Марина Рыжова
Проект для стендового доклада «От костра до лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы
От костра до лампочки
Каждый вопрос, обращая детей к определенному факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти акты и явления, устанавливать возможные связи и взаимоотношения между ними. Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, предположения, предлагает свою версию ответа
Приведем пример проекта по теме «От костра до лампочки» (как «путешествие по «реке времени»).
1. Участники проекта : дети, педагоги группы, родители.
Публикация «Проект для стендового доклада „От костра до лампочки“» размещена в разделах
- Информационные стенды, папки-передвижки
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Электрическая лампочка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
2. Актуальность проекта :
Зачем знать дошкольникам историю окружающих их вещей и предметов? Это просто интересно… Потребность в умственных впечатлениях постепенно трансформируется в любознательность, которая перерастает в познавательную потребность, далее – в интеллектуальные способности (а впоследствии, при создании благоприятных условий – в академическую одаренность (согласно общепринятой классификации по типу предпочитаемой деятельности) или обще интеллектуальную одаренность (согласно классификации И. С. Морозовой и О. Ф. Григорьевой).
С каждым годом ребенок становится все любознательнее. Ему очень интересно узнать, что было, когда его еще на свете не было. Конечно, пока ребенок не пошел в школу, систематические знания по истории не нужны, главное ощутить время, осознать связь эпох. Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История предметного мира учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу. Она тренирует память и учит правильно обрабатывать и воспринимать информацию, помогает правильно, грамотно рассуждать. Множество случаев в жизни показывают, что знание истории помогает в творении будущего. Н. Чернышевский писал: «Не любить историю может человек совершенно не развитый умственно» Практически любая умственная деятельность, стремление детей к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому доставляет им огромную радость, и благодаря этому их способности развиваются с огромной скоростью.
3. Постановка проблемы:
- По мнению О. М. Дьяченко, в качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.
- Формирование исследовательского подхода к истории окружающего предметного мира на примере создания современных осветительных приборов
4. Причины существования проблемы
Выполнение требований ФГОС ДО от «17» октября 2013 г. № 1155, п. : «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Поддержание интереса детей к истории появления современных ламп Необходимость создания условий, обеспечивающих поле деятельности для творческого поиска информации самовыражения всех детей. (Хотя направленность и качество одаренности обусловлены природой, генетическими условиями, практически каждый ребенок наделен такими же возможностями и в достаточных условиях может развивать их в себе).
5. Инновационная суть проекта : проблема будет решена путем использования
- использование культурно-смыслового контекста «путешествие по «реке времени» : удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, ребенок осваивает временные отношения (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему) на примере материальной цивилизации, а именно истории создания осветительных приборов.
- использование интерактивных форм: обеспечение активности ребенка на протяжении всего дня пребывания ребенка в детском саду;
- использование информационно-коммуникационных технологий. моделей
6. Цель проекта : используя социально-педагогический потенциал окружающей среды, дать детям элементарные знания о том что современные осветительные приборы как и все предметы, окружающие нас, прошли определенный путь создания, параллельно с развитием цивилизации.
7. Задачи проекта
Развивать познавательный интерес к окружающему предметному миру, наследию прошлого к настоящему и будущему
Способствовать развитию воображения и мышления
Развивать навыки поисково –исследовательской деятельности детей Удовлетворить детский интерес к эволюции ламп, ответить на вопросы детей:
- Как человек придумал лампочку?
- Как светит лампочка?
- Что такое свет- Как появился огонь на Земле? или он был всегда?.
- Огонь - это друг или враг?
Дать детям элементарные знания о световых приборах, о том, где работает свет.
Учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;
Учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии Активизировать родителей в оказании помощи сбора материала для проведения проекта.
Организовать предметно-пространственную среду с целью ознакомления детей с достижениями человечества, закрепления обозначения полученной информации
8. Действия
Создание проблемных ситуаций, которые являются условием развития познавательной мотивации дошкольника
Анализ (актуализация) имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов:
«Что нам надо вспомнить для решения вопроса?»,
«Что мы можем использовать, из известного нам, для решения проблемы?» Беседы, общение
образовательные ситуации
организация совместной и самостоятельной деятельности
оформление информационных уголков
Совместные мероприятия Наполнение повседневной жизни детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в содержательную деятельность.
Использование варианта «домашнее задание» — спрашивают у взрослых, узнают из книг, узнают у друзей, обращение к интернету
9. Этапы и мероприятия по разработке и реализации проекта :
Ноябрь, 1 неделя / краткосрочный
1 этап – Подготовительный:
- обозначение актуальности и темы будущего проекта.
- постановка цели и задач.
- подбор методической, справочной литературы по выбранной теме проекта.
- разработка плана мероприятий основного этапа.
- создание предметно-пространственной развивающей среды.
2 этап – Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы (отправной момент).
Просмотр научного фильма «Где спит солнышко?»
Создание проблемной ситуации
Рассказ воспитателя о жизни людей в каменном веке, когда жилищем человека была пещера, какие бытовые трудности вставали перед людьми.
3 этап – Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем (вопросы воспитателя, беседы, обсуждения).
Необходимо ответить на вопрос: зачем нужен свет в жизни человека и всего живого?
Знакомство детей с пословицами, поговорками, загадками по теме проекта.
Этап экспериментальной деятельности
- проведение опытов «Игра со светом», «День и ночь».
- рассматривание разных ламп, ответить на вопрос: почему лампы загораются? Показать простейшую электрическую сеть, рассмотреть фонарик
возникает состояние интеллектуального затруднения; Возникает противоречивая ситуация;
Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.
4 этап Предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями (сортировка, закрепление, работа с предметным материалом).
Составление модели «река времени» по теме проекта по истории осветительным приборам
Набор открыток. Классификация (принцип классификации предлагают дети) – возможна с опорой на картинки, фотографии и т. п.
5 этап – Предложение детям предметного материала, обеспечивающего, продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Составление рассказов детей «Освещение в моем доме, на улице, на даче», «Что мы сделали, когда нам было темно», «Что будет, если не будет света?»
Рисование
Подбор опытов, загадок,стихов по теме проекта
Просмотр мультфильмов «Прометей», «В яранге горит огонь», «Огонь», «Волшебный огонь»
Развивающие игры со светом
Исполнение песни «Городские фонарики», танцев: «Танец огня», «Танец с фонариками»
Открытие мини-музея «Ее величество лампочка»
6 этап – Итоговое мероприятие
Развлечение «Да будет свет»
Создание выставки, оформление презентации по итогам выставки, рассказ в других группах
7 этап – Подведение итогов
10. Ресурсы (материально-техническое оборудование, информационно-методические, кадровые, временные и др.)
- кадры: воспитатели группы, младший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
- оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи, видеоплеер, материалы для изо деятельности и игр
- информационно-методическое обеспечение: использование интернет-ресурсов, подборка дидактического материала, методические разработки по данной теме, иллюстрации, видеоматериалы.
11. Оценка результатов проекта :
• Результаты –
В ходе реализации проекта расширились представления детей по данной теме, повысилась их заинтересованность к доступным объектам окружающего мира. Развивались личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе: самостоятельность, любознательность, активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. формирование представлений о световых приборах
Продукт –
Просмотр семейных презентаций «Свет в жизни человека».
Создание выставки витражных рисунков, оформление презентации по итогам выставки
• Критерии эффективности:
в проекте : - приняли участие 98% детей группы;
- 83% родителей приняли участие в реализации проекта
12. Перечень отчетной и рабочей документации по проекту :
- календарно-перспективный план;
- табель посещаемости
- разработанный проект
- конспекты образовательных ситуаций и других мероприятий
- методические рекомендации для педагогов и родителей
13. Ограничения проекта : В проекте принимают участие дети и их родители, педагоги подготовительной группы.
Список информационных источников:
1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста – М. : Линка-Пресс, 2007г.
2. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду, 2005г, № 3-4.
3. Миронова О. А. Использование метода проектов в системе образования vestnik.yspu.org/releases/2011_2pp/22.pdf
4. Томина Е. Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность vestnik.osu.ru/2011_2/62.pdf
Сценарий культурно-досуговой деятельности в подготовительной группе «Путешествие по реке времени» (история лампочк
и).[/b]
Задачи:
Образовательные - систематизировать запас общих сведений об истории возникновения освещения, полученных ранее. Упражнять в умении использовать в речи объяснительной формы речи, речи-доказательства.
Воспитательные - развивать умение общаться со сверстниками, получать радость от общих результатов деятельности. Воспитывать доброжелательность, коммуникативные навыки.
В-ль: Отгадаете мою загадку.
Если темень за окном,
Что же осветит наш дом?
Мы зажжем ее скорей,
Сразу станет веселей.
Не поверишь - только в ней
Тысяча горит свечей! (Лампочка)
В – ль: Предлагаю вам одеть вот эти повязки на глаза и поиграть в игру «Темная комната».
(на столе лежат закрытые предметы, которые не должны видеть дети)
Задача: находясь в темной комнате вам нужно будет узнать, что за предмет оказался у вас в руках.
Игра «Темная комната»
В –ль Удобно вам было узнавать предметы в темноте? Можем ли мы обойтись без света? Тогда я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по «Реке времени» и вспомнить историю возникновения лампочки.
Поможет нам в этом путешествии Фея света. Встречайте.
Фея: Здравствуйте! Прежде, чем нам отправиться в путешествие по «Реке времени», я хочу познакомить вас со своим помощником Лучиком и вместе с ним мы отправимся в путешествие. Мы произнесем волшебные слова:
Тик –так, тик- так, время отмеряет шаг,
Стрелки мы переведем, по реке времени пойдем.
( на полу в разных местах лежат разрезные картинки: пещера, первобытный человек, молния, горящее дерево, костер и т. п)
Фея: Картинки, которые нам нужно будет собрать, подскажут и помогут узнать, в каком времени мы с вами окажемся.
(работа детей с картинками)
На экране появляется 2-й и 3-й слайд –разные способы добычи огня.
Фея: Куда мы с вами попали? Что это за время? Почему вы так думаете?
(диалог Феи с детьми, помощь воспитателя)
На экране появляется 4-й слайд – древние люди в пещере
Фея: Давайте представим, что мы с вами первобытные люди
(дети одевают набедренные повязки, садятся кругом, скрестив ноги)
Это наша холодная пещера, в ней холодно и темно. Где мы с вами возьмем огонь? Что же делать, как же быть? Как пещеру осветить?
( предположения детей: от пожара, от солнца. А если ночь, если нет пожара, тогда- что? Дети предлагают свои способы добычи огня или с помощью Феи).
(эксперимент с палочками)
Фея: Добыча огня это тяжелый труд, но когда появлялся долгожданный огонь, люди всегда радовались, ведь огонь – это свет, тепло. Огонь он какой? (ЯРКИЙ, ГОРЯЧИЙ, ОБЖИГАЮЩИЙ, КРАСОЧНЫЙ, БЫСТРЫЙ)
Предлагаю вам показать характер огня в танце.
(танец огня)
Фея: Ну что, двигаемся дальше…
(с помощником произносят волшебные слова.)
Тик –так, тик- так, время отмеряет шаг,
Стрелки мы переведем, в Древность с вами попадем.
На экране появляется 5-й слайд- Рыцарский замок (днем, ночью)
Фея: Вы узнали, куда мы теперь попали? (ответы детей). Чем освещался каменный замок? (факелы, масляные лампы). Они всегда коптили, поэтому в замках было дымно.
На экране появляется 6-й слайд- масляные лампы
Но ведь люди жили не только в замках, но и в избах.
На экране появляется 7-й слайд – русская изба
Фея: Чем же в старину освещались крестьянские избы? (лучинами) А что такое лучина? (Тонкая сухая щепка. Она укреплена над корытцем с водой, куда падают угольки. Всё сооружение называется «СВЕТЕЦ»)
(ребенок читает стих. про лучину)
Под нее девицы пряли, ей работу освещали
Песню пели славно, чинно, а зовут ее (лучина)
А как вы думаете можно ли было освещать избу факелом? (нет).
Почему? (избы во основном были деревянные, а дерево огнеопасно)
Фея: А в некоторых домах в старину использовали восковые и сальные свечи
На экране появляется 8-й слайд- свечи в старину
Ещё свечи использовались для освещения больших помещений, залов дворцов, концертных залов.
На экране появляется 9-й слайд- освещение дворца
Фея: Сейчас я со своим помощником Лучиком хотим показать вам фокусы.
Хотите посмотреть? Только близко не приближайтесь - это может быть опасно.
(опыты со свечой)
Фея: А что же было дальше?.
Тик –так, тик- так, время отмеряет шаг,
Стрелки мы переведем, в Старину мы попадем.
На экране появляется 10-й слайд- освещение комнат
Фея: Я знаю, что было дальше. Люди научились добывать нефть, из которой стали производить горючие вещества. Одно из которых является керосин и начинают свое шествие керосиновые лампы.
(демонстрация лампы)
Керосиновая лампа состоит из металлической ёмкости с керосином, в который погружают фитиль. Конец фитиля используют для зажигания лампы. Для дополнительной тяги и защиты от ветра фитиль накрыт стеклянной колбой.
Фея: Но на улицах по - прежнему была темень. Вот и придумали люди газовые фонари.
На экране появляется 11-й слайд- освещение улиц
По трубам подводили к фонарям газ, а вечером фонарщик – так называлась профессия, связанная с зажиганием фонарей, он взбираясь по лесенке зажигал, а на утро гасил огонёк фонаря.
(отрывок видео/песни из фильма Буратино «Мы люди неплохие, фонарщики простые…- 2 минута)
Фея: Наконец, ученые изобрели лампочку…
На экране появляется 12-й слайд - шагание света
Давайте посмотрим и вспомним, что с начало и что потом (костер, факел, масляная лампа, лучина, свечи, керосиновая лампа и лампочка)
На экране появляется 13-й слайд – модели первых лампочек
Фея: История лампочки на этом не заканчивается. Были созданы галогеновые лампы, неоновые трубки, люминесцентные лампы (дневной свет)
На экране появляется 14-й слайд – от старой лампочки к новым
Фея: Недавно появились необычные светильники. Это светодиоды.
На экране появляется 15-й и 16-й слайд – домашние звезды
Светодиоды особенно нужны в науке, но и нам приятно смотреть вечером на «домашние звезды» и вспоминать костер в пещере первобытного человека.
(ребенок читает стихотворение)
Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди
Фея: Тик –так, тик- так, время отмеряет шаг,
Стрелки мы переведем, в наше время попадем.
У нас с Лучиком для вас есть подарок «История лампочки». А сейчас мы приглашаем вас на бал света.
БАЛ СВЕТА