Мария Кришталь
Проект естественнонаучной направленности «Планета Будущего»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Публикация «Проект естественнонаучной направленности „Планета Будущего“» размещена в разделах
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
Актуальность
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:
- осознание ребёнком себя как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне
зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями);
- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Идея проекта.
Исходя из выше изложенного в нашем детском саду объединением дополнительного образования «Экпериментариум» был разработан проект, посвященный этой проблеме, для реализации проектной деятельности педагогами был подобран методический материал и создана разнообразная эколого-развивающая среда, являющаяся носителем экологической культуры, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.
Новизна.
Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты). Данный проект интегрирован в разработанный годовой план мероприятий. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.
Тип проекта
– познавательно – исследовательский, практико – ориентированный.
Сроки реализации проекта.
Сроки реализации: январь – июнь 2019 год.
Адресация проекта.
Проект адресован на совместную работу педагога МДОУ 53 с детьми и их родителями по экологическому воспитанию, как среди детей, так и их родителей с января по июнь 2019 год.
Участники проекта : педагоги, дети, родители кружка дополнительного образования «Экспериментариум» Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №53
Целеполагание.
Цель:
- формирования экологической культуры, экологического сознания, экологичес-кого мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап формирования лич-ности человека.
Задачи проекта.
- образовательные: формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
- развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что не возможно создать;
- воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
Ожидаемые результаты проекта.
У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
Стратегия реализации проектной идеи.
1 этап. Организационно-подготовительный.
2 этап. Основной. Реализация проекта.
3 этап. Обобщающий
Организационно - подготовительный этап.
• Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
• Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
• Анкетирование родителей.
• Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
• Составление плана реализации проекта.
• Определение содержания деятельности всех участников проекта.
• Поиск различных средств достижения целей;
• Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
• Создание дидактического и методического материала
Основной этап (деятельный - реализация проекта).
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя :
• Работу с детьми.
• Работу с родителями.
Работа с детьми:
• непосредственно - образовательная деятельность на занятиях в кружке;
• самостоятельная деятельность детей.
• Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.
• Познавательно - исследовательская деятельность.
• Чтение художественной литературы по проектной тематике.
• Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видиофильмов;
• Наблюдение за объектами живой и неживой природы
• Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
• Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
• Сочинение экологических сказок. и, викторина, «Что, где, когда»
• Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта :
• Игровая деятельность экологического содержания:
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры
- театрализованные игры. .
-интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда»
-Экологические интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что,
-Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:
- ход за растениями и посадками в зимнем саду;
- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;
- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)
Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых природоохранных акции на тему:
- «Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек, подкормка птиц)
- «Огород круглый год»
- «Цветник на подоконнике»
- «Сохрани подснежник»
- «Чей дом лучше» (изготовление скворечников)
- «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (месячник по благоустройству территории детского сада).
- «Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево»
- «Посади дерево и сохрани его»
- «Спасем елочку».
Выставок творческих работ на тему:
- «Сохраним подснежник»
- «Природа и творчество»
- «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» (Фото - работы)
- «Цветущий май» (Фото - работы)
- «Краски осени» (Фото - работы)
Работа с родителями:
- анкетирование;
- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;
- информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет;
- Участие в выставке поделок «Природа и творчество», в фотовыставках на тему: «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» «Цветущий май» «Краски осени»;
- привлечение к участию в природоохранных акции;
Перспективный план по внедрению проектной деятельности (тема-тические мини - проекты, выстроенной согласно датам Междуна-родного экологического календаря и посвящённый году экологии в России.
Третий этап – заключительный.
- Презентация проекта.
- Итоговые мероприятия по мини – проектам в группах.
- Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка.
- Создание выставки методического и творческого материала.
- Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.
.Оценка результатов проектной деятельности (предпологаемая).
Дети:
- освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;
- сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;
- повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.
Родители:
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
– осознают особенности организации психолого - образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств
Педагоги:
- личностный и профессиональный рост; самореализация.
- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
Заключение.
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.