Любовь Абрамова
Проект «Хлеб всему голова!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" –
В поле, в доме, в державе!
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный: (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы)
По количеству участников: групповой
Публикация «Проект „Хлеб всему голова!“» размещена в разделах
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель Абрамова Л. Г. родители. В работе над проектом осуществлялось взаимодействие с музыкальным руководителем
Сроки и этапы реализации
По времени: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: одна неделя сентябрь-октябрь
Актуальность
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе
Задачи проекта:
Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;
Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
Продолжить знакомить с картинами известных художников;
Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;
Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями.
Прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов:
Рисунок «Колосья»;
Аппликация «На мельницу»;
Лепка из соленого теста;
Конструирование из конструктора «Мельница»;
Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе;
Праздничный концерт ‘Откуда берется хлеб?’
Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» и чаепитие.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Основная часть
1 этап. Организационно-подготовительный (сентябрь)
2 этап. Внедренческий. Реализация проекта (октябрь)
3 этап. Обобщающий (октябрь)
На подготовительном этапе мы подобрали художественно-иллюстративный материал. К сбору материала мы подключили детей и их родителей. Далее, мы разработали конспекты занятий и бесед
Разработка проекта:
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• эксперимент
• анализ.
Интегрируемые области:
• коммуникация;
• чтение художественной литературы;
• художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);
• познание;
• социализация.
Коммуникативная:
Беседы:
«Как хлеб на стол пришел»;
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб дома»;
«Берегите хлеб».
Проговаривание скороговорок о хлебе
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
Хорош пирожок - внутри творожок
Саша любит сушки, Соня - ватрушки
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Чтение художественной литературы о хлебе.
Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:
Будет хлеб, будет и обед
Будет хлеб, будет и обед
Пот на спине, так и хлеб на столе
Без соли невкусно, а без хлеба несытно
Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
Покуда есть хлеб, да вода- все не беда
Без хлеба всё приестся
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
Без хлеба и мёдом сыт не будешь
Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы о хлебе:
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):
1. Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.
2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.
3. Составление узоров и рисунков из круп.
Познание
Наблюдения и рассматривание альбомов;
- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
- репродукций картин русских художников на заданную тему;
- просмотр диафильма «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.
Социализация
Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».
Дидактические игры:
«Что из какой муки испекли»;
«Что сначала, что потом»;
«А какой он, хлеб»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Назови профессию».
Исследовательская деятельность
Опытно – экспериментальная деятельность:
- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
- Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
- Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).
Взаимодействие с родителями
1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».
3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».
4. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».
III этап - Заключительный: викторина «Хлеб – всему голова!»-совместное мероприятие родителей и детей, чаепитие с хлебобулочными изделиями, сделанными руками детей и родителей.
Результаты проекта. Таким образом, проведнная нами работа,помогла обогащению и расширению представлений детей о хлебе. Дети узнали последовательность выращивания и уборки хлеба, познакомились с профессиями людей, занимающимися посадкой, уборкой, выпеканием хлеба. В их словаре появились такие новые слова, как: «Пахарь», «Мельник», «Комбайн», «Комбайнр», «Серп», «Плуг», «Коса» и другие.
Наши ребята познакомились и самостоятельно разучивали пословицы и поговорки, стихи о хлебе, которые с удовольствием рассказывали сверстникам и родителям.
Поделки, сделанные совместно с родителями помогли творчески проявить себя. Заключительная Викторина «Хлеб – всему голова!» закрепила, полученные знания.
Дети осознали, что хлеб проходит длинный путь, прежде чем придти на наш стол. Они стали бережнее относится к хлебу.