Тиганова Анастасия
Проект для старше-подготовительной группы «Осенины»
Паспорт проекта
Вид проекта : творческий, информационный, групповой.
Продолжительность: среднесрочный (2 месяца)
Участники: воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, дети старше-подготовительной группы, родители.
Возраст детей: 5-7 лет.
Актуальность: создание условий для расширения и укрепления знаний детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности.
Публикация «Проект для старше-подготовительной группы „Осенины“» размещена в разделах
- Осенины. Праздник урожая
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Новизна заключается в том, что задачи обучения и воспитания дошкольников реализуются при совместном активном участии с родителями воспитанников.
Цель проекта : Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта «Осенины». Повышение интереса к традициям русского народа.
Задачи проекта :1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, изменениях в природе, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы, развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;2. Обобщить и уточнить знания о труде человека в природе осенью, об осенних праздниках и их традициях;3. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм. 4. Активизировать речь детей, пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам;5. Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;6. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе. 7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой. 8. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
После завершения проекта дети приобретут следующие знания:1. Расширение представлений об осени, как времени года (сезонных изменениях в природе, признаках осени, ее дарах, подготовке к холодам животных и растительности).2. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем. 3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности. 4. Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).5. Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы. 6. Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап• составление плана совместной работы с детьми, родителями;• разработка конспектов ОД;• подбор материала и оборудования для ОД, бесед, игр с детьми;• подбор художественного материала;• беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ;• Изучение методической литературы.
Практический этап.
Познавательное развитие
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. Ознакомление с окружающим:• «Приметы осени»• «В гости к осени» Беседы:«Почему деревья сбрасывают листья», «Что нам осень принесла»;«Осень. Что ты о ней знаешь?»«Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?» Ситуативная беседа:«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Наблюдения:«Что было сначала, что будет потом?» (красота и богатство осенних красок на примере деревьев, растущих на территории детского сада,«Соберем семена садовых цветов», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?»,«Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»,«Куда летят перелётные птицы?»,«Почему исчезли насекомые?»
Целевые прогулки:
«Деревья и кустарники нашего детского сада»,«Ищем приметы осени»экскурсия по территории ДОУ;экспериментальная деятельность с осенними листьями;Д/и «Возвратим осени память», «С какого дерева листок?», «Кто больше знает примет осени?».Речевое развитие. Чтение художественной литературы:- Пословицы, поговорки, загадки об осени. - Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».- И. Соколов - Микитов «Листопадничек».- М. Пришвин «Птицы и листья».- К. Чашева «Деревья спят».- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»- А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»- Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»- Н. Егорова «Листопад»
- А. Фет «Ласточки пропали»- Е. Трутнева «Осень»
- И. Бунин «Листопад»
- Ф. Тютчев «Осенней позднею порой»
Пересказ, рассказывание:- Пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания»- Пересказ произведения Н. Павловой «Опенки»- Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. - Творческое рассказывание по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»- Пересказ произведения Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий»- Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
Заучивание наизусть:- А. Фет «Ласточки пропали»- Е. Трутнева «Осень»
- И. Бунин «Листопад»
- Ф. Тютчев «Осенней позднею порой»
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Осенний натюрморт», «Ветка рябины», «Летят перелетные птицы», «Яблоня с яблоками», «Загадки с грядки». Лепка: «Осенние грибы», «Осеннее дерево».
Аппликация: «Осенние веточки в вазе», «Колосок», «Осенний ковер»
, «Мы идем на праздник».
Прослушивание музыкальных произведений:П. Чайковский «Времена года»,А. Вивальди «Времена года»,С. Прокофьев «Фея Осени»
.Физическое развитие.
Пальчиковая гимнастка «Листочки», «Тучка», «Вышел дождик погулять».
Физкультминутки «Осенние листочки»,«дождик, дождик», «Мы пойдем в огород», «В землю зернышко попало»
Дыхательная гимнастика «Ветерок».
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Соберем осенний букет», «Поедем в лес», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери», «Кто быстрее соберёт листья».
Социально – коммуникативное развитие:Сюжетно – ролевые игры «Осенние хлопоты», «Уборка урожая»; «Хлеборобы», «Овощной магазин», «Магазин цветов», «На прогулке в осеннем лесу».
Дидактические игры: «Съедобные и ядовитые грибы», «Запасы зверей», «Времена года», «Чудесный мешочек», «Что лишнее», «Что растёт на грядке?», «Осенние приметы», «Две корзинки», «Овощи-фрукты», «Найди пару», «С какого дерева лист?»
Труд: совместное с детьми украшение группы, сбор природного материала на прогулке, посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки, уборка цветника.
Культурно - досуговая деятельность:Праздник осени «Осенины».
Взаимодействие с родителями. 1. Сбор природного материала. 2. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме. 3. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок5. Консультации: «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогулок осенью».6. Помощь в подготовке к празднику «Осенины» (заучивание стихотворений и песен).
Заключительный этап
1. Осеннее оформление группы;
2. Выставка осенних поделок;
3. Праздник «Осенины».