оксана магомедова
Проект «Приобщение детей к народной культуре посредством игр и хороводов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение детей к народной культуре через игры и хороводы»
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомить с произведениями национальных поэтов.
Обогащение словаря: коренные жители, малица, ягушка, нарты, каюр, юрта, чум.
Публикация «Проект „Приобщение детей к народной культуре посредством игр и хороводов“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные игры
- Хороводные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Предварительная работа: знакомство с праздниками народов Севера : "Медвежий праздник", "Вороний день", "Праздник оленевода". Знакомство с национальной п/и "Хейро". Рассматривание иллюстраций с национальной одеждой.
Содержание
1. Актуальность темы.
2. Цель, задачи работы по приобщению детей к культуре Севера.
2. Основная часть
1. Методы и этапы построения работы.
2. Беседы.
3. Дидактические игры.
4. Народные игры и хороводы.
Заключение
Актуальность темы
Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из наиболее сложных задач нравственного воспитания.
Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае, с другой.
Очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
В старшей группе на основе анализа индивидуальных бесед с детьми я сделала вывод: у большинства детей не сформированы знания о нашем северном крае, о коренных жителях Югры, их традициях, обычаях.
Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Народные игры
Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Ушинский К. Д. писал: «Обратите внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать у них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача педагогики».
Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.
Далее использовала игры на воспитание чувства коллективизма, такие как «Невод» – бег парами, «Сокол и лиса» – бег, действие по сигналу, «Волк и жеребята» – бег и ловкость, «Ловкий оленевод» – меткость, глазомер, «Полярная сова и овражки» – реакция и выносливость.
В подготовительной группе, учитывая то, что дети стали старше, движения детей более точными, а так же значительно увеличились волевые усилия при выполнении заданий, я предлагаю игры – состязания, среди которых особое место занимает «хапсагай» (борьба на ловкость, «куобах» (прыжки на двух ногах, «кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге, перетягивание палки, прыжки через нарты, бег на разные дистанции, «Соколиный бой», «Бой быков», «Отара». Эти игры развивают в мальчиках силу, ловкость, глазомер, расчетливость, волю и лучшие черты характера. Народные игры влияют не только на физическое развитие детей, но и нравственно их воспитывают.
Цель: Формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов Севера;
Задачи:
1. приобщать детей к духовной культуре народов Севера;
2. систематизировать сведения о труде коренных жителей Севера;
3. формировать уважение к традициям и обычаям;
4. знакомить с устным народным творчеством;
5. воспитывать любовь к родному северному краю.
Подготовительный этап
1. Изучение этнографическую, научно-художественную литературу;
2. Подбор художественной литературы, иллюстраций, дидактического материала для игр и занятий.
Реализация проекта
1. Образовательные области:
Коммуникация. «Культура коренного народа - ненцев», «Дружба народов».
Познание ФЦКМ «Жители Ямала»
2. Совместная деятельность.
Чтение художественной литература :
Храбрый Яндо и его сестра Тэюне» И. Истомина
Аппликация «Флаг города»
Рисование : По мокрому «Северное сияние»
Познание конструирование коллективная работа. (Макет тундры из природного материала) «Осенняя тундра»
Познание конструирование из строительного материала: «Стойбище оленивода»
Беседы: «Ненец и тундра – брат и сестра».
Традиции и обычаи лесных и тундровых ненцев.
Рассматривание иллюстраций: «Живой север», «Быт народа севера», «Ямал наш край» рассматривание фотографий : «Одежды народов Севера», «Северный олень», «Декоративно-прикладное искусство», «Символы округа», «праздники хантов и ненцев».
3. Совместная деятельность с педагогами; социумом, сотрудничество ЦНК, школой интернат
Инструктор ФИЗО: Знакомство с народными играми ненцев, хантов, манси, селькупов.
Национальные виды спорта.
Проведение соревнований, эстафет, игр, забав Знакомство с национальными спортивными играми (метание тынзана на хорей, прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках, фотовыставка
«Есть щедрость без границ».
Музыкальное руководитель: Северные мотивы (песни, колыбельные).
Прослушивание ненецких песен (аудиозапись).
Разучивание национальных танцев.
Проведение праздника с приглашением сотрудников ЦНК (национальный праздник).
Знакомство с народными инструментами.
Внесение в сценарий утренников национальных компонентов (игры, танцы, песни).
ИЗО: Знакомство с народно – прикладным искусством ненецкого, хантыйского народов (виды орнаментов, рисование узоров)
Участие в конкурсе «Все краски Ямала».
Совместная работа с родителями :Практическая помощь в оформлении национального уголка.
Работа в по изготовлению народных атрибутов.
Со мной на занятие дети рассмотрели
Совместная деятельность детей :
Чтение художественной литературы. Знакомство с национальными поэтами, писателями: Л. Лапцуя, Н. Дудникова, А. Ругина.
Книга «Северные льдинки» Л. В. Федоровой (ненецкие сказки).
Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок.
- Ненецкая сказка: «Кукушка».
-«Мышонок и олененок»
-«Черный и белый».
- Ю. Коваль «Морошка»
- Дмитрий Тиме «Кукушка»
-«Жил мальчик»
-«Олешек и мышка»
Игровая деятельность
Подвижные игры: «Солнце» (Хейро, «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман», «У оленя дом большой», «Важенка и оленята», «Перетяни палку».
Дидактические игры: «Животные тундры», «Что растет в тундре?», «Собери картинку».
Сюжетно ролевая игра: «Чум».
Просмотр презентаций: «Наш край Ямал», «Быт народов севера», «Традиции и обряды ненцев».
Опытно – экспериментальная деятельность: Сравнение натуральной оленьи шкуры от искусственного меха.
4. Самостоятельная деятельность детей.
Рассматривание иллюстрации Макет чума. Нарты с оленьими упряжками (игрушки).
Куклы в национальной одежде (мальчик и девочка).
Люлька из бересты, «Живой север», «Быт народа севера», «Ямал наш край» рассматривание фотографий : «Одежды народов Севера», «Северный олень», «Декоративно-прикладное искусство», «Символы округа», «праздники хантов и ненцев». «Северная кладовая» (лес, «Северные витамины» (ягоды, дикоросы, «Живое серебро» (рыбные запасы, «В гостях у хозяюшки Антальты» (польза даров леса и рек).
Итоговое мероприятие : «Путешествие по родному краю»
Ход занятия:
Звучит музыка народов Севера. Дети заходят в зал.
Воспитатель: Ребята я хочу вас пригласить в путешествие. Вы любите необычные путешествия?
Ответы детей : Да!
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно (Звучит мелодия народов севера)
Воспитатель: Интонации, какого народа мы слышим в этом музыкальном произведении?
Ответы детей : Народов Севера.
Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами услышали музыку народов севера. Скажите какой характер мелодии этого произведения?
Ответы детей : Произведение звучит тихо, напевно в спокойном темпе.
Воспитатель: Я приглашаю вас в путешествие по Ямалу. Вы, знаете, что слово «Ямал» означает «Край земли». Но несмотря на суровость, холодный климат нашего края, нам очень дорог.
Суров мой Север лишь на первый взгляд!
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою.
Заключение
Проект завершила и считаю, что цели достигнуты благодаря всем методам и приемам которые использовала на протяжении всей недели. Планирую на следующий учебный год продолжить эту работу по воспитанию патриотических чувств детей на примере любви к родному краю.
Таким образом, я сделала вывод о том, что приобщение детей к национальной культуре народов Севера познакомились с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, с народными играми имели возможность прикоснуться к национальным истокам, расширили свои познания о жизни народов Севера. У детей развиты творческие способности, творческое воображение
Практика показала, что играя, дети учатся с удовольствием. Игры, дают им шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости, сделать что-то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе со всеми.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Проводилась опытно –экспериментальная деятельность. Сравнение Натурального меха с искусственным.
Методы и приемы: Показ картины и иллюстрации, беседы рассказы, чтение художественной литературы