Cалтанат Ивакина
Проект «Формирование межличностных отношений старших дошкольников с проблемами общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Формирование межличностных отношений старших дошкольников с проблемами общения»
Автор проекта:
Педагог-психолог Ивакина Салтанат Тлювбаевна
р. п. Краснозерское
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание….2
2. Краткое аннотация содержания проекта …. 3
3. Пояснительная записка….…. 4
4. Актуальность…. 5
5. Ожидаемые результаты проекта…. 7
6. Этапы реализации проекта…. 7
7. Оценка результата проекта…10
8. Заключение и выводы…. 10
9. Приложение…https://cloud.mail.ru/public/2yWt/GzDoPYq6G
Краткая аннотация содержания проекта
Проект реализуется в течении года через систему занятий, рассчитанных на учебный год (32 занятия,направленных на формирование межличностных отношений старших дошкольников с проблемами общения. Он включает в себя методики О. Е. Смирновой и В. М. Холмогоровой «Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция». При планировании занятий используется их оригинальная система игр.
Занятия с подгруппой детей (7-8 человек) проводятся 1 раз в неделю, продолжительность составляет 20-30 минут. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Разработанные конспекты занятий можно дополнять и менять местами в зависимости от проблем и успехов детей. В начале и конце занятий используются ритуальные игры, упражнения для сплочения группы. Многие занятия завершаются созданием детьми общего рисунка как итог работы, который объединяет эмоции, впечатления, знания и умения, полученные ребятами.
Осуществление развивающей работы невозможно без координации деятельности педагога-психолога с педагогами ДОУ и родителями воспитанников, которое осуществляется на протяжении года в виде серии бесед и консультаций подгрупповых и индивидуальных, тренингов, практикумов, родительского клуба «Секреты семейного счастья», клубных часов.
Проект реализуется под руководством педагога-психолога, в нем могут принимать участие воспитатели, музыкальный руководитель имеющие соответствующую квалификацию, и не требующие специального дополнительного обучения.
Для воспитателей и специалистов составлен план работы по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста. Согласно плану проводится анкетирование и выявляется уровень их заинтересованности проблемой формирования межличностных отношений старших дошкольников.
Психологическое просвещение и профилактика осуществляется на педагогических советах, методических часах. Для педагогов проводится серия бесед и консультаций подгрупповых и индивидуальных, организуются тренинги, практикумы.
Проводятся мастер-классы по организации игр с дошкольниками, презентации игрового взаимодействия с воспитанниками.
В начале каждого учебного года (сентябрь-октябрь) проводится диагностика межличностных отношений старших дошкольников по методикам Смирнова Е. О., Холмогоровой В. М с дополнениями ее методиками других авторов.
Пояснительная записка
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелой личности. Необходимость разработки аспектов формирования основ социального поведения детей дошкольного возраста и содействие социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, межличностных отношений дошкольников.
Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики и психологии единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка, должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, формирует основы социального поведения ребенка. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.
Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Усова А. П., Жуковская Р. И., Менджерицкая Д. В., Флерина Е. А., Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. и многие другие.
Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые общественные тенденции и проявляют живой интерес к современным образовательным программам и технологиям. Однако эти направления развития ребенка все еще относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования. В том числе совсем немного публикаций и практических работ по исследованию влияния игры на формирование основ социального поведения и развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Это определяет актуальность и новизну моего проекта. Игры на межличностное общение актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях, умению общаться, решать конфликты. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а так же в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.
Мой проект направлен на привлечение внимания педагогов и родителей к вопросу социального развития детей, межличностным отношениям в коллективе сверстников, возникновению у воспитанников интереса к самому себе и окружающим их людям. Участие в проекте убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение и игру является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они должны стать полноправными его участниками.
Актуальность проекта
В нашем детском саду с 2019 г. я как педагог-психолог уделяла внимание работе с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами в поведении и эмоциональной сфере. По результатам наблюдения за детьми в группах и диагностики стало ясно, что формирование у детей способов бесконфликтного общения является очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе наблюдений за дошкольниками я отметила их неумение понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера. Кроме этого я поняла, что не все педагоги групп знакомы на достаточном уровне с теоретическими и практическими основами социально-эмоционального развития детей; родители не всегда могут помочь своему ребенку благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации, преодолеть страхи, тревожность, агрессию и т. д.
Именно поэтому я решила обратиться к данной теме: «Формирование межличностных отношений старших дошкольников с проблемами общения».
Гипотеза.
Я считаю, что знание и активное использование детьми игр на формирование межличностного общения приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой дети приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию их личности и подготовки к дальнейшей жизни; педагоги и родители приобретут необходимые навыки общения с детьми старшего дошкольного возраста, повысят свой уровень психологических знаний и научатся понимать «маленьких людей».
«Счастье - это когда тебя понимают, любят и принимают таким как ты есть», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.
Цель проекта: создание психолого-педагогических условий в ДОУ для формирования межличностных отношений старших дошкольников с проблемами общения
Задачи проекта:
1. Изучать личностные особенности старших дошкольников и динамику их развития в ходе реализации проекта.
2. Совершенствовать коррекционно-развивающую работу со старшими дошкольниками с проблемами межличностных отношений.
3. Способствовать охране и укреплению здоровья воспитанников, сохранению уникальности и самоценности дошкольного детства.
4. Развивать личность каждого ребенка: коммуникативные, познавательные способности, социальные навыки.
5. Развивать игровую активность и обогащать игровой опыт детей.
4. Повышать уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
5. Вовлекать родителей в образовательный процесс.
6. Обобщить результаты, определить перспективы дальнейшей работы над проблемой.
Участники проекта: дети подготовительных и старших групп, педагог-психолог, педагоги, старший воспитатель, родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2023г. - май 2024 уч. г.
Ожидаемые результаты проекта.
• Повышение социального статуса дошкольников в коллективе сверстников;
• Формирование адекватной самооценки;
• Повышение уровня поведенческой активности;
• Повышение социального интеллекта воспитанников;
• Увеличение количества воспитанников с эмотивным восприятием.
Прогнозируемый результат:
У дошкольников формируется:
1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.
2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности, гибкость поведения, способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, умение управлять своими эмоциями.
3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:
• видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
• согласовывать своё поведение с поведением других детей;
• видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
• помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
• свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере
У педагогов повышается:
- уровень профессиональной компетентности по социально-личностному развитию воспитанников, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов игровой деятельности для формирования межличностных отношений старших дошкольников.
У родителей повышается:
- образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).
Этапы реализации проекта.
Этапы Содержание деятельности Сроки Ответственные
I этап
Организационный 1. Изучение методической литературы.
2. Подготовка диагностического инструментария; определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию детей.
Анкетирование родителей. Сентябрь
Педагог-психолог ст. воспитатель
3. Совместные с родителями мероприятия по благоустройству групп и участков в ДОУ: создание цветников, конструирование снежных горок, беговых дорожек и спортивных зон, и др.
4. Составление перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения. (Приложение№1).
5. Подборка игр на коррекцию поведения и эмоций в соответствии с возрастом детей.
6. Создание развивающей среды в музыкальном зале (изготовление атрибутов для игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (создание альбома «Я и мое имя» (Приложение №2).
7. Игровые задания для домашнего общения.
Использование данного вида деятельности позволит вычленить наиболее «наболевшие» вопросы, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития.
8. Консультация родителей по теме: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?», «Самооценка ребенка» (Приложение №3).
9. Консультации педагогов по теме «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста».
10. Мини-парктикум для педагогов «Развитие коммуникативной инициативы детей
через игровую деятельность». (Приложение №4)
11. Организация и проведение тренингов с педагогами на тему «Как аукнется, так и откликнется» (Приложение №5) Октябрь-
декабрь
январь
Февраль-март
Март
Апрель
Заведующий
Родительский комитет групп
Педагог-психолог
Воспитатели
Музыкальный руководитель, Педагог-
психолог
Педагог-психолог ст. воспитатель
Педагог-психолог
II этап
Практический 1. Организация работы по социально-личностному развитию детей в соответствии с перспективными и календарными планами работы педагогов в группах.
2. Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных игр, игровых упражнений, этюдов, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др.
3. Обучение детей организации игр и игровых упражнений в свободной деятельности.
4. Организация и проведение развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения.
5. Коррекционная индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по преодолению проблем поведения и эмоциональной сферы: гиперактивность, тревожность, страхи, агрессия и др.
6. Проведение тренингов с родителями к участию в детских праздниках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие). Детско-родительский тренинг
«Семейные радости» (Приложение №6)
7. Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка.
8. Организация и проведение развлечений «Дружные ребята», «Наши чувства» (Приложение №7).
Октябрь
В течение года
Ноябрь
В течение года
Октябрь-
май
ФевральВ течение года
Ноябрь. -февраль
Март-апрель Педагог-психолог ст. воспитатель
Воспитатели Психолог
Воспитатели, Психолог
Воспитатели,
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог
ст. воспитатель
специалисты
Педагог-психолог
III этап.
Заключитель
ный 1. Обобщение опыта работы по теме: «Игровая коррекция поведения и эмоций дошкольников» - итоговое занятие «Чувство внутри нас» (Приложение № 8).
2. Создание в группах уголки уединения для дошкольников, дидактический материал, картотек. (Приложение №9)
3. Создание в группах альбомов «Я и мое имя», «Люби и знай родной свой край» и т. д.
4. Повторная диагностика состояния работы по социально-личностному развитию детей.
Анкетирование родителей.
Март
Январь
Март
Апрель
.
Май Педагог-психолог
Воспитатели Психолог
Воспитатели
Педагог-психолог
Продукты реализации проекта:
1. Разработка тематических бесед и консультаций по теме «Коммуникативные игры с детьми и взрослыми»;
2. Составление картотеки коммуникативных игр.
3. Оформление альбома «Я и мое имя».
4. Создание в группах уголки уединения.
5. Итоговое занятие «Чувство внутри нас»
Оценка результатов проекта
По окончании работы над проектом педагог-психолог, педагоги групп повысили профессиональную компетентность в вопросах социально-личностного развития детей дошкольного возраста; все участники проекта стали активно использовать составленную мной систему игр по коррекции поведения и эмоций дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста овладели на достаточно высоком уровне навыками бесконфликтных форм общения, т. е. конфликтов в группе между детьми стало меньше, поведение воспитанников стало более гибким и эмоционально отзывчивым.
Заключение и выводы
Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми игры на формирование межличностных отношений старших дошкольников вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. По моим наблюдениям детям было интересно участвовать в проекте, им это понравилось и было необходимо, а значит моя работа не прошла даром. Мы вместе с педагогами, детьми, родителями попытались с помощью увлекательных игр помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений и стать эмоционально отзывчивее и добрее.
В результате изучения информационных источников, литературы было собрано много интересного и познавательного материала, который был переработан специально для детей старшего дошкольного возраста.
Итак, работа по социально-личностному развитию в нашем ДОУ и в частности реализация проекта, направленного на формирование межличностных отношений старших дошкольников с проблемами общения в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности.