Наталья Миронова
Проект по петербурговедению для старшего дошкольного возраста «Люблю по городу гулять»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Люблю по городу гулять» (Предполагается уточнение и систематизация представлений детей о родном городе Санкт-Петербурге.)
Цель: развитие творческих способностей, любознательность детей дошкольного возраста через знакомство с историей, достопримечательностями Санкт-Петербурга.
Задачи:
1. Познавательное развитие: обобщить и систематизировать представления детей об истории, достопримечательностях родного города Санкт-Петербурга.
Публикация «Проект по петербурговедению для старшего дошкольного возраста „Люблю по городу гулять“» размещена в разделах
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
2. Социально-коммуникативное развитие: формировать нравственно-патриотические чувства у дошкольников, любви и гордости за родной город, воспитывать волю, инициативность, создавать положительный эмоциональный настрой, снимать напряжённость, формировать умение решать конфликтные ситуации через игру, содействовать эстетическому воспитанию.
3. Речевое развитие: развивать интерес детей к чтению художественной литературы, сопереживанию персонажам произведений; развивать речевую активность детей, расширять словарь, монологическую и диалогическую речь, память, выразительность речи.
4. Художественно-эстетическое развитие: развивать воображение, фантазию, художественно-творческие способности; совершенствовать чувства композиции; прививать у детей чувство гордости, восхищения красотой родного города; расширять и углублять знания о культурных центрах города (музеях, театрах).
5. Физическое развитие: развивать у детей координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
6. Заинтересовать родителей проблемой формирования нравственно-патриотические чувства у дошкольников через любовь к малой родине, городу, где ты родился, где живут близкие тебе люди; укреплять и расширять взаимодействия детского сада и семьи.
Актуальность проекта:
2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. А это в свою очередь означает, что всю учебно-воспитательную работу необходимо направить на формирование нравственно-патриотических чувств у детей. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. К тому же малая Родина для наших детей – это удивительный, богатый своей историей, культурой и традициями – город-герой Ленинград, Санкт-Петербург.
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, выездные экскурсии по музеям, театрам, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Этапы работы.
Начальный (сентябрь - октябрь).
Определение участников проекта: дети разновозрастной группы, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, логопед, социальные партнеры (сотрудники детской библиотеки №7, «Русский музей»)
Понимание значимости и актуальности данной темы в рамках всестороннего развития детей.
Составление перспективного плана мероприятий.
Уточнение имеющейся информации по теме.
Планирование (октябрь).
Доведение до участников проекта важности данной темы.
Создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой, театральной деятельности, материалов для продуктивной работы, иллюстраций.
Подбор художественной литературы, пословиц, поговорок, рассказов и сказок по данной теме.
Изучение методической литературы, просмотр видеоматериалов, подбор музыкальных произведений, репродукций картин художников.
Подбор подвижных игр, ритмических гимнастик.
Выполнение (октябрь - ноябрь).
Беседы и образовательные ситуации:
«Россия – наш общий дом»,
«Санкт-Петербург – моя малая Родина»,
«Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград»
Чтение художественной литературы: рассказы, повести - «Этот город Ленинград» Будогоская Л., Владимиров Ю. ; А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы); Н. Носов «Метро»; чтение загадок.
Рассматривание книг, репродукций картин, иллюстраций, фото, презентаций по теме, портретов Петра I и А. С. Пушкина
Дидактические игры:
• «Найди города на карте»
• «Ходилки-бродилки по городу»
• «Назови достопримечательность»
• «Узнай наш герб»
Музыка: слушание музыкальных произведений, пение песен о городе, гимна.
Художественное творчество:
• Рисование «Прогулки по городу»»
• Оригами «Заячий остров»
• Аппликация «Петропавловская крепость»
Выставка поделок, выполненных детьми совместно с родителями из природного материала «Герои сказок А. С. Пушкина»
Мастер-класс для родителей «Чудесные превращения» (изготовление объёмной открытки)
Экскурсии в кукольный театр, Русский музей.
Декабрь - февраль
Беседы:
• «Город-герой Ленинград»
• «Мы помним – мы гордимся»
Чтение художественной литературы: Т. Цинберг «Седьмая симфония», Е. Верейская «Три девочки» Г. Черкашин «Кукла», стихи о блокаде
Рассматривание альбома «Памятные места Санкт-Петербурга», фото, иллюстрации в книгах.
Подвижные игры:
• «С кочки на кочку»
• «Горелки»
• Физминутки, пальчиковые игры
Дидактические игры:
• «Чья тень»
• «На что похоже облако»
• «Найди отражение»
• Пазлы
Художественное творчество:
• Рисование «Мосты»
• Аппликация «Дорога жизни»
• Коллаж «Дорога жизни»
Экскурсия в музей блокады.
Экскурсия к мемориалу Родина-Мать на Пискарёвском кладбище
Март - май
Беседы:
• «Санкт-Петербург – культурная столица»
• «Правила поведения в общественном месте»
Чтение художественной литературы: стихи о Санкт-Петербурге - С. Скаченков «Ночью на Невском»; «Ночной ветер»; «Петродворец»; В. Брюсов «К медному всаднику»; А. Фатьянов «Петербург», «Белые ночи»; В. Лелина «Львиный мостик», загадки
Сюжетно-ролевая игра «В гардеробе», «В театре».
Рассматривание репродукций, фото с изображением театров, музеев, мостов, фонарей
Дидактические игры:
• «Что забыл нарисовать художник?»
• «Разрезные картинки»
• «Парные картинки»
• «Найди отличия»
Художественное творчество:
• Рисование «Фонари»
• Аппликация «Город над Невой»
• Конструирование «Фрегата»
Экскурсии в музей.
Викторина «Знатоки города»
Создание газеты «Люблю по городу гулять»
Защита проекта
Май
Выставка детского творчества «Мой город»
Открытое мероприятие – праздник «Люблю по городу гулять»
Предполагаемые результаты в ходе проведения проекта:
1. Уточнение и дополнение об истории, достопримечательностях города и культуре поведения в городе.
2. Закрепить знания о разновидностях мостов, зданий; знать их названия; уметь различать и находить сходства в разновидностях архитектурных строений.
3. Иметь навыки дисциплины, культуры поведения в общественных местах города.
4. Развить гуманное отношение и патриотическое чувство к своему городу.
5. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков; развитие связной речи, пополнение и активизация словарного запаса.
6. Привлечение родителей в проектную деятельность. Улучшение взаимоотношений между педагогами, родителями и детьми посредством участия родителей в творчестве детей. Повышение авторитета семьи в вопросах воспитания, создания благоприятного психологического микроклимата в семье.
7. Повышение компетентности участников педагогического процесса по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Продукт проектной деятельности
Изготовление совместно с родителями альбома «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Памятные места нашего города»
Газета «Люблю по городу гулять»
Выпуск с детьми стенгазеты «Мосты и реки»
Выставка поделок из природного материала «Герои русских сказок!»
Список использованной литературы:
1. Алифанова Г. Т. Первые шаги. Программа воспитания юного петербуржца. - СПб., 2000
2. Анциферов Н. П. Душа Петербурга. - 1990.
3. Добринская Л. Там, у Невы наш первый сад. - СПб., Лицей. 1992.
4. Рыбалова Н. Ознакомление с родным городом, как средство ратриатического воспитания. Дошкольное образование - 2003, № 6.
5. Ермолаева Е. К., Воронина А. Н. Мой город. СПб., 2000.
6. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. - Издательство: Скрипторий 2003, 2010
7. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/6668-proekt-moj-peterburg.html
8. https://www.maam.ru/detskijsad/sankt-peterburg.html