Овчаренко Людмила
Проект «Формирование мелкой моторики и координации движений пальцев рук посредством пальчиковой гимнастики для развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
повысить уровень речевой компетентности детей, совершенствую мелкую моторику средствами дидактических игр и упражнений.
Задачи
• Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки с речевым сопровождением;
• Учить правильно держать карандаш, кисть, фломастер; умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений;
• Развивать зрительно – двигательную координацию;
• Формировать умения выполнять задания с мелкими предметами;
Публикация «Проект „Формирование мелкой моторики и координации движений пальцев рук посредством пальчиковой гимнастики для развития речи“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
• Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с тематическим планированием;
• Проводить работу по развитию памяти, мышления, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия;
• Работать над ориентировкой на листе бумаги;
• Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Срок реализации проекта : 1 год
Участники:
воспитанники группы;
педагог;
родители воспитанников
Принципы
• Систематичность и взаимосвязь с тематическим планированием;
• Тесная взаимосвязь развития речи познавательных процессов и моторики;
• Постепенность перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению;
• Дифференцированный подход;
• Индивидуальный подход.
Условия
• Эмоционально положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;
• Индивидуальная и подгрупповая форма проведения занятий;
• Педагогическая поддержка по выявлению индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
• Установка на успешность.
Методы и приёмы
• Игры;
• Наглядно и словесные методы;
• Наблюдения;
• Беседы
Виды деятельности реализации проекта
• Игровая;
• Речевая;
• Художественная литература;
• Продуктивная;
• Познавательно-исследовательская
Пояснительная записка.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают не только специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Движения пальцев рук тесно связаны с речью и это известно с давних времён в народе. Играя с маленькими ещё не говорящими детьми старые люди сопровождали слова песен, потешек, играя движениями пальцев ребёнка. От сюда и появились всем известные «Ладушки», «Сорока-белобока» и др. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям особое значение, так как они несут в речевой центр, в его двигательную часть дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь. На протяжении всего раннего детства четко выстукает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей в будущем интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Дети с плохо развитой моторикой неловко держат карандаш, ложку, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми занятий по лепке и аппликации, не успевают за ребятами в группе. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку.
Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребёнка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, заучивать новые стихи, а также просто увлекательный способ провести время с пользой. С помощью игр модно организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребёнка. Построить увлекательные занятия. В ходе игры с пальчиками расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире, о мире животных и растений. Пальчиковые игры помогают освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать память, воображение и речь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения; помогает избавится от монотонности речи, нормализовать её темп; учить соблюдению речевых пауз. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Подготовительный этап
(август – октябрь 2016г.)
Направление деятельности Сроки
Сбор методической литературы и интернет – ресурсов по данной теме, накопление природного материала для массажа рук
август
Мониторинг детей по образовательной области «Речевое развитие» 1 неделя сентября
Беседа-консультация с родителями детей «Речь на кончиках пальцев» 4 неделя сентября
Сбор и обработка тематического материала для информационного стенда родителей 4 неделя сентября
Создание картотеки «Тематические пальчиковые игры» 2 неделя октября
Основной (практический) этап
(октябрь 2016г. – май 2017г.)
Дата Название Задачи
3.10. - 7.10 «Малыши» Формировать умение передвигать пальчики по поверхности стола, загибать пальцы правой и левой руки в соответствии с текстом потешки
10.10 – 14.10 «Транспорт» Формировать умение поочерёдно сгибать и разгибать пальчики начиная с большого
17.10. – 21.10. «Моя семья» Сгибать и разгибать пальчики в определённой последовательности в соответствии с текстом
24.10. – 28.10 «Игрушки» Соединять каждый пальчик с большим поочерёдна, сжимать и разжимать клочки
31.10 – 3.11. «Матрёшки» На счет разжимать из кулаков по одному пальцу одновременно
7.11 – 11.11. «Котик» Выполнять действия в соответствии с текстом
14.11. – 18.11. «Домашние птицы» Учить поворачивать кисти рук в одну и в другую сторону
21.11. – 25.11. «Белка и ворона» Соединять в щепоть пальцы на каждой руке, подняв указательные пальчики
28.11. – 02.12. «Дерево» Учить шевелить кистями и пальцами, прижимая руки тыльной стороной друг к другу
5.12. – 9.12. «Мороз» Формировать умение передвигать пальчики по поверхности стола, загибать пальцы правой и левой руки в соответствии с текстом потешки
12.12. – 16.12. «Зимние забавы зверей» Изображать движениями рук животных
19.12. – 23.12. «Снеговик» На счет разжимать из кулаков по одному пальцу одновременно
26.12 – 30.12. «Горка» Выполнять действия в соответствии с текстом
9.01. – 13.01. «Сел на ветку снегирёк» Учить шевелить кистями и пальцами, прижимая руки тыльной стороной друг к другу
16.01. – 20.01. «Если хочешь» Проговаривать текст одновременно с движениями рук и ног
23.01. – 27. 01. «Зайка беленький» Попеременно касаться пальцами большого пальца
30.01. – 3.02. «Ёлка» Учить переплетать пальчики и выставлять вперёд
6.02. - 10.02. «Братья лежебоки» Повторять движения поочерёдно начиная с большего и заканчивая мизинцем
13.02. – 17.02. «Пять братцев» Перебирать пальцы начиная с мизинца и в обратном порядке
20.02. – 24.02. «Армия» Сжимать и разжимать кулачки, поглаживать ладонь круговыми движениями
27.02. – 3.03. «Наши мамы» Сгибать и разгибать пальчики в определённой последовательности в соответствии с текстом
6.03. – 10. 03. «Маринка» Указательный и средний пальчик обеих рук «ходит» по столу
13.03. – 17.03. «Оладушки у бабушки» Одновременно переворачивать ладошки на тыльную сторону
20.03. – 24.03. «Антошка» Выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом
27.03. – 31.03. «Федина каша» Сгибать и разгибать пальчики в определённой последовательности в соответствии с текстом
3.04. – 7.04. «Скворечник» Учить шевелить кистями и пальцами, прижимая руки тыльной стороной друг к другу
10.04. – 14.04. «Почки - листочки» Сжимать и разжимать кулачки растопыривая пальчики
17.04. – 21.04. «Ёжик» Делать из рук «замочек», «колючки», вращательные движения кистями рук
24.04. – 28.04. «Веснянка» На счет разжимать из кулаков по одному пальцу одновременно
25.04. – 29.04. «Дедушка Рох» Формировать умение передвигать пальчики по поверхности стола, загибать пальцы правой и левой руки в соответствии с текстом потешки
Заключительный этап
(май 2017г.)
Направление деятельности Сроки
Презентация итогов проекта коллегам детского сада на педагогическом совете конец мая
Представление материала с презентацией на родительском собрании конец мая
Литература:
1. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук», М., ООО «ТЦ Сфера», 2014г.
2. Стефанова Н. Л. «Комплексные занятия с детьми по формированию мелкой моторики и развитию речи», Волгоград, «Уитель», 2014г.
3. Калмыкова Л. Н. «Здравствуй пальчик как живёшь?», Волгоград, «Уитель», 2014г.
4. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Пальчиковая гимнастика», М., АСТ, 2011г.
5. Крупенчук О. И. «Тренируем пальчики – развиваем речь!», СПб, «Литера», 2009г.
6. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М., Эксмо, 2010г.
7. Иванова Л. «Стихи с движениями», М., Речь, 2012г.