Наталья Маркова
Проект «Гостья Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ д/с №1 «Улыбка»
Проект «Гостья Масленица»
Актуальность: Стали забываться и уходят на второй план исконно русские праздники и обычаи. Каждый человек обязан знать свои истоки, обычаи и традиции своего народа. Россия как ни одна другая страна богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Празднование Масленицы способствует популяризации нашей национальной культуры. Воспитывает у дошкольников историческую и народную память, развивает чувство национального самосознания.
Публикация «Проект „Гостья Масленица“» размещена в разделах
Проблема:
Навязывание традиций и обычаев зарубежных стран. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым мешаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества
1. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
2. Отсутствие интереса у дошкольников к изучению культурных традиций своего народа. Цель: формирование патриотической культуры у дошкольников в процессе изучения культуры и традиций русского народа при подготовке и проведения праздника «Масленица».
Задачи:
• Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
• Обогащать духовный мир детей.
• Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Автор проекта: старший воспитатель Маркова Н. В.
Тип проекта: творческий, групповой.
Сроки проведения: одна неделя 07-11 марта 2016 год.
Участники проекта: воспитанники 2-ых младших, средних, старших и подготовительных групп, педагоги, музыкальные руководители, родители.
Основная образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предполагаемый результат: Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса детей к родной истории.
Этапы Задачи Содержание Группы Ответственные
Подготовительный Постановка проблемы «А что такое масленица?», «Что она обозначает?»
Подготовка материала об истории праздника, подобрать детскую и познавательную литературу, подбор хороводных и подвижных игр, картины, иллюстрации, фото и видеоматериал, музыкальный материал; информации в родительский уголок о народном празднике «Масленица», подготовка блинного уголка с рецептами блинов, совместно с родителями изготовление элементов костюмов. Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры
Средние, старшие подготовительные группы Старший воспитатель,
воспитатели, специалисты, музыкальные руководители
Организационный Познакомить с историей возникновения праздника, народными традициями Закрепить представления детей о весне, признаках весны
познакомить детей с народны-ми хороводными и подвижными играми праздника Масленица
Познакомить детей с обрядовой кухней. Дегустация блинов
Знакомство детей с русскими народными играми – забавами, народными поверьями. Дать представление о русской тройке
Знакомство детей с народными традициями, русским фольклором.
Первый день «Встреча»
Беседы с детьми, о празднике Масленица на Руси и в наше время, дидактические игры- «Широкая Масленица», «Сложи картинку» и др.
Просмотр иллюстраций, презентаций:
«Как праздновали Масленицу в старину» «Календарь Масленицы»
Второй день «Заигрыш»
Беседы о русских хороводных играх, рассматривание иллюстраций о проведении игр в старину.
Проведение на прогулках
народных подвижных игр: «Карусель», «Гори-гори ясно», «Ручеек», «Жмурки», «Горелки», «Золотые ворота», «Перезвон», «Ворон», «Как у дяди Якова», «Пугало» «Дрёма», «Стадо» и др.
Третий день «Лакомка»
Беседы о проведении дня лакомки, «Любим мы блины» и др. Рассматривание иллюстраций «Деревенская посуда».
Проведение сюжетно-ролевых игр «Этикет гостеприимства», «Семья»
Организация кафе «Блинчик».
Четвёртый день «Разгуляй»
Самый весёлый день.
Беседа “Вот мчится тройка удалая”
Рассматривание репродукции картин, Б. М. Кустодиев «Масленица», Соловьев «Тройка»;
чтение стихотворений рассказов о русской тройке.
Проведение игр-забав:
«Тачка», «Три ночи», «Русская метла», притягивание каната, бег в мешках «петушиный бой», катание с горки и др.
продуктивная деятельность: коллективное изготовление тряпичной куклы – «Масленки», кукол – оберегов
составление коллажа «Весёлый праздник Масленица»
Пятый день – «Проводы Масленицы» Рассматривание игрушек народных мастеров раскрашивание русской матрешки;
чтение русского фольклора, стихотворений о масленице;
беседы о традициях и обрядах праздника, просмотр презентации о празднике. Мастер класс от родителей «Печем блины на масленицу»
Средние, старшие подготовительные группы
Старший воспитатель, воспитатели, специалисты,инструктор по физической культуре
Формирующий формировать устойчивый интерес к культуре русского народа, семейным обычаям и традициям
знание детьми устного народного творчества, песен, стихов, закличек, игр.
Разучивание закличек: «Весна-весна красная»; «А мы Масленицу дожидались» и др
разучивание русских народных песен, «Едет Масленица», «Блины», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода»,. «масленичных» частушек;
русских народных игр: «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Как у дяди Якова»; «Пугало»; «Веселый бубен»;
слушание пьесы
П. Чайковского «Февраль. Масленица»
Средние, старшие подготовительные группы
Старший воспитатель,
воспитатели, специалисты, музыкальные руководители
Итоговый Реализация проекта помогла развить у воспитанников кругозор, эстетическую восприимчивость узнать о традициях, методах проведения праздника через непосредственное участие в нём,
обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. Проведение итогового развлечения «Гостья Масленица»
Создание альбома иллюстраций «Русский народный праздник»
Картотеки: стихов о празднике и весне, народных подвижных игр-забав.
Составление тематических коллекций - «Кукла своими руками» (тряпичные и другие)
Средние, старшие подготовительные группы
Старший воспитатель,
воспитатели, специалисты, музыкальные руководители