Елена Порошина
Проект по овладению двигательными умениями и навыками «Хорошо двигаемся — красиво говорим»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Хорошо двигаемся – красиво говорим»
Автор:
Порошина Елена Борисовна,
учитель-логопед,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 317» г. Пермь
География проекта : Обследование уровня моторного развития детей 3-4 лет, игровые упражнения, логопедическая гимнастика.
Срок реализации проекта : с 01.10.2012 г. по 15.05.2013 г.
Краткая аннотация проекта
Публикация «Проект по овладению двигательными умениями и навыками „Хорошо двигаемся — красиво говорим“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Проект «Хорошо двигаемся – красиво говорим» предполагает получение знаний, умений и навыков в области развития общей, мелкой и артикуляционной моторики через выполнение индивидуальных заданий непосредственно организованной деятельности в группе, логопедическом кабинете, а также в совместной деятельности с воспитывающими взрослыми: в группе, дома, на прогулке.
Проект предполагает овладение двигательными умениями и навыками в соответствии с индивидуальными возможностями, речевыми нормами и образовательными стандартами.
Проект направлен на совершенствование и развитие двигательных возможностей детей, осознанное воспроизведение ими тех или иных действий, способствующих улучшению общей, мелкой и артикуляционной моторики, укреплению здоровья.
Проект также ориентирован на развитие эмоциональной сферы и личности ребёнка, в частности, формирование умений имитировать мимику и считывать эмоции, правильно реагировать в затруднительной ситуации – говорить об этом.
Автор проекта Порошина Елена Борисовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 317», специалист высшей квалификационной категории, имеет звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации», стаж педагогической деятельности 20 лет.
Участниками проекта являются дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4, 5 лет, воспитатели и родители.
Этот проект необходим для повышения речевых возможностей, через укрепление здоровья, развитие и коррекцию имеющихся проблем у детей в области двигательных умений общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Обоснование необходимости проекта
Неполноценная двигательная деятельность, задержки в развитии сенсорной и эмоциональной сфере, накладывают отпечаток на формирование речи младших дошкольников.
Многие исследователи отмечают недостаточную устойчивость внимания, тенденцию к снижению психической работоспособности, низкий уровень мнемических функций, в особенности вербальной памяти [2, 6, 7]. Дети с речевой патологией часто забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Им трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, путают, где право, а где лево. Недостаточная сформированность в интеллектуальной и эмоциональной сфере ребёнка достаточно индивидуальны, их нельзя типологизировать по логопедическому диагнозу [9]. В большей степени они зависят от этиологии дефекта, сопутствующих нарушений (органических травм, функциональных расстройств) и социального опыта ребёнка [4, 5].
Для детей 3 лет с речевой патологией характерны отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков [3]
Чем меньше возраст ребёнка, тем эффективнее и быстрее осуществляется устранение двигательных нарушений и недостатков физического развития. Значение двигательной активности очень велико для развития и формирования биологической основы, на которой в дальнейшем возникает всё богатство нормальных поведенческих реакций человека [8].
Двигательная активность в дошкольном возрасте является важнейшим фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребёнка. Причём после каждой очередной двигательной нагрузки происходит не просто восстановление затраченной организмом энергии в связи с его деятельностью, а избыточное восстановление, то есть фаза суперкомпенсации [1]. Поэтому роль развития движений в современном дошкольном образовании становится всё более значимой и актуальной, поскольку гармоничное развитие ребёнка невозможно без комплексного подхода к формированию основ его здорового образа жизни.
Цели и задачи проекта
Цель проекта – развитие у детей двигательных навыков и умений для повышения уровня моторного развития общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики, способствующих совершенствованию речевых возможностей младших дошкольников.
Задачи:
1. Формировать желание выполнять различные двигательные упражнения.
2. Совершенствовать процессы развития двигательных способностей и качеств.
3. Способствовать овладению двигательными умениями и навыками в соответствии с индивидуальными возможностями, речевыми нормами и образовательными стандартами.
4. Активизировать словарный запас.
5. Развивать эмоциональные качества, речевую активность и инициативу.
6. Укреплять здоровье.
Описание проекта : стратегия и механизм достижения поставленных целей
Срок реализации проекта рассчитан с 01.10.2012 г. по 15.05.2013 г.
За этот период будет проведена предварительная работа с учётом диагностических данных уровня развития моторных умений детей 3-4 лет за сентябрь-октябрь 2012 г.
На основе результатов обследования будут выявлены уровни моторного развития детей, преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации НОД. В качестве диагностических средств будут использованы методы и средства контроля, которые должны отвечать следующим требованиям:
• Быть простыми и доступными.
• Быть применяемыми для массовых обследований в любых условиях внешней среды и не требовать дорогостоящего инвентаря.
• Позволять количественно и качественно оценить показанный результат.
• Исключать (по возможности) влияние предыдущего двигательного опыта и функциональных особенностей развития.
В результате обследования тесты показали, что уровень моторного развития младших дошкольников не полностью соответствует нормативным показателям. Таким образом, будем кроме традиционных средств и методов обучения использовать нетрадиционные, коррекционные разработки и включать опыт специальной педагогики.
Поскольку моторное развитие детей образует неразрывное единство с их психическим и речевым развитием, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения этой цели должны проходить через все виды организации жизни в ДОУ: в первую очередь развивать интерес к играм повышающим уровень моторного развития.
В ходе реализации поставленных целей и задач разработаны и предлагаются следующие мероприятия:
• Утренняя гимнастика с речевым сопровождением.
• Речевые минутки с музыкальным сопровождением.
• Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика.
• Анализ и оценка моторных умений воспитателями, родителями и логопедом.
• Совместные мероприятия с детьми и родителями.
Основные мероприятия будут проводиться на основе годового плана на 2012-2013 уч. года
Опыт, накопленный во время реализации проекта будет распространяться через:
• Создание индивидуальных образовательных маршрутов по развитию моторных умений детей.
• Создание новых форм, средств и методов обучения, способствующих повышению уровня моторного развития детей младшего дошкольного возраста.
• Введение специальных игр в режимные моменты.
• Повышение уровня моторных нагрузок (общей, мелкой, артикуляционной) в НОД и режимные моменты.
• Углублённую разработку авторских методических материалов, в основе которых: интерес ко всем видам двигательной деятельности, комплексы артикуляционной, мио- гимнастик, картотеки игр по развитию мелкой моторики с учетом гендерных и возрастных особенностей, блочно-тематического планирования.
• Ознакомление и вовлечение других дошкольных учреждений в совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.
В результате применения стандартных и нетрадиционных методов обучения дети младшего дошкольного возраста должны успешно овладеть моторными умениями и навыками, о чём будут свидетельствовать данные обследования моторного уровня детей 3-4 лет.
Конкретные ожидаемые результаты
Реализация проекта будет способствовать повышению интеллектуальной, речевой физической работоспособности у младших дошкольников, что позволит им иметь равные стартовые возможности при переходе в средние группы ДОУ.
Дальнейшее развитие проекта
Дальнейшее развитие проекта будет направлено на включение в процесс специалистов ДОУ: педагога-психолога, инструктора по физвоспитанию, что позволит открыть возможности более детально и глубоко разработать и реализовать работу по развитию моторики, дыхания, эмоций, речи у детей младшего дошкольного возраста.
Для этого предполагается
• Создать команду единомышленников: учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, воспитатели, родители.
• Разработать и апробировать комплексы игр и упражнений для девочек и мальчиков с речевым озвучиванием и музыкальным сопровождением.
• Создать индивидуальные образовательные маршруты по развитию моторных умений детей младшего дошкольного возраста
• Повысить уровень овладения моторными, речевыми умениями, навыками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Велитченко В. К., Физкультура для ослабленных детей. – М. : Терра-спорт, 2000. – 166 с.
2. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи детей. – СПб. : Речь, 1993. – 70 с.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студ. высш. учебных заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
4. Горбунова, О. В. Анализ речевого развития старших дошкольников с речевой патологией, в ходе эксперимента с использованием средств оздоровительной аэробики на мячах // Адаптивная физическая культура. - 2008. - №3 (35) – С. 45
5. Коррекционная педагогика: Основа обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова; Под ред. Б. П. Пузанова. - 3-е изд., доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 160с.
6. Лапшин, В. А., Пузанов, Б. П. Основы дефектологии. – М. : Просвещение, 1990. – 250 с.
7. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 680с.
8. Соловьева, Т. В. Оздоровительно-коррекционная направленность занятий физическими упражнениями с дошкольниками, имеющими нарушения речи // Адаптивная физическая культура. - 2006. - №3 (27) – С. 57
9. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] : учеб. пособ. – 2-е изд., испр. – М. Изд. МПСИ; Воронеж; Издат. НПО «МОЖЭК», 2003. – 400с.