Ира Дубинина
Проект «Хочу в школу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад - первая и очень важная ступень в системе образования. Важность проблемы преемственности ни у кого не вызывает сомнений. От того, как будут взаимодействовать два звена образовательного процесса (дошкольное и начальное, будет зависеть его успешность и результативность. "Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений" - так писал В. А. Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.
Публикация «Проект „Хочу в школу!“» размещена в разделах
Дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному развитию. Взаимодействие детского сада и школы должно носить гуманистический характер, основываться на взаимоотношении, сотрудничестве, доверительности.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Как сложится их школьная жизнь? Можно ли сделать так, чтобы для ребенка период его поступления в школу и первые дни обучения оказались не серьезным испытанием, а радостным событием? Именно эти вопросы мы считаем наиболее актуальными для нашего педагогического коллектива.
Одним из действенных способов решения данных вопросов явилась проектная деятельность, которая призвана помочь детям сориентироваться в новых условиях, сформировать первые представления
о школе, создать положительный настрой. Так появился проект «Хочу в школу!»1 слайд итог реализации которого был направлен на то, чтобы при слове "школа" ребенок бы улыбался, а глаза его загорались интересом!
2 слайд Первым этапом нашей работы стало изучение нормативно-правовой документации, касающейся вопросов преемственности дошкольного и начального школьного обучения. На основании этих документов мы заключили договор о совместной работе детского сада и школами № 4 и № 7, №3,где обозначены основные аспекты преемственности. А также составили план работы детского сада по осуществлению преемственности со школами, который включил в себя совместные мероприятия для детей, педагогов и родителей.
В рамках работы проекта было проведено проективное рисование «Я в школе». Оценивая его результаты, мы увидели три показателя, которые ярко прослеживались в рисунках: мотивация, отношение к учителю, и отношение к школе. Мы их описали, чтобы в конце работы над проектом проследить динамику. С помощью обследования по методике М. Р. Гинзбург «Определение мотивов учения» мы выявили проблемы,
4слайд поставили перед собой цели:
5 слайд 1. Обеспечение эмоциональной комфортности, понимания, возможности реализации потребности в общении между детским садом и школой. 2. Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. А также задачи для их решения,
6 слайд определили этапы и основные направления работы. Все это нашло отражение в плане,
7 8 9 10 слайд в котором мы учли: методическую работу, психолого-педагогическую, работу с родителями и детьми.
11 12 слайд Обеспечили работу над проектом необходимым оборудованием, подобрали художественную литературу соответствующей тематики.
13 14 слайд Параллельно был разработан план занятий педагога-психолога по профилактике школьной дезадаптации и снижения тревожности у старших дошкольников.
15 слайд Реализация проекта началась со встречи с родителями, на которой был поднят вопрос: «Нужно ли говорить с ребенком о школе?» Затем в рубрике «Замечательный сосед» была проведена экскурсия на линейку в СОШ № 4, посвященную 1 сентября.
16 слайд В октябре по приглашению детского сада нас посетили выпускники – ученики 5б класса. Состоялся вечер встречи друзей под красивым названием «Колесо истории». Бывшие воспитанники охотно делились впечатлениями об учебе в школе, вспоминали свою детсадовскую жизнь. Были проведены совместные игры, конкурсы, и завершился вечер чаепитием.
17 слайд С ответным визитом была проведена «Экскурсия-обозрение» в школу №4. Детям подготовительных групп показали классы, спортивный зал, библиотеку, столовую, актовый зал. Завершилась экскурсия конкурсом на лучший осенний букет среди детей МБДОУ и первоклассников.
18 слайд Своими впечатлениями дети поделились в рисунках и рассказали в тематической беседе «Какой будет моя школа».
В свою работу мы включили анкетирование родителей. На основе анализа анкет мы выявили волнующие родителей вопросы и провели по ним встречи со специалистами. Огромную роль в решении проблемы преемственности оказали консультации старшего воспитателя, педагога-психолога, логопеда, практикумы, семинары, психологические гостиные для родителей.
19 слайд В рамках проекта прошло информационное ассорти на тему «Ваш ребенок идет в школу», гостями детского сада стали педагоги начальных классов школ города.
20 слайд Они говорили о проблеме адаптации к школе выпускников ДОУ и познакомили со школьными программами.
21 слайд В свою очередь дети в рисунках показали родителям, какой они представляют себе школу. В завершении встречи родителям были предложены буклеты, где в краткой форме дана информация о том, как помочь ребенку в период адаптации к школе, что такое психологическая готовность к школе и т. д. Одной из удачных форм является организация работы с выпускниками в каникулярные дни:
22 слайд посещение молодежного центра «Космос» просмотр мультфильмов на тему «Школа»;
23 слайд совместное участие в выставке-обмене детских рисунков на тему: «Дети и правила дорожного движения»,
24 слайд спортивном празднике «Путешествие в школу – Спортландию»;
25 слайд работа театрального Кружка "Теремок" (в апреле в рубрике «Малые театральные встречи» состоялся спектакль «Школьный теремок», в котором приняли участие нынешние воспитанники и учащиеся ДМШ-выпускники нашего детского сада;
26 слайд В рубрике делимся опытом проходят встречи с учениками ( бывшими воспитанниками нашего детского сада по теме: «Интересно ли учиться в школе?»;
27 слайд Участие в ежегодном конкурсе «Город играет в шахматы».В 2012 году наш воспитан к занял первое место в звене «Детский сад- начальная школа».
28 слайд В рамках открытия года национальных культур в Заинском муниципальном районе в январе прошла музыкально - педагогическая гостиная для будущих первоклассников и их родителей под названием «Мы счастливы, потому что мы вместе».
29 слайд
В феврале прошел конкурс «Интересная сказка о школе», в котором приняли участие две подготовительные группы. Было трудно определить, чья сказка лучше. Поэтому мы с детьми создали творческую группу, перечитывали, обсуждали понравившиеся моменты, и пришли к выводу, что нужно собрать все сказки в одну книгу.
30 слайд
В марте прошел Фольклорный вечер «Нэуруз» на базе школы №7. В рамках работы года национальных культур в Заинском муниципальном районе.
31 слайд Также прошла тематическая неделя «Чудеса конструктора». Слёт-конкурс «Изобретатели – я и папа!»; выставка рисунков наших выпускников "Воспоминание о детском саде" и выставка рисунков детей подготовительных групп "Каким я буду в школе".
32 слайд Немаловажное значение по обмену опытом придаем посещению учителями занятий в детском саду, где педагоги могут ближе познакомиться и с детьми, и с тем, какие методы и приемы мы используем в работе, по каким программам занимаемся. Интересно и нам посещать уроки в школе, увидеть пробные уроки для своих воспитанников. С этой целью с января по апрель проходят учебно-игровые встречи воспитанников ДОУ с педагогами начальных классов в «Клубе выходного дня».
По нашей инициативе в школе № 4 запланирован и проведен совместный урок музыки с учениками 1б класса и детьми подготовительной группы. Цель нашего предложения – дать возможность детям окунуться в атмосферу школьного урока, почувствовать себя "учениками".
33слайд В мае 2012года мною повторно проведена диагностика, которая показала, что на сегодняшний день у большинства детей сформирован учебно-познавательный мотив (наиболее оптимальный) или социальный (также являющийся значимым при обучении в школе) и составляет он 86%. Внешний мотив у одного ребенка и мотив получения отметки преобладает у пяти детей.
34 слайд По результатам проективного рисования «Я в школе» (первично проводилось в сентябре) можно судить об эффективности проведенной работы по формированию положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников. Мотивация у большинства детей приобрела оптимальный характер: сформировался положительный образ учителя, пропал страх перед ним; появилась уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.
35 слайд В ходе работы над проектом проявилась активная позиция родителей в осуществлении подготовки детей к школе. Ряд мероприятий был запланирован по их инициативе, появились результаты продуктивной деятельности: фотогазеты, брошюра со сказками о школе, подборка стихов о цифрах, собрана видеотека мультфильмов о школе, разработан сценарий музыкальной сказки «Школа-теремок», составлен творческий альбом рисунков детей о школе.
36 слайд Анализ проделанной работы подтверждает правильность выбранных коллективом ДОУ направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.
Результат работы над проектом «Хочу в школу!» соответствует модели выпускника нашего детского сада.