Елена Рисина
Проект «Дорожная безопасность» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Дорожная безопасность»
Подготовила и провела воспитатель Рисина Е. В.
Актуальность
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда диктует совершенно разные способы поведения и меры предосторожности. Если бы люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. Анализ статистических данных ГИБДД показывает, что показатели количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей существенно увеличивается. Поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече различными сложными жизненными ситуациями. С дошкольного возраста надо целенаправленно формировать и закреплять знания детей о правилах безопасного поведения. Безопасность-это не только сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Важно научить ребёнка объяснять собственное поведение. Ребёнок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам взрослым лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности. Любая общепринятая норма должна быть осознанна и принята маленьким человеком - только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Как же научить детей тому, чтобы они умели применять свои знания в реальной жизни, на практике?
Публикация «Проект „Дорожная безопасность“ для дошкольников» размещена в разделах
Данным проектом хотелось бы помочь родителям, детям приобрести знания и сформировать навык безопасного поведения на улице.
В результате реализации проекта ожидается повышение культуры безопасного поведения детей на улице и в транспорте, примера безопасного поведения родителей, умение «читать» дорожные знаки, выполнять правила передвижения пешеходов и велосипедистов, развитие познавательных способностей.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Срок реализации проекта: краткосрочный
Вид проекта: информационно-творческий.
Цель проекта:
формирование навыков безопасного поведения, умений планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, расширение знаний о правилах поведения детей на улице.
Задачи проекта:
Обучающие:
формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода.
Развивающие:
развивать умения и навыки безопасного поведения на улице, различать и называть дорожные знаки. Развивать умение анализировать.
Воспитывающие:
воспитывать умение в повседневной жизни стремиться соблюдать правила безопасного поведения на улице. Воспитывать умения использовать в практике речевого общения с взрослыми и сверстниками элементов объяснительной речи и поддерживать коллективное общение.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями
Методы проекта:
Игровые: дидактические игры, настольные игры, подвижные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры;
Словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок, иллюстраций, анализ проблемных ситуаций;
Практические: совместные действия педагога и ребенка;
Наглядные: целевая прогулка, тематическая выставка художественной литературы
Этапы реализации проекта «Дорожная безопасность».
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (практический).
3. Заключительный этап.
Форма проведения итогового мероприятия:
Развлечение: «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
Сбор и анализ информации.
1. Подбор литературы: методической, детской.
2. Оформление наглядной информации.
3. Подбор стихотворений, загадок, пословиц.
4. Подбор демонстрационного материала.
5. Составление картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику.
6. Подбор настольно – печатных игр.
7. Выбор объекта для целевой прогулки.
8. Разработка конспектов совместной образовательной деятельности.
9. Подбор дидактических игр.
2. Основной этап. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие:
Плакат «Правила поведения на улице»
Демонстрационный материал «Транспорт»
Игровой дидактический материал «Как избежать неприятностей»
Модель светофора, дорожные знаки.
Настольно-печатные игры: «Дорожные знаки», «Мы едем, едем, едем», «Дорожные правила», «Вышел ты на улицу», Домино «Дорожные знаки».
Целевая прогулка на пешеходный переход на улице Матросова
Дидактические игры: «Разные сигналы», «Транспорт», «Светофор», «Красный, желтый, зеленый».
Беседы: «Главные правила на дороге», «Какие элементы дороги вы знаете?», «Зачем нужны дорожные знаки?»,«Чем опасен перекрёсток?»,«Как узнать, где можно переходить дорогу».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор».
Физкультминутки
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеходы», «Наша улица», «Автомастерская», «Автосалон», «Постройка гаража»
Речевое развитие:
Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»
Чтение С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», А. Иванов «Как неразлучные друзья улицу переходили», А. Дмоховский «Чудесный островок».
Заучивание стихотворения М. Пляцковского «Светофор»
Нищева Н. В. «Загадки о транспорте»
Степанов В. «Пословицы и поговорки»
Художественно-эстетическое развитие:
Конструирование из строительного материала: «Автодорога»
Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Дорожные знаки»
Конструирование из бумаги «Светофор»
Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Специальные машины»
Совместная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Мы едем, едем, едем…»
Кукольный спектакль «Происшествие в лесу».
Работа с родителями:
Анкета для родителей
Оформление наглядной информации:
«Правила дорожные детям знать положено»
«Семь НЕ»
Проведение консультации «Дорожная ловушка»
Оформление памяток:
«Памятка для родителей старшего дошкольного возраста о ПДД»
«Такая безопасная дорога домой»
Беседы с родителями: «Как надо научить ребёнка переходить дорогу»
«Как вы гуляете с ребёнком по улице»
3. Заключительный этап
Итоговое мероприятие: Развлечение «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать».
Предполагаемый результат:
Дети должны знать:
• Основные источники и виды опасности на улице
• Дорожные знаки (пешеходный переход,железнодорожный переезд,пункт первой медицинской помощи, перекрёсток регулируемый светофором и т. д.)
• Номера телефонов экстренных служб (01,02,03.)
• Стихи, загадки, игры о правилах дорожного движения (см. приложение)
• значение цветов светофора
Дети должны уметь:
• соблюдать правила безопасного поведения на улице
• Обучать данным правилам сверстников
• Проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше об опасных ситуациях на улице.
• Элементарно прогнозировать последствия нарушения правил ПДД, составлять творческие рассказы, сказки
Дети должны иметь представление:
• О последствиях нарушения правил безопасного поведения на улице
• О профессиях милиционер, регулировщик.
Продукт проектной деятельности: Совместное творчество, игры, беседы, консультации для родителей.
Приложения:
Сюжетно-ролевые игры
«Автомастерская», «Автосалон», «Постройка гаража»
Задачи: Знакомить детей с ПДД, с деятельностью людей, связанных с обслуживанием машин, их вождением; формировать умение придумывать сюжет игры, активно вести ролевой диалог, подбирать необходимое оборудование.
Оборудование и материалы: жилеты с трафаретами: водитель, сотрудник- автомастерской, сотрудник- автосалона, модули- автомастерской, крупный строительный материал.
Игровые действия: Педагог предлагает по желанию распределить роли: директора автобусного парка, автомастерской, автосалона, начальника строительства. Помогает связать единым сюжетом все игры, задает вопросы по оборудованию игры, размещению на площадке, придумыванию сюжета, наблюдает за игровыми навыками детей и использованием знаний о профессиях, связанных с транспортом.
«Наша улица»
Задачи: Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закрепить представление детей о светофоре; формировать у детей умение различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, предназначенные для водителей и пешеходов.
Оборудование и материалы: макет улицы с домами, перекрестками, автомобили (игрушки, куклы-пешеходы, куклы-водители. Светофор-модель, дорожные знаки, деревья (макеты).Игровые действия: Игра проводится на макете. С помощью кукол дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять. Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть. Педагог контролирует игровую деятельность детей
Физкультминутки
«Светофор»
Выполняй закон простой: (ходьба на месте)
Красный свет зажегся – стой! (стоя руки в стороны)
Желтый вспыхнул – подожди! (руки на пояс)
А зеленый свет – иди. (ходьба на месте)»
«Улица»
Через улицу, дружок,
Не беги наискосок, (бег на месте)
А без риска и хлопот
Там иди,где переход. (ходьба на месте)
«Светофор»
Красный свет вам скажет : «Нет!»
Сдержанно и строго. (руки на поясе, повороты головы в лево,в право)
Желтый свет дает совет
Подождать немного. (руки на поясе, движение плечами вверх, вниз)
А зеленый свет горит –
Проходите, говорит. (ходьба на месте)
«Пешеход»
Мы по улице шагаем, (ходьба на месте)
И ворон мы не считаем. (ходьба с хлопками)
Смело мы идем вперед,
Где пешеходный переход. (ходьба на месте)
Когда дорогу перешли,
Можно прыгать: раз, два, три. (прыжки на месте)
«Мы в автобус дружно сели»
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Влево, вправо,
Влево, вправо.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
«Мы шагаем»
Большие ноги
шли по дороге:
Топ, топ, топ.
Топ, топ, топ. (ходьба на месте)
Маленькие ноги
Бежали по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ. (бег на месте)
«Постовой»
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи!
(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
Памятка для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас всегда помнить о том, что именно Вы являетесь для вашего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Поэтому не жалейте времени на «уроки» поведения детей на улице.
К моменту поступления ребенка в школу он должен четко усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:
• Играть только в стороне от дороги;
• Переходить улицу там, где обозначены пешеходные переходы, где их нет- на перекрестках, по линии тротуаров;
• Переходить улицу только шагом, не бежать;
• Посмотреть при переходе улицы сначала налево и дойдя до середины улицы - направо;
• При переходе улицы следить за сигналами светофора;
• Не пересекать путь приближающемуся транспорту
• Входить в любой вид транспорта и выходить из него только тогда, когда он стоит, нельзя прыгать на ходу;
• Не высовываться из окна движущегося транспорта;
• Выходить из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги;
• Не выезжать на велосипеде на проезжую часть;
• Если ты потерялся на улице, не плачь, попроси полицейского помочь тебе, назови свой домашний адрес.
Конспект занятия
Тема: «Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»
Цели:
Обучающие:
учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую части;
учить оценивать поступки героев.
Развивающие:
развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.
Воспитывающие:
воспитывать навыки коллективной творческой деятельности;
учить детей анализировать поступки героев, иметь свое мнение о прочитанном.
Ход:
1 – я часть: выразительное чтение рассказа.
2 – я часть: беседа о содержании прочитанного, в которой воспитатель направляет ход беседы вопросами.
3 – я часть: пересказ (дети делятся на команды по 4 человека, которые будут коллективно пересказывать рассказ «Автомобиль»). Первый ребенок начинает пересказ, второй и третий излагают основную его часть, четвертый завершает.
4 – я часть: игра-драматизация по содержанию рассказа.
Конспект занятия
Рисование «Дорожные знаки»
(образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»)
Цели:
Образовательные:
дать представление о различных дорожных знаках и их назначении;
совершенствовать навыки выполнения изображения с использованием различных изобразительных средств;
развивать умение выполнять карандашный набросок рисунка перед использованием цвета.
Развивающие:
развивать чувство композиции, учить детей гармонично располагать задуманный рисунок на плоскости листа;
развивать творческие способности, учить придумывать рисунок и воплощать свой замысел на бумаге, самостоятельно выбирая изобразительные средства.
Воспитательные:
воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания и отработанные ранее изобразительные навыки.
Ход:
1 – я часть: рассказ воспитателя о дорожных знаках: запрещающих (в кругах с красным ободком: «Проезд запрещен», «Движение велосипедов запрещено», «Пешеходное движение запрещено, «Поворот запрещен»; предупреждающих (в треугольниках с красной рамкой, они предупреждают водителя о какой-то опасности: «Скользкая дорога», «Неровная дорога», «Опасный поворот»); предписывающие (на синих кругах); информационные или указательные (на квадратных синих табличках): всем нам хорошо известен знак «Переход», «Телефон», «Автобусная остановка». После показа все знаки убираются.
2 – я часть: выполнение рисунков.
Воспитатель предлагает детям нарисовать свой дорожный знак: сначала придумать, что он будет обозначать; потом представить, какое изображение лучше всего объяснит задуманное; предлагается вначале сделать карандашный набросок и только потом приступать к работе с цветом, выбрав все необходимое самостоятельно на отдельном столе.
Дети рисуют под спокойную, негромкую музыку.
3 – я часть: заключение.
Работы помещают на выставку. Воспитатель приглашает авторов нескольких работ. Сначала он предлагает детям отгадать, что обозначает нарисованный знак. Затем слово предоставляется автору. Он рассказывает о назначении знака, почему именно это изображение лучше всех других реализует назначение знака.
4 – я часть.
Работа может иметь продолжение в создании коллекции дорожных знаков – как придуманных детьми, так и реальных, регулирующих движение на улице города.
Конспект занятия
Рисование «Улица города»
(образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)
Цели:
Обучающие:
совершенствовать навыки изображения высотных домов, различных видов городского наземного транспорта;
учить изображать различные атрибуты дорожного движения: светофор, переход-зебру;
развивать навыки рисования пастелью и восковыми мелками, совершенствовать технику владения избразительными средствами;
учить продумывать замысел до начала его исполнения, самостоятельно выбирать изобразительные средства, изображать предметы в перспективе.
Развивающие:
развивать чувство композиции, учить детей гармонично располагать рисунок на плоскости листа.
Воспитывающие:
воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся изобразительные навыки.
Материалы: листы бумаги формата А-3; восковые мелки, пастель, кисти, различные картины с изображением улицы в перспективе.
Ход:
1 часть: объяснение воспитателя.
Воспитатель предлагает детям изобразить улицу, объясняя, что величина изображаемого предмета на рисунке зависит не только от его реальной величины, но также от того, близко или далеко он расположен. Пусть дети самостоятельно решат, в какое время суток и в какую погоду они будут рисовать улицу. Может быть это будет ночная улица? Значит на ней должно быть темно. Как изобразить темноту? Можно это сделать черной тушью? Но если закрасить весь лист черной тушью, то и домов не будет видно. Как же быть? Можно напомнить детям о приеме рисования цветными восковыми мелками: если нарисовать ими дома, машины на белом листе бумаги, а потом закрасить все черной тушью, то получится изображение ночного города.
Но на улице необязательно должна быть ночь. Возможно, это будут сумерки или серый дождливый осенний день. А может на улице будет солнце, и воздух будет казаться голубым или светло-зеленым? Пусть дети выбирают сами.
2 часть. Рисование.
Дети рисуют под негромкую, спокойную музыку. Воспитатель помогает детям советом, подсказывает тот или иной прием.
3 часть. Обсуждение работ. Рассказы детей о получившихся рисунках.
Воспитатель приглашает авторов нескольких наиболее интересных работ рассказать о получившихся рисунках. Особое внимание обращает на технику выполнения рисунка и просит ребенка объяснить, как у него получился такой эффект, как он рисовал эту деталь.