество врожденных аномалий, растет число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, сердечнососудистой системы, заболеваний верхних дыхательных путей и т. д.). Это приводит к тому, что в условиях систематических школьных нагрузок большинство выпускников детских садов с традиционно организованной системой воспитания оказываются в числе неуспевающих учеников, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья.
Статистика утверждает, что ухудшение здоровья детей зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, то есть от экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на первые 50% здоровья мы, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим детям.
Еще древние китайцы говорили: «Если ты заболел, смени питание, если не помогает – смени образ жизни. Если и это не поможет – иди к врачу».
Формирование привычки к здоровому образу жизни детей – задача совместная и дошкольных и школьных учреждений, и, конечно, семьи.
Проблема
В последнее время дети много времени проводят за компьютером, телевизором. Все это неминуемо приводит к ухудшению зрения и другим серьезным проблемам со здоровьем. Дети реже бывают на свежем воздухе, не занимаются спортом. Это сказывается на состоянии иммунитета. Многие дошкольники отказываются от полноценного питания, отдавая предпочтение “вредной пище” В результате часто заболевают простудными и вирусными заболеваниями, у многих портится осанка, зрение. Нужно научить детей правильно заботиться о своем здоровье, беречь и укреплять его.
Цель проекта:
Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи проекта:
«Физическое развитие»:
• формировать представление о том, что быть чистым – красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям;
• воспитывать культурно-гигиенические навыки;
• расширять знания о влиянии закаливания на здоровье человека.
• закреплять у детей умение выполнять основные виды движений более осознанно;
• формировать правильную осанку во всех видах деятельности и потребность в двигательной активности.
«Познавательное развитие»:
• расширить знания детей о здоровье через познавательно-исследовательскую деятельность;
• обогащать представления детей о витаминах, их роли в жизни человека.
• закреплять знания о здоровых и вредных продуктах питания.
«Социально-коммуникативное развитие»:
• формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть и заниматься сообща.
• формировать навыки безопасного поведения во время проведения игр, выполнения физических упражнений, пользования спортивным инвентарём;
• формировать навыки дисциплинированности и осознанного выполнения правил безопасности;
• воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью.
«Речевое развитие»:
• совершенствовать диалогическую форму речи и попытки высказывать свою точку зрения в беседах о здоровье;
• развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта;
• помочь детям понять ценность здоровья через литературные произведения;
• формировать умение подражать положительным поступкам литературных героев.
«Художественно-эстетическое развитие»:
• стимулировать желание выражать в рисунках свои впечатления, знания, своё отношение к ЗОЖ;
• совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера;
• способствовать проявлению артистических умений и творческой активности в инсценировках и самостоятельной игровой и познавательно-исследовательской деятельности
Предполагаемые результаты:
Для детей:
1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
2. Сформированность гигиенической культуры;
3. Улучшение соматических показателей здоровья;
4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей;
2. Педагогическая, психологическая помощь;
3. Повышение уровня комфортности.
Для педагогов:
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
3. Личностный и профессиональный рост;
4. Самореализация;
5. Моральное удовлетворение.
Сроки реализации проекта: с октября по апрель
Тип проекта:
Информационно-практический
Вид проекта:
Долгосрочный, групповой
Участники проекта:
Воспитатели, дети, родители, медицинские работники, инструктор по физическому воспитанию, психолог, логопед, музыкальный руководитель.
Содержание проектной деятельности
Этапы реализации:
1 этап: диагностико - аналитический;
2 этап: практический;
3 этап: итоговый;
1этап – диагностико - аналитический:
мониторинг детей «Основы здорового образа жизни»;
подбор методической литературы;
разработка перспективного плана;
подготовка цикла тематических мероприятий;
подбор материала, игрушек, дидактических игр, атрибутов для игровой, познавательной деятельности;
подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
подборка аудио и видеоматериала по теме проекта;
составление картотеки гимнастики пробуждения, гимнастики для глаз, динамических пауз, музыкальных физминуток, танцевальных разминок.
2 этап – практический:
проведение цикла тематических мероприятий;
организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей познавательных способностей;
3 этап – итоговый:
Анкетирование родителей «ЗОЖ в семье»
Проведение спортивного – развлекательного мероприятия «Наше здоровье»
Представление продуктов педагогического проекта для родителей и педагогов:
выставки плакатов;
выставка сотворчества детей, родителей и педагогов «Уроки доктора Неболейкина», «Уроки Чистюлки», «Советы профессора Витаминкина»
Фото или видео отчет.
Реализации проекта
Советы профессора Витаминкина
НОД «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».
Сюжетно – ролевые игры «Супермаркет полезных продуктов»,
Дидактические игры: «Полезная и вредная еда», «Что вредно, а что полезно для зубов»,
Экскурсия на кухню детского сада. Тема: «И вкусно, и полезно!»
Беседы «Витамины и полезные продукты»,
Экспериментальная деятельность: «Определение продукта по вкусу». «Волшебник – шиповник», «Дегустация волшебного напитка шиповника», «Посадка лука», «Превращения воды» (в витаминный чай, в морс, в фруктовый кисель)
Продуктивная деятельность: аппликация «Блюдо с фруктами», «Консервируем овощи и фрукты», «Дары осени», лепка «Что созрело в огороде», коллаж “В чём содержится вода”.
Чтение: Ю. Тувим «Овощи», С. Михалков «Дело было в огороде»
Загадки об овощах и фруктах.
Изготовление книг самоделок «Вкусные истории в стране витаминов»
Развлечение : «Веселые овощи», «Осенняя ярмарка»
Уроки доктора Неболейкина
НОД
«Я – человек»
«Сон для человека»
«Как кожа помогает человеку»
«Здоровые зубки»
«Откуда берутся болезни?»
Чтение: Сказка о зубной щётке», стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка», Г. Остер «Вредные привычки», А. Барто «Сто одежек». «Я расту. Придумываю сны», С. Михалков «Прививка. Тридцать пять и шесть. Не спать. Грипп», С. Прокофьев «Румяные щечки» Е. Пермяк «Про нос и уши», С. Семёнов «Как стать неболейкой», С Михалков «Про мимозу»
Дидактические игры: «Вызов скорой помощи»,
Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Кафе»
«Опасно – неопасно», «Если я сделаю так», «Что такое хорошо, что такое плохо» «Пишем письмо заболевшему товарищу», «Что вредно, а что полезно для зубов»
Беседы «Что такое здоровье и как его приумножить», «Режим дня» «Микробы и вирусы», «Одежда и здоровье», «Мы были в гостях у врача», «Что необходимо для роста и зрения?»
Экспериментальная деятельность: «Нахождение пульса», «Рассматривание кожи в лупу», «Можно ли пить талую воду».
Заучивание пословиц, поговорок о здоровье
Уроки Чистюльки
Экскурсия в прачечную д/сада.
Дидактические игры: «Предметы личной гигиены», «Подбери предметы»
Чтение: А. Барто «Девочка чумазая», М. Пляцковский «Юля - чистюля»
Продуктивная деятельность: рисование по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая», аппликация: «Мыло пениться в корыте. Мы стираем –посмотрите!»
Просмотр мультфильмов «Мойдодыр»
Беседы «Чистота и здоровье»
Игры со Здоровейкой
Дидактические игры: «Назови виды спорта», «Назови спорт по показу», «Расскажи стихи руками» (пальчиковые игры,
О Д в режиме дня
Подвижные игры
Эстафеты, соревнования
Игры и упражнения с нестандартным оборудованием.
Закаливающие процедуры
Гимнастика для глаз
Гимнастика - артикуляционная
Пальчиковая гимнастика
Рассматривание иллюстраций о различных видах спорта
Продуктивная деятельность: Изготовление альбома о различных видах спорта, рисование «Мы делаем зарядку»
Беседы «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»,
Чтение: «Волшебный морж» Е. Карганова