Евгения Пономарева
Проект для детей 5–6 лет «Физика вокруг нас»
▼ Скачать +Заказ
Цель проекта : создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 5-6 лет, как основы интеллектуально-личностного творческого развития.
Задачи проекта :
1. Учить детей мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы.
2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
3. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.);
Публикация «Проект для детей 5–6 лет „Физика вокруг нас“» размещена в разделах
4. Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество)
5. Развивать у ребенка познавательный интерес и исследовательскую деятельность
6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Актуальность:
Мир вокруг нас разнообразен и удивителен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Актуальным методом познавательного развития дошкольников является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия для реализации поисковой активности дошкольника, которая выражается в потребности исследования окружающего мира.
Проблема:
Современные дети живут в эпоху информатики, компьютеризации и роботостроении и поэтому в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что дошкольники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний. Данные, полученные учёными, говорят о наличии развитых представлений о физических явлениях у детей.
Предполагаемый результат:
-приобретение новых знаний детьми об окружающем мире;
-формирование у детей знания о физических явлениях;
-проведение экспериментов, соблюдение правил безопасности во время проведения экспериментальной деятельности;
-интерес и активное участие в проектной деятельности;
-активное участие родителей в реализации проекта;
-развитие речи, словарного запаса.
Проект проводился по трем направлениям: «Звук», «Магнетизм», «Радуга».
Направление «Звук» :
Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные. Звук – это упругие волны. Нужно разобраться в причинах их возникновения. Одна пословица гласит: «Покажи– и я забуду, расскажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашей группы. Эксперимент – очень интересный и увлекательный процесс, как для детей, так и для взрослых.
Предполагаемые результаты:
- появление интереса к экспериментальной деятельности;
- возникновение желания к самостоятельной исследовательской деятельности в познании мира звуков;
- проявление творческого самовыражения;
- умение логически мыслить и делать выводы;
Ожидаемый результат: обогащение представлений детей о звуках окружающего мира, о их возникновении.
Этапы проекта
Подготовительный:
-сбор и анализ информации о потребностях и способностях детей;
-подбор методов и приемов исследования личностных изменений детей;
-информирование родителей о реализации данного проекта;
-подборка методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;
-оформление информационно-читательского уголка в группе;
-изучение темы;
-подведение итогов.
Взаимодействие с родителями:
-сбор бросового материала для изготовления «шумелок»;
-организация совместной выставки детских музыкальных инструментов в группе;
-организация проведение опыта для родителей и детей «Как сделать звук громче?». Формировать представление родителей и детей о характере звука- громкости, длительности, высоте.
Практический этап:
-беседа: «Шумовые и музыкальные звуки»
-дидактические игры «Что звучит?», «Музыка или шум?», «Испорченный телефон», «Музыкальные и немузыкальные звуки».
Экспериментирование «Как распространяется звук?»
Опыт «Где живет эхо?»
Опыт «Как появляется песенка?»
Заключительный этап:
Оформление лепбука «Звуки вокруг нас».
Взаимодействие с родителями:
-рекомендации родителям: «Какую музыку нужно слушать детям»;
-консультация на тему «Играя, развиваем речь детей».
Направление «Магнетизм»
Актуальность проекта :
Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормально детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Проблема: ФГОС предусматривает всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения магнита и его применения стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита. Для этого заинтересовать родителей совместной экспериментальной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.
Гипотеза: Предположим, что магнит – объект, который создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.
Цель проекта : развитие познавательной активности ребенка в процессе
экспериментальной деятельности, формирование представлений о магните, его свойствах; использование магнита в медицине, технике, быту и в группе.
Задачи:
• Формирование представлений о свойствах «магнита».
• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
• Воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества.
• Развивать познавательную активность детей, исследовательскую деятельность, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук.
• Активизировать личностную позицию ребенка.
• Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
• Расширять словарный запас детей (слова «магнит», «притягивает», «отталкивает», «магнитное поле» и др.)
• Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающих его предметах.
• Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами.
Ожидаемый результат:
• дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
• научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
• смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.
Этапы проекта
Подготовительный:
-подготовка методической литературы;
-сбор информации по теме;
-провести опрос среди детей : что они знают о магните.
Взаимодействие с родителями: оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде папки-передвижки.
Практический этап:
-беседа на тему: «Магнит, его свойства», «Применение магнитов в повседневной жизни».
-чтение М. Константиновский «Почему Земля магнит», журнал «Смешарики» -«Магнетизм»;
-просмотр видеоматериалов: мультсериал Фиксики-«Магнит», мультжурнал «Светлячок» выпуск 2;
Опыт «Свойства магнитов»;
Опыт «Все ли магниты имеют одинаковую силу?»;
Опыт «Может ли магнитная сила проходить через предметы;
-изготовление магнитного театра (сказка по выбору детей).
Взаимодействие с родителями: совместно с родителями провести фотовыставку «Магнитики на холодильнике».
Заключительный этап:
-итоговое ОД «Волшебство магнита»;
-Создание коллекции «Магнитики»;
Подведение итогов проекта, презентация.
Мониторинг знаний детей по теме : «Магнетизм».
Совместно с родителями была организована тематическая зона «Экспериментирование»;
Приобретены магнитные конструкторы.
Направление «Радуга»
Актуальность.
Радуга – одно из красивейших явлений природы. Летом, гуляя после дождя на улице, можно увидеть на небе радугу. И что удивительного, ведь радуга появилась тогда, когда ярко светило солнышко. Можно много раз видеть радугу, и всегда это явление приводит всех в восторг. У детей дошкольного возраста часто возникают вопросы: «Что же такое радуга? Как она появляется?»
Мы решили провести свое исследование и узнать тайну появления чудо - радуги.
Объект исследования: природное явление радуга.
Гипотеза: мы предположили, что радугу можно создать в домашних условиях, используя солнечный свет и даже заменив солнечный свет искусственным источником освещения.
Цель исследования: определить, что такое радуга, как она образуется, и можно ли получить радугу в домашних условиях.
Задачи:
Узнать, что такое радуга.
Выяснить условия появления радуги в природе.
Попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.
Привлечь интерес детей в группе к данному исследованию.
Этапы проекта
Подготовительный:
-подготовка методической литературы;
-подборка рассказов, сказок, стихов, картин, иллюстраций по теме;
-подготовка дидактического материала к проведению опытов;
- Опыт «Экспериментирование с цветом;
- Опыт «Как получить радугу в домашних условиях»;
-просмотр обучающего фильма «Откуда берется радуга»;
-просмотр презентации: «Цвета радуги»;
-рассматривание радуги;
-закрепление цветов радуги
Взаимодействие с родителями: Рекомендации для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Практический этап:
-чтение художественной литературы по теме: В. Степанов «Волшебная радуга», Н. Термаскона «Сказка о радуге», С. Маршак «Радуга», А. Перельман «Радуга»;
- Опыт «Радуга на диске»;
- Опыт «Радуга на мыльных пузырях»;
-художественное творчество (рисование) «Радуга-дуга»;
-рассматривание иллюстраций: «Что какого цвета?»;
- активное участие в наблюдении и проведении опыта с красками: желтый+красный=оранжевый - дети узнают о способах смешивания цветов;
-просмотр мультфильма «Цветик-семицветик»;
-отгадывание загадок.
Взаимодействие с родителями: Проведение опыта в домашних условиях «Конфетная радуга»- выяснить, можно ли в домашних условиях получить радугу.
Заключительный этап:
-создание презентации о ходе проекта;
-интегрированное ОД «Радуга-дуга»;
-фотоотчет «Все секреты радуги»
-проведение викторины «Мир, который нас окружает»;
Анализ знаний, полученных за время проведения проекта.
Итог проекта : Знания, которые дети получили в ходе реализации проекта, помогут им узнать, разгадать и объяснить тайну других природных явлений, сравнивать и анализировать их.