Наталья Арусланова
Проект «Домашний быт русской избы»
▼ Скачать + Заказать документы
НП «Центр временного пребывания детей»
Проект для группы раннего возраста :
«Домашний быт русской избы»
г. Сургут
2017г.
Содержание
1. Описание проекта___3
2. Актуальность___4
3. Цель проекта___ 5
4. Задачи проекта___5
5. Ожидаемые результаты___5
6. Охватываемые образовательные области и проблема проекта___6
7. Этапы проекта и планируемые результаты___ 7-10
Публикация «Проект „Домашний быт русской избы“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Проекты. Проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
8. Перспективный план по реализации проекта___11-15
9. Продукты проектной деятельности___16
10. Вывод___17
11. Список используемой литературы___18
Описание проекта
Проект c детьми раннего возраста:
Тема: Домашний быт русской избы
Основополагающий вопрос: Как жили наши бабушки и дедушки?
Вид проекта : познавательно-информационный, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный 1 месяц (С 11марта по 11 апреля).
Участники: воспитатель группы, младший воспитатель, воспитанники группы детей раннего возраста, родители воспитанников.
Актуальность
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Поэтому мы решили обогащать детей с русской культурой с раннего детства и расширять его с каждым годом.
При чтении русских народных сказок у детей возникают вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Поэтому я посчитала, необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.
Цель проекта
• Познакомить детей с домашним бытом русской избы.
Задачи проекта
• Вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре.
• Познакомить детей с разными формами устного народного фольклора и особенностями народного быт;
• Привить интерес к предметам старины
• Расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с
предметами быта, традициями русского народа;
• Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям.
• Привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, похода в музей,.
Ожидаемые результаты
• Дети получат знания об истории домашнего быта русской избы;
• Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
• Обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
• Будет создан мини музей «Уголок русской избы»
• Будут изготовлены старинные предметы домашнего обихода;
• Воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Охватываемые образовательные области:
Образовательные области Содержание
Коммуникация Сюжетно ролевые игры «Встречаем гостей», «Печем каравай».
Занятия «Русская печь», «Сундук».
Познание
(Формирование целостной картины мира, расширение кругозора) Экскурсия в музей детского сада.
Беседы «Как жили люди»(познакомить детей с предметами быта.
Рассматривание иллюстрации на тему «Домашняя утварь»
Художественное чтение Чтение пословиц, поговорок, потешек по теме «Русская изба», русской народной сказки «Заюшкина избушка», «Теремок»
Художественное творчество Создание мини музея «Домашний быт русской избы»
Аппликация «Тарелка гжель»
Рисование «Ложка для Антошки»
Физическое развитие
«Клубок», «Заплетись плетень», «У медведя во бору».
Познание (развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности.
Игры: «Укрась самовар».
Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Музыка Занятие: «Музыкальные инструменты»
Этапы проекта и планируемые результаты.
1 этап – подготовительный (11.03.2017-17.03.2017г)
Содержание деятельности:
• Опрос детей «Что такое домашний быт»?
• Опрос родителей о наличии старинной утвари.
• Изучение и подбор научной литературы;
• Подбор пальчиковых, сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр для детей и родителей;
• Составить перспективный план по реализации проекта.
• Разработать конспекты проводимых мероприятий
Ожидаемый результат: Создание положительного сотрудничества и взаимодействия с родителями и их детьми.
2 этап – основной (17.03.2017г-03.04.2017г)
Содержание деятельности:
• Реализация перспективного плана с детьми, родителями
• Памятка для родителей «Воспитываем патриота»
• Рекомендации: «Читаем детям русские народные сказки» (перечень литературы);
• Работа с детьми:
• Рассматривание старинных предметов домашнего быта в музее;
• Беседы;
• Создание мини-музея «Уголок русской избы»;
• Заучивание и чтение потешек, поговорок,русских народных сказок;
• Дидактические игры;
• Сюжетно-ролевые игры;
• Физкультминутки ;
• Фотоотчет в виде стенгазеты.
• Составление копилки конспектов проводимых мероприятий
Ожидаемый результат:
• Установление прочной взаимосвязи с родителями воспитанников, формирование навыков действовать сообща; вовлечение в активную работу родителей; формирование у родителей правильного отношения к развитию своего ребенка.
• Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве; познакомятся со старинными предметами домашнего обихода; обогатится словарный запас названиями предметов русского быта; приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции; будет создан мини-музей «Русская изба». Воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
3 этап – реализация проекта (04.04.2017г-11.04.2017г)
Содержание деятельности
• Создание мини музея «Домашний быт русской избы»;
• Выставка рисунков «Тарелка гжель», «Расписная ложка»;
• Выставка поделок из пластилина «Плетенная корзина»
• Опрос родителей «Старинные обычаи и реликвии семьи»;
• Фото отчет о проделанной работе;
• Презентация проекта;
• Подведение итогов по проекту.
• Представление проекта педагогическому сообществу (внутри учреждения, на сайте Центра).
• Представление проекта педагогическому сообществу (на педагогических порталах, сайтах).
• Участие в конкурсах разного уровня.
Ожидаемый результат:
Ознакомление с трудностями и проблемами, вызванными усвоением новых материалов.
Устранение проблемных вопросов в работе с детьми и родителями.
Формирование у родителей правильного отношения к развитию своего ребенка. Повышение эффективности работы с семьей.
Перспективный план по реализации проекта с детьми и родителями
Дата Название мероприятия Задачи Планируемый
результат
13.03. 2017 Консультация для родителей: «Жизнь бабушек и дедушек»
Повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа
Познакомить родителей с данной темой.
15.03.2017 Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта Познакомить детей с предметами быта. Формировать представление о предметах домашнего обихода, их названиями и назначением. С интересом рассматривают предметы русского быта, задают вопросы.
16.03.2017 Посещение музея детского сада.
Продолжать знакомить детей предметами обихода в избе. Воспитывать бережное отношение к старинным предметам.
С интересом рассматривает картинки, предметы, отвечает на вопросы,принимает участие в беседе.
17.03.2017 Чтение пословиц, поговорок, потешек по теме «Русская изба»
Знакомить с русским фольклором и воспитывать интерес к нему.
Отвечает на вопросы, рассматривает картинки к потешкам, проявляет эмоциональную отзывчивость.
20.03.2017 Рекомендации для родителей «Воспитываем патриота»
Повышать компетентность родителей к приобщению детей истории и культуры русского народа
Принимают участие в дискуссии. Проявляет интерес к проекту.
21.03. 2017 Аппликация: «Тарелка гжель»
Учить внимательно слушать и наблюдать. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Учить работать с клеем.
Рассматривают посуду «Гжель», Задают вопросы.
Участие в продуктивной деятельности «аппликации».
22.03.2017 Занятие по расширению ориент. в окружающем мире и развитию речи.
«Русская печь»
Рассказать о функциях главного в избе- печи. Учить отвечать на вопросы при рассматривании картинки, макета. Учить сравнивать с настоящим временем.
Рассматривает картинки, макет печки и отвечает на вопросы, проявляет эмоциональную активность. С интересом участвует в игре.
23.03.2017 Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка. Вспомнить содержание сказки, продолжать учить рассматривать рисунки в книжках, активизировать в речи глаголы. Проявляет эмоциональную отзывчивость при чтении. с интересом рассматривает иллюстрации.
24.03.2016 Д/и «Укрась самовар узором»
Знакомить с самоваром, с его назначением. Расширять словарный запас,слуховое внимание, кругозор.
Умеет отвечать на вопросы, проявляет активность при выполнении простейших заданий. Принимает участие в игре.
27.03.2017 Русские народные подвижные игры: «Заплетись плетень», «Клубок» Познакомить с русскими народными играми. Развивать ловкость, быстроту и внимание. Проявляет активность во время игры. С интересом играет в коллективе
28.03.2016 Сюжетно ролевая игра «Встречаем гостей»
Учить внимательно слушать и повторять слова из потешки. Формировать способность к диалогической речи. Обогащать игровой опыт детей. Проявляет эмоциональную отзывчивость во время игры. Активно ведет диалог.
29.03.2017 Занятие по рисованию
«Ложка для Антошки»
Научить новому приему работы с кисточкой и красками. учить аккуратности. Развитие внимания, общей моторики рук и пальцев.
Умеет макать кисточку в нужный цвет, споласкивать ее. Прикладывает аккуратно к бумаге.
30.03.2017 Сюжетно-ролевая игра «Печем каравай»
Учить детей внимательно слушать и наблюдать,повторять движения и слова, развивать образность восприятия темы ; вызвать желание подпевать воспитателю.
Умеет подпевать,повторять движения. внимательно слушать и проявляет эмоциональную отзывчивость.
31.03.2017 Чтение Русской нар. сказки «Маша и медведь» Учить внимательно слушать. Способствовать развитию воображения у детей. Формировать способность к диалогической речи.
Проявляет эмоциональную отзывчивость во время чтения. отвечает на вопросы.
03.04.2017 Изготовление макета «Русской печки» и «Люльки»
Закрепление представлений о домашнем быте. Расширение словарного запаса по теме. развитие слухового внимания.
С интересом рассматривает макет русской печки и люльки. Задает вопросы.
04.04.2017 НОД расширение ориентировки в окружающем мире и развитию речи «Сундук»
Формирование представлений о сунуке. Расширение словарного запаса по теме. развитие слухового внимания.
С интересом рассматривает сюжетные картинки. отвечает на вопросы.
05.04.2017 Сюжетно ролевая игра «Мама и ребенок»
Развитие речи, звукоподражания.
Учить петь колыбельные песни. Знакомить с люлькой.
Умеет подпевать,повторять движения. внимательно слушать и проявляет эмоциональную отзывчивость.
Продукты проектной деятельности :
• Собран материал для музея.
• Созданы книжки-передвижки «Домашняя утварь».
• Подобраны стихи, загадки, рассказы, сказки, поговорки, потешки.
• Создан мини музей «Домашний быт русской избы».
• Оформлена фотовыставка.
Вывод
Проведя опрос, я выяснила, что не все дети были в музее, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музей. Поэтому передо мной стояла задача, приобщения детей к истокам русской народной культуры.
В группе оформлен уголок народного искусства, дети слушали поговорки, пословицы, потешки и сказки. Проводились занятия по народной декоративной росписи. Создан мини музей народного быта, являющийся наиболее оптимальным средством передачи информации.
Таким образом, проект помог решить задачи эстетического, нравственно-патриотического и духовного воспитания детей.
Создание музея способствовало формированию у детей и взрослых чувство ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.
Полученный результат, позволяет нам говорить об эффективности реализации проектной деятельности.
Список используемой литературы:
1. Л. С. Куприна,Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством».
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы. 2013г
3. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста Е. Е. Хомякова 2014г.
4. Интернет - ресурсы. Сайты «Почемучка»,»Маам».
5. Сказки: русские народные сказки «Теремок», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Лиса и козел», «Сивка-бурка».
6. Потешки, поговорки, пословицы.
7. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта»
8. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях».