Людмила Боголюбова
Проект для подготовительной группы «Дымковская слобода»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 418 «Чудо-мир», г. Пермь
Проект «Дымковская слобода»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Авторы:
Боголюбова Л. А., воспитатель
Барсаева Ч. Ф., воспитатель,
Косякова Н. С., инструктор по физической культуре
2016 г
Публикация «Проект для подготовительной группы „Дымковская слобода“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Название проекта : «Дымковская слобода»
Тип проекта : познавательный, творческий
Участники проекта :
Боголюбова Л. А., Барсаева Ч. Ф., воспитатели старшей группы №7,
Косякова Н. С., инструктор по физической культуре
Целевая группа : дети старшей группы и их родители
Масштаб проекта : краткосрочный
Актуальность проекта : Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Использование дымковской народной игрушки в детском саду дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Проблема проекта : В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Цель проекта : Познакомить детей с русским народным промыслом «Дымковская игрушка», с предметами русского быта, народными забавами и играми.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с разнообразием и особенностями дымковских игрушек.
2. Научить лепить фигурки из соленого теста, глины (козлик, олешек, самостоятельно украшать изделия, умению передавать эмоции и настроение.
3. Учить выделять элементы дымковской росписи (круги, кольца, прямые и волнистые линии, точки, горошины).
4. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.
5. Развивать ловкость, быстроту, выносливость через народные подвижные игры, игры-аттракционы.
Этапы реализация проекта :
Этапы работы Цель Деятельность на этапе
Подготовительный Подобрать материал и литературу по данной теме.
Разработать план деятельности по формированию представлений о дымковской игрушке.
Выявить знания детей о дымковской игрушке. Как о народно-прикладном искусстве. Составление перспективного плана по реализации проекта.
Анализ предметно-развивающей среды в группе.
Вовлечение родителей в процесс реализации проекта.
Практический Вызвать у детей интерес создания дымковской игрушки из различных материалов. Освоить технику изготовления.
Закрепить умение рисовать контур дымковской игрушки (козлик, петух, барышня)
Развивать навыки изготовления дымковской игрушки и расписывать ее. Знакомство детей с историей дымковской игрушки.
Познакомить с техникой изготовления дымки.
Дидактические игры.
Занятия по продуктивной деятельности.
Просмотр презентаций.
Повторить и разучить народные игры и забавы.
Итоговый Подведение итогов о полученных знаниях, умениях. Выставки работ детей из глины и других материалов – дымковские игрушки.
Развлечение «Ярмарка в Дымковской слободе»
План мероприятий по реализации проекта
Дата Мероприятие Содержание
Понедельник
14 марта Презентация «Дымковская игрушка» Познакомить с историей дымковской игрушки.
Чтение сказки-крошки В. Кротова Приобщение детей к народно-прикладному искусству через художественное произведение
Лепка печенья «Крямнямчики» Лепка съедобных кондитерский кулинарных изделий из сдобного теста для угощения.
Вторник
15 марта Чтение стихотворения «Веселая дымка» А. Дьяковой Приобщение детей к народно-прикладному искусству через художественное произведение
Декоративное рисование «Дымковские узоры» Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции, закреплять знания детей о дымке, формировать эмоционально положительное отношение к народно-прикладному искусству.
П/игра «Золотые ворота» Разучивание русской народной игры. Развивать ловкость, быстроту реакции, умение действовать в паре.
Среда
16 марта Сюжетно-ролевая игра «В гости к Барыне» Побудить детей наблюдать за игровыми действиями воспитателя; формировать умение определять и распределять роли, действовать согласно принятой на себя роли (по подражанию); учить отбирать необходимые атрибуты для игры.
Д/упражнения «Дымковские персонажи» Предложить поиграть и попробовать изобразить игрушку с помощью мимики и движения.
Четверг
17 марта Чтение стихотворения «Индюк», «Водоностка» В. В. Гавриловой Приобщение детей к народно-прикладному искусству через художественное произведение
Д/ игра «Угадай, что за игрушка» Закрепление знаний детей о дымковских игрушках. Обогащение активного словаря детей.
Пятница
18 марта Чтение стихотворения «Дымка» М. Г. Смирновой Приобщение детей к народно-прикладному искусству через художественное произведение
Беседа «Дымковская мастерская» Познакомить с мастерами народного промысла. Рассматривание иллюстраций, фотографий дымковский мастеров.
П/ игра «Шел козел по лесу…» Упражнять детей в ходьбе врассыпную, действовать в паре, выполнять двигательные действия в соответствии с текстом.
Понедельник
21 марта Лепка «Дымковский козлик» Учить лепить фигуру по народным мотивам, используем раскатывания столбика, сгибанию его и разрезанию стекой с двух концов.
Разучивание закличек к развлечению. Подготовка к развлечению
Д/ игра «Выложи узор» Составление декоративных композиций из элементов дымковской росписи
Вторник
22 марта Рисование «Дымковская слобода (деревня)» Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции, закреплять знания детей о дымке, формировать эмоционально положительное отношение к народно-прикладному искусству.
«В гости к бабушке Загадушке» Отгадывание загадок О. Симановой по теме проекта
Среда
23 марта Опытно-эксперементальная деятельность «Что такое глина?» Исследование свойств глины.
П/игра «Карусели» Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу; выполнять двигательные действия в соответствии с текстом стихотворения.
Четверг
24 марта Чтение сказки «Баран — золотые рога» Приобщение детей к народно-прикладному искусству через художественное произведение
Беседа «Румяные щечки» Обратить внимание на лица дымковских барышень и удальцов. Рассказать, что раньше признаком здоровья были румяные щечки.
Слушание музыки «Свистопляска», «Барыня» Внимательно слушают произведение. Называют музыкальные инструменты.
Пятница
25 марта Развлечение «Ярмарка в Дымковской слободе» Создать настроение всеобщего торжества и веселья. Доставить детям и родителям радость от народных игр и затей.
Ресурсное обеспечение проекта :
- информационные средства (приглашение для родителей на развлечение)
- наглядный материал (иллюстрации, дымковские игрушки, таблицы с элементами росписи, с готовыми узорами);
- художественные средства (глина, пластилин, сдобное тесто, стеки, гуашь, краски, кисти, бумага, трафареты)
- кадровый потенциал (педагоги старшей группы №7, инструктор по физической культуре).
- материально-технические средства (презентация на эл. носителе, музыкальное сопровождение, сборник музыкальных произведений, изготовление костюмов при помощи родителей, оформление территории к развлечению
Ожидаемые результаты проекта :
• Дети познакомятся с разнообразием дымковских игрушек.
• Научатся лепить фигурки из соленого теста, глины и самостоятельно украшать изделия.
• Научатся выделять элементы дымковской росписи.
• Примут активное участие в народные подвижных играх.
Возможные риски и пути их преодоления:
Риски Пути преодоления
Не желание детей участвовать в мероприятиях. Продумать различные способы мотивации.
Недостаточность оборудования и оснащения для проведения мероприятий (глина, игрушки, оформление территории (группы,.) Своевременно обратиться к администрации, родителям, педагогам за помощью
Погодные условия (гололед, мороз) Разработка варианта итогового мероприятия в музыкальном зале.
Итоги проекта :
• Выставка творческих работ детей (дымковские игрушки)
• Развлечение «Ярмарка в Дымковской слободе» с родителями
Перспективы развития проекта :
Данный проект может быть использован при планировании образовательного процесса в ДОУ. Кроме того, планируется презентация проекта на районном методическом объединении.
Библиографический список:
1. Наглядно-дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».