Элла Прокопенко
Проект «Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через использование детского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
База внедрения проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Участники : воспитатель, дети младшего дошкольного возраста,родители.
Вид проекта :
по направленности: практико-ориентированный
по продолжительности: долгосрочный, один год (сентябрь2020-май2021)
по количеству участников: коллективный
Интеграция проекта реализуется по следующим направлениям:
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Социально-коммуникативное
Познавательное
Художественно-эстетическое
Речевое
Проблема: Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я наблюдаю, как постепенно, шаг за шагом, они учатся говорить — овладевают умением правильно выговаривать слова, связывать их в словосочетания, предложения и фразы, овладевают способностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Но, к сожалению, большее количество детей в группе еще очень плохо говорят. Для себя я сделала вывод, что со стороны воспитателя требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм : песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др.
Я решила использовать фольклор в организации деятельности с детьми. Это позволит ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей.
Актуальность: Среди многих важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Речь – это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
В младшем дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь. Огромную роль на этом этапе играет обогащение словаря ребенка, который зависит от условий жизни и воспитания. Для овладения речью ребенку нужна речевая активность.
Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. В наши дни произведения устного народного творчества, а это потешки, прибаутки, колыбельные песни, пестушки, заклички, приговорки, дразнилки, молчанки, перевертыши, переклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки и др, в семьях практически не используются. А именно фольклор в речевой деятельности ребенка является залогом успешного усвоения языка на данном возрастном этапе. Чтобы углубить и разнообразить работу по данной теме, я начала искать литературу, которая могла бы помочь составить конкретный план по развитию речи детей. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в младшем дошкольном возрасте. Существуют барьеры возможностей речевого развития, связанные с физиологическим созреванием нервных центров. В возрасте 3-3,5 лет заканчивается в основном анатомическое созревание речевых областей мозга. По данным физиологии, функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. В этом и состоит актуальность опыта.
Цель: создать условия для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством фольклора.
Задачи:
-изучить методическую литературу по данной проблеме;
-применить методы и приемы для формирования коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора;
-организовать предметно-пространственную развивающую среду, стимулирующую на речевую активность;
-способствовать взаимодействию всех участников образовательного процесса для достижения эффективных результатов по теме проекта;
-выявить эффективность использования фольклора на развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста;
Новизна опыта заключается в создании системы практических материалов и заданий для организации занятий, учебных проектов, мастер-классов, праздников, экскурсий, деловых игр, а также работу с родителями, практических методов для формирования у детей представления важности развития речи, как составной части здорового образа жизни.
Предполагаемый результат:
Для воспитанников-
-эффективное развитие коммуникативных навыков посредством использования детского фольклора;
Для воспитателя-
-повышения качества работы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста;
Для родителей-
-эффективное сотрудничество всех участников образовательного процесса;
План реализации проекта
1этап
Организационный
август 2020
-Определение цели и задач проекта
-Изучение методической литературы по данной проблеме
сентябрь
2020
-Проектирование, дополнение рабочей программы младшей группы
Сентябрь
2020 -Организация предметно-пространственной развивающей среды
2этап
Основной, практический,
сентябрь
2020-май2021 г. г Сентябрь 2020
ОД с воспитанниками
«В гости к потешкам»
Цель:
-способствовать развитию умения слушать новые потешки
-совершенствовать речевую активность, слуховое и зрительное восприятие.
-вызвать эмоциональную отзывчивость на произведение устного народного творчества, чувство сопереживания, желание помочь, воспитывать чувство удовлетворения от осмысленных действий.
"Едем в гости к бабушке, на вкусные оладушки"
Цель:
-продолжать знакомить детей с фольклором.
-обогащать словарный запас детей.
- развивать навыки четкого, внятного произношения слов с помощью потешек, песен.
- воспитывать любовь к русскому фольклору, дружеские взаимоотношения между детьми.
Работа с родителями
Анкетирование родителей «Использование фольклора в семейном воспитании»
Оформление папки-передвижки «Потешки для плачущего ребенка».
Октябрь2020
ОД с воспитанниками
«Мы ходили в огород»
Цель: -уточнить представления детей об овощах,
-обогатить их словарный запас за счет слов: "овощи", "огород", "грядки", "твердая", "круглая", "продолговатая";
-учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке; -способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.
«Семья петушка»
Цель:
-закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный хвост с ярким оперением, курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой);
учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним;
-развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином.
Работа с родителями
Помощь в организации праздника осени -изготовление атрибутов к театрализации
Оформление папки-передвижки «Потешки во время еды».
Ноябрь2020
ОД с воспитанниками
«Ходит сон близ окон»
Цель:
-познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями;
-учить петь колыбельные тихо, ласково; развивать память, активную речь детей.
«Заюшкина избушка»
Цель:
-напомнить детям содержание сказки;
-учить выразительно инсценировать сказку;
-познакомить детей с русской народной игрой "Зайки".
Работа с родителями
Изготовление ипополнение центра театрализации атрибутами к сказке «Заюшкина избушка»
Консультации для родителей «Баю-баюшки-баю…» (Как укладывать ребенка спать).
Виды деятельности с применением детского фольклора :
-беседа
НОД
-театрализованная деятельность
-ОД в режимных моментах
-игровая деятельность
Методы и приемы, используемые в реализации проекта :
-наглядные- показ, рассматривание, прослушивание аудиозаписи, презентация, наблюдение,
-словесные- художественное слово, загадки, рассказы детей и воспитателя, чтение, беседа, вопросы, пояснения,
-практические -игровые задания, элементы драматизации, игровые упражнения, рассматривание, игры-драматизации, изобразительная деятельность;
Основные формы реализации проекта :
-беседы, рассматривание
-театрализация, инсценировки
-чтение, рассказывание
-наблюдения
-подвижные, пальчиковые, дидактические игры
-художественное творчество
Формы взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта :
-родительские собрания
-совместные праздничные мероприятия, досуги
-день открытых дверей
-наглядные формы работы (консультации,буклеты, тематические газеты, папки-передвижки)
- семинары -практикумы по совместному изготовлению атрибутов и костюмов к праздничным мероприятиям
Данная проектная деятельность,на сегодняшнее время, находится в процессе реализации.
Литература по обеспечению проектной деятельности :
-Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991 .-№9.-С. 16-22.
-Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976.-127с.
Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре // Дошк. вое питание. -1986.-№9.-С. 23-26.
-Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М. : Просвещение, 1987. - 239с.