Наталья Солоденко
Проект «Хочешь быть здоровым — правильно питайся!»
▼ Скачать
Содержание проекта
1. Визитка группы
2. Актуальность темы
3. Паспорт проекта
4. Методы исследования
5. Этапы реализации проекта
6. I этап. Подготовительно-организационный
7. IIэтап. Основной.
8. III этап. Заключительный.
9. Литература
10. Приложение №1 Фотоматериалы
11. Приложение №2 Правила и анкета
12. Приложение №3 Родительское собрание
Публикация «Проект „Хочешь быть здоровым — правильно питайся!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Актуальность темы
Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. В этом возрасте закладываются и основы здорового образа жизни. В их формировании важнейшую роль играет семья.
Современные дети под воздействием рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью. Во время общения мы стали замечать, что дети часто употребляют в повседневной жизни жвачки, сухарики, чупа-чупсы и другие вредные продукты. Беседы с родителями не всегда дают положительный и желаемый результат. В связи с этим был разработан проект «Хочешь быть здоровым – правильно питайся!»
Здоровое питание должно стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребёнка.
Паспорт проекта
Сроки реализации: краткосрочный проект
Участника проекта: дети подготовительной группы №5 «Непоседы», воспитатели группы и родители
Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой.
Цель проекта: способствовать формированию у детей и родителей представлений о роли правильного питания в жизни человека, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи проекта:
1. Формировать представления о здоровом питании;
2. Сформировать представление о продуктах питания, их разнообразии, ценности и влиянии на организм.
3. Воспитывать бережное отношение к своему организму, осознанное отношение к выбору продуктов питания.
4. Совершенствование у родителей понимания важности и значимости правильного питания для здоровья ребёнка и их собственного здоровья.
Предполагаемый результат:
Дети получать представления о значении рационального правильного питания для здоровья человека, о необходимости заботы о своем здоровье, бережном отношении к своему организму, представление о том, что вредно и что полезно для здоровья.
Родители обратят внимание на рацион питания своих детей, изменят их меню в домашних условиях, сделав его более витаминизированным и полезным, получат представления о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих блюдах для воспитанников.
Методы исследования
Экскурсия на кухню детского сада и беседа с главным шеф-поваром;
беседы с врачом – педиатором, о правильном питание;
чтение энциклопедий;
поход в магазин с родителями;
выставка продуктов питания, литературы по проекту;
эксперименты: в домашних условиях (в выходной);
совместное приготовление полезного завтрака с родителями;
интервью у мам, которые имеют маленьких детей;
чтение художественной литературы
знакомство с пословицами, поговорками, стихами, загадками;
организация игровой деятельности (сюжетно-ролевые и дидактические игры);
беседы о правильном питании, пользе и вреде различных продуктов питания, овощей, фруктов;
рассматривание иллюстраций по темам бесед;
тематические занятия;
оформление тематических брошюрок, папок – передвижек для родителей;
проведение родительского собрания;
продуктивная творческая деятельность;
изготовление книги «Рецепты здоровой пищи»;
анкетирование родителей;
огород на окне
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительно-организационный.
Подбор наглядных и дидактических материалов, фото и видео-сюжетов, тематических картинок и репродукций по теме, настольно-дидактических игр;
подбор энциклопедий, художественной литературы, поговорок, загадок;
подготовка материалов для организации творческой деятельности;
подготовка материалов для познавательно-исследовательской деятельности;
подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
подбор информационного материала для родителей-папка – передвижка «Питание-дело серьёзное», брошюрок «Здоровое питание дошкольника», «В каше – сила наша»
анкетирование родителей «Здоровое питание-здоровый ребёнок»;
домашнее задание: дети вместе с родителями подбирают рецепты «здоровой пищи».
II этап. Основной.
1. Беседы:
• «Питание и здоровье» (цель: дать детям представление о связи рациона питания здорового человека, о высококалорийных продуктах питания);
• «Самые полезные продукты – овощи и фрукты» (цель: закрепить у детей знания о полезных свойствах овощей и фруктов);
• «Гигиена питания» (цель: закрепить у детей основные навыки гигиены питания, как основы здорового образа жизни);
• «Как попадают на стол в наш детский сад овощи и фрукты?» (цель: показать детям путь, который проходят овощи и фрукты, прежде чем попасть в детский сад; закрепить названия и особенности труда данных профессий);
Овощевод – садовод - водитель –кладовщик- овощехранилища
водитель - кладовщик детского сада - повар - помощник воспитателя;
• «О режиме питания» (цель: формировать у детей понятие «режим питания», подвести воспитанников к пониманию о необходимости соблюдения режима питания, как в детском саду, так и дома);
• «Где взять витамины зимой?» (цель: дать представление детям о том, какие витамины и минеральные вещества содержатся в продуктах, какие наиболее полезны и почему);
• «Что такое консерванты?» (цель: познакомить детей с понятием «консерванты», подвести воспитанников к пониманию, что консервированные продукты содержат в себе недостаточное количество витаминов и минеральных веществ);
• «Ну а следом бутерброд подскочил – и прямо в рот» (цель: подвести воспитанников к пониманию, что еда «всухомятку» наносит вред органам пищеварения);
2. Образовательная деятельность:
«Познавательное развитие» - «Путешествие в страну полезных продуктов» (задачи: уточнить представления детей о полезных и вредных продуктах; углубить знания о пользе овощей и фруктов для организма человека; учить детей противостоять телевизионной рекламе, закрепить умение различать полезные и вредные для здоровья продукты питания). «Где найти витамины весной» (расширять представление детей о пользе витаминов в весенний период, познакомить с витаминами, обратить внимание на особенности работы фармацевта в аптеке)
«Художественно-эстетическое развитие» - «Минутки искусства» Рассматривание картин И. И. Машкова «Синие сливы, И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды»: (цель: закрепить знания детей о натюрморте; учить видеть в картине единство содержания и средств выразительности, развивать умение у детей давать эстетическую оценку).
«Натюрморт из овощей и фруктов», «Любимая каша» (задачи: учить детей передавать в рисунке характерные особенности овощей и фруктов, развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости, передавать связь всех предметов с композиционным центром через их расположение, цвет, величину).
3. Экскурсии
- в продуктовый магазин с родителями (цель: дать детям представление о многообразии продуктов питания, ее видах (молочная продукция, мучные изделия, продукты животного и растительного происхождения и др.); подвести к пониманию, что употребление продукта с истекшим сроком годности может привести к проблеме, связанной со здоровьем человека);
- на пищеблок детского сада (цель: расширять знания детей о профессиях работников пищеблока, о содержании их труда и значимости для жизнедеятельности детей);
- в медицинский кабинет, к врачу-педиатору (цель: познакомиться с пирамидальной схемой здорового и правильного питания)
4. Наблюдение и труд в уголке природы (посев и выращивание лука, моркови, свеклы и других овощей).
5. Эксперимент:
«О вреде кока-колы» (цель: познакомить детей с любимым детьми напитком, наглядно показать, какой вред он приносит нашему организму);
«Из чего состоят чипсы» (показать на примере состав чипсов и их полезность);
«Угадай по запаху» (формировать навык отличия фруктов, овощей и других продуктов по запаху)
6. Чтение художественной литературы, пословиц и поговорок, загадок
В. Путилина «Теплый хлеб», К. Слуцкая «Дет Федот и его огород», Б. Гримм «Горшочек каши», русская народная сказка «Каша из топора», чтение и обсуждение поговорок и пословиц «Сытый голодном не товарищ», «Сладкого досыта не наешься», «Щи да каша – пища наша», «Когда я ем - я глух и нем» и др.
7. Выставки
продуктов питания (полезных и вредных) на тематическом столике;
художественной литературы, энциклопедий по теме проекта;
репродукций и картин по теме проекта;
детских творческих работ по теме проекта
8. Дидактические игры и упражнения:
• «Азбука правильного питания» (учить детей так подбирать блюда для своего рациона, чтобы еда была не только вкусной, но и полезной);
• «Витаминка» (цель: учить детей подбирать продукты, в которых содержаться определенный витамин);
• «Кто из гостей ведет себя не правильно» (цель: закрепить у детей представления о правилах этикета во время приема пищи);
• игровое задание «Составь меню на каждый день» (цель: учить детей составлять рациональное меню на день).
9. Составление рассказов
«Что сначала, что потом» (по серии сюжетных картин, пересказ сказки «Горшочек каши», «Как в нашей семье готовят обед» (из личного опыта).
10. Игровая деятельность:
-сюжетно-ролевая игра «Кафе «Вкусняка»; «Продуктовый магазин», «Идём на рынок» (Продолжать знакомить с профессиями повара, официанта, мерчендайзера, кладовщика);
-настольная игра «Что из чего готовится» (закреплять умение составлять последовательно все ингредиенты для приготовления различных блюд, подбора посуды для приготовления блюд);
-дидактические игры: «Вершки и корешки», «Съедобное – несъедобное» (расширять знания детей об овощах, пользе определённой части овоща, «Узнай по описанию», «Сервируем стол», «Назови лишний продукт»
-спортивные эстафеты «Хозяйка с базар пришла.» (закрепить навыки отличия овощей и фруктов, воспитывать командный дух игры)
11. Интервью
- у молодой мамы с коляской «Питание малыша» (цель: выяснить, какие продукты питания необходимы ребёнку для роста и развития)
Работа с родителями:
1. Информационная папка – передвижка «Питание-дело серьёзное», брошюрок «Здоровое питание дошкольника», «В каше – сила наша»
2. Подборка рецептов «здоровой пищи».
3. Провести с ребёнком дома эксперименты
«Веселые поварята» (приготовление фруктового салата вместе с родителями)
(цель: помочь детям в осознании функциональных связей трудового процесса (постановка цели, определяющей выбор продуктов, инструментов, трудовых действий при приготовлении блюда).
«Когда мы питаемся «всухомятку»…» (цель: наглядно в домашних условиях показать, какой вред приносит нашему организму употребление пищи без воды);
«Как самим сделать натуральный сок?» (цель: наглядно показать детям, как можно в домашних условиях приготовить сок, сравнить по вкусу натуральный и концентрированный сок).
«Готовим вкусный завтрак» (цель: в домашних условиях показать как можно быстро приготовить полезный и сытный завтрак: каша, омлет, чай, хлеб с маслом или творожным сыром).
4. Родительское собрание «Здоровое питание-залог здоровья» (Цель: совершенствовать у родителей понимания важности и значения правильного питания для здоровья ребёнка и их собственного здоровья)
5. Обработка результатов анкетирования «Здоровое питание-здоровый ребёнок»
III этап. Заключительный.
У детей сформированы представления о здоровом образе жизни (понимают значимость правильного питания для здоровья; понимают ценность употребления в пищу полезных продуктов; оценивать полезность блюд в ежедневном рационе).
Осознание детьми и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни.
У родителей изменение отношения к организации питания в семье: включение в рацион питания полезных для здоровья продуктов (каши, молочная продукция, овощи, фрукты и т. д.)
Продукты проекта:
Театрализованная постановка «Как Хрюша не хотел есть кашу, и что из этого вышло»
Книга «Рецепты здоровой пищи»
Огород на окне «Чудо на окне»
Выставка детского творчества «Питание с пользой для здоровья»
Составление правил с детьми «Правила здорового питания»
Результаты родительского анкетирования «Здоровое питание –здоровый ребёнок»
Информационный материал для родителей
Литература
1. Азбука питания. Методические рекомендации по организации и контролю качества питания в дошкольных образовательных учреждениях. Составитель Н. А. Таргонская — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. -144 с.
2. Вахрушев А. А., и др. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М. : Баласс, 2006. – 304 с.
4. К. Ю. Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. - 64 с.
5. Даль В. И. Пословицы русского народа. – М. : ЭКСМО, 2009.
6. http://russia.edu.ru/russia/cuisine/kasha/
[
h3]Приложение №1[/h3]
Фотоматериалы - Детское творчество
Приложение №2
[/h3]
Правила здорового питания.
1. Главное не переедайте.
2. Ешьте в одно и то же время свежеприготовленную пищу.
3. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
4. Воздерживайтесь от жирной, соленой и острой пищи.
5. Овощи и фрукты – полезные продукты
6. Сладостей тысячи, а здоровье одно.
Анкета для родителей «Здоровое питание – здоровый ребёнок»
1. Как вы считаете, какая пища полезна для детей дошкольного возраста?
2. Что чаще всего кушает ваш ребенок после прихода из детского сада и в выходные дни?
3. Сколько раз в день питается ваш ребенок?
4. Ужинает ли ваш ребенок перед сном, за 1 час до сна, за 2 часа до сна, не ужинает (нужное подчеркнуть).
5. Часто ли ест ваш ребенок: (нужное подчеркнуть)
Каши (да, нет); яйца (да, нет); молочную пищу (да, нет); сладости (да, нет); жирную и жареную пищу (да, нет).
6. Употребляет ли регулярно ваш ребенок: молоко, кефир, йогурт (да, нет).
7. Сколько видов овощей и фруктов ваш ребенок съедает каждый день?
8. Какие напитки чаще пьет ваш ребенок: соки, газированную воду, кофе, компот, настой из трав, минеральную воду, чай? (нужное подчеркнуть).
9. Считаете ли вы, что пища, которую употребляет ваш ребенок, разнообразна и полезна для здоровья?
Приложение №3
[/h4]
Родительское собрание по теме: «Здоровое питание — залог здоровья»
Цель: совершенствовать у родителей понимания важности и значения правильного питания для здоровья ребёнка и их собственного здоровья углубить знания родителей об особенностях питания; развивать коммуникативные навыки участников, умение высказывать своё мнение, анализировать его.
Ход собрания
Воспитатель (В.). Уважаемые родители! Хочу начать нашу встречу с мудрых слов известного философа А. Шопенгауэра: «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».
Самое ценное у человека — это жизнь, самое ценное в жизни — это здоровье. Сегодня мы поговорим о том, что вредит здоровью, какие вредные факторы окружающей среды влияют на наше здоровье, и как научиться их избегать.
Уважаемые родители, запишите, пожалуйста, на листочках то, что, по-вашему мнению, вредит здоровью.
(Родители в течение 2 минут записывают своё мнение и озвучивают его.)
Воспитатель фиксирует ответы на листе ватмана: стрессы, табакокурение, алкоголь, неправильное питание и т. д.
В. Я хочу предложить вам поговорить о том, как правильно питаться. (информация воспитателя)
Воспитатель предлагает родителям поиграть в игру «Магазин».
Двое родителей отправляются в «магазин» за продуктами питания (названия продуктов написаны на карточках: кефир, яблоки, конфеты, сахар, сок, лимон, морская капуста, молоко, творог, мясо, рыба, шоколад, помидоры, грибы, черника, земляника).
В. Вы должны выбрать продукты, которые вам нравятся, затем пояснить свой выбор и значение употребления этих продуктов. (Ответы родителей.)
В. Уважаемые мамы и папы! Я предлагаю вам поиграть в игру «Продолжи предложение». Вам следует указать продукты, которые полезные для здоровья вашего ребёнка и почему вы так считаете:
Продукты леса: грибы, ягоды…
Овощи: капуста, огурцы, боб, фасоль, щавель…
Плодовые культуры: красная смородина…
Мясо: говядина, свинина…
Чипсы, кериежки, Чупа-Чупсы…
Сладости: мороженое, пирожное…
Ит. д.
В. А сейчас ответьте на мои вопросы.
Вопросы:
1. Назовите составляющие завтрака, обеда, ужина.
2. Как научить ребёнка любить полезные блюда?
3. Почему салат необходимо съесть в начале обеда?
4. Каким образом раскладываются столовые приборы во время сервировки стола для обеда?
5. Что должны знать и уметь ваш ребёнок? И т. д.
В. Мы дарим вам эти брошюрки, и пусть они помогут организовать здоровое питание в вашей семье. А сейчас я предлагаю каждой семье обменяться опытом по приготовлению вкусных и полезных блюд.
Родители обмениваются рецептами блюд.
В. Вот и подошла наша встреча к концу. Постарайтесь делать реальные шаги в правильной организации питания вас и ваших детей, чтобы сохранить здоровье.