МААМ-картинки

«Зимняя одежда и обувь. Валенки». Проект для детей старшей группы

Татьяна Радиванюк
«Зимняя одежда и обувь. Валенки». Проект для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«Зимняя одежда и обувь. Валенки»

Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад №120»

Радиванюк Т. С.

Участники проекта: воспитанники старшей группы № 5, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: с 12 декабря 2022 г. по 16 декабря 2022 г.

Тип проекта: познавательно-творческий

Цель: Формирование духовно-нравственных ценностей детей посредством знакомства с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщения к традициям и промыслам русского народа.

Задачи проекта

развивающие:

- развивать интерес детей к народному быту;

- способствовать формированию у детей навыков укрепления и сохранения здоровья в зимний период времени как составной части здорового образа жизни;

образовательные:

- познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;

- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности;

воспитательные:

- воспитывать гостеприимство, любовь к Родине, уважение к традициям своего народа.

Предполагаемые результаты проекта:

Для детей:

• Поддержание интереса к русской культуре.

• Воспитание любви к родине.

• Развитие познавательной активности, коммуникативных навыков.

• Содействие творческому развитию.

• Развитие эмоциональной отзывчивости.

• Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей, гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Для родителей:

• Сохранение и укрепление здоровья ребенка.

• Поддержание познавательной активности и творческих способностей детей.

• Укрепление семейных традиций.

• Воспитание любви к малой родине.

• Активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

Для педагогов:

• Повышение компетенции в рамках выбранной темы.

• Пополнение РППС в группе и на участке.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный

2 этап – реализация проекта

3 этап – заключительный

Приложение.

Конспект НОД «Свойства шерсти»

Цель: развитие познавательного интереса детей через опыты и эксперименты.

Задачи:

Формировать знания детей о животных, которые дают натуральный продукт – шерсть. Познакомить детей со свойствами овечьей шерсти.

Продолжать развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Продолжать развивать связную речь детей (описание, рассуждение, сравнение, обогащать словарь.

Вызвать интерес к рукоделию, продолжая воспитывать интерес к русской народной культуре.

Материалы и оборудование: изделия из шерсти (одежда, игрушки, валенки, клубки, шерстяные нитки, лупа, ножницы.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Сбились тесно, дружно в кучки, На лугу живые тучки. Ждут хозяева придут, Их кудряшки остригут. Шерсть сбивается в колечки, Блеют на лугу (Овечки)

В: Ребята для чего люди разводили овец?

Д: Мясо, шерсть, шкуры.

В: Раньше, почти каждая семья держала несколько овец. Самые теплые овечьи полушубки, валенки из овечьей шерсти, носки, варежки. Люди сами изготавливали себе одежду, обувь, дарили родным.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (Дети последовательно раскладывают картинки – стрижка овец – стирка шерсти – расчесывание – прядение нитей - окрашивание – вязание – вязаные вещи)

В: На протяжении многих лет вязаные вещи не выходят из моды. Меняется качество, цвет, модели, но остается неизменно предназначение. Для чего нам нужны эти вещи? (Ответы детей)

В: Правильно, вещи из шерсти очень теплые. Они прекрасно защищают от холода. Самое известное свойство шерсти – способность сберегать тепло.

Опыт №1. Ставим первую баночку с горячей водой в сапог, вторую в валенок. Ждем примерно 30 минут. (Проверяем в конце занятия.)

Давайте узнаем и о других свойствах шерсти.

Опыт №2. Рассматривание шерстяных нитей.

Рассматривание шерстяной нити через лупу. Зачем в нити столько ниток? Кончиками пальцев раскрыть конец нитки, и увидите, что самая тонкая нить, состоит из нескольких тонких. Если слегка потянуть за отдельные нити, то они порвутся. Вывод: скрученные нити порвать тяжелее, потому что их много, и потому что обеспечивается дополнительное трение друг с другом. Состоит из множества ниток.

Вывод: шерстяные нити бывают разной толщины и прочности.

Опыт №3. Шерстяные нити опускают в воду. Вывод: нити легкие, не тонут.

Опыт №4. Положить на лист бархатной бумаги тонкую шерстяную нитку. За счет сил сцепления между волокнами нити и бумаги даже в вертикальном положении листа нитка сохранит исходное положение. Она не упадет и не сместится. Вывод: состоит из волокон.

Шерсть отталкивает от себя капельки воды, но может впитывать в себя водяной пар. Шерстяные ткани не сильно пачкаются, самоочищаются на воздухе, почти не мнутся и могут самостоятельно разглаживаться. У нее хорошие гигиенические свойства, в одежде из шерсти кожа «дышит». Также она нейтрализует разные запахи, ядовитые вещества. Шерсть лечит человека, успокаивает острую боль, лечит от многих заболеваний. Шерсть имеет свойство – сваливаться. (Посмотреть и найти внутри шерстяной варежки катышки.) Люди используют эту возможность, делая валенки, фетровые шляпы.

Делаем вывод по проведению первого опыта: в валенке тепло сохранилось лучше, чем в сапоге. Теплее гулять, если обуть валенки.

Рефлексия: Что интересного вы узнали сегодня о нитках? Что можно сделать из шерстяных ниток (пряжи? Какая нить самая теплая? Ответы детей.

Вывод: шерстяная ниточка нужна и интересна современным детям, поскольку открывает новые возможности для деятельности – нитка учит, забавляет, рукодельничает.

Конспект НОД по рисованию Роспись валенок в стиле Дымки.

Цель: Развитие творческих способностей детей.

Задачи

образовательные:

• активизировать речь детей, побуждать отвечать на вопросы полными предложениями; обогащать словарный запас детей,

• продолжать знакомить детей с Дымковской росписью;

развивающие:

• развивать активную, познавательную позицию детей,

• упражнять в умение рисовать элементы Дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги, развивать желание украшать изделия, проявив фантазию, творчество в нетрадиционном оформлении валенок;

воспитательные:

• воспитывать уважение, любовь к народным традициям, интерес к истории России.

Физкульминутка «Валенки и варежки»

Валенки и варежки целый день гуляли.

Валенки в сугробах тропку протоптали.

Варежки медведя снежного лепили.

Валенки по горке ледяной скользили.

Вечером у печки улеглись устало,

Чтоб назавтра снова все начать сначала.

Физкультминутка «Валенки»

Валенки, валенки, невелички, маленькие.

На резвые ноженьки нашему Сереженьке.

Ноженьки пляшут, рученьки машут.

Пальчиковая гимнастика «Что одеть зимой?»

Очень холодно зимой, мы пойдем гулять с тобой.

Я надену шубку, я надену шапку,

Крошки-рукавички на ручки натяну.

И хотя я маленький, у меня есть валенки.

Вот надену валенки и гулять пойду!

Загадки про валенки

В них совсем не мёрзнут ножки,

Ведь они, как все сапожки.

Они из шерсти, в них тепло,

Ещё — не скользко и легко.

Зимой их в холод надевают,

Скажи, ну как их называют?

Это вовсе не сапожки,

В них не мерзнут наши ножки,

Из овчины их валяют,

С каблуками не бывают,

А калоши — в самый раз,

Можно в них пуститься в пляс.

И не ботинки это, не галоши,

Зимой носить мы эту обувь можем,

Ее из шерсти тщательно валяют,

И в ней потом по снегу щеголяют.

Частушки про валенки.

Валенкам две тысячи лет,

А они не старятся,

Очень валенки народу,

Во всём мире нравятся.

Мы овце бока чесали,

Шерсть старательно валяли.

Не страшна теперь зима,

Ведь вся в валенках семья.

Нынче валенок полно,

Всех фасонов и не счесть.

На платформе,на резине,

С каблуками даже есть.

Носит валенки ребёнок,

Носит валенки старик.

И рыбак зимой у лунки,

В тёплых валенках сидит.

Никогда я не болею,

По больницам не брожу.

По тому как зимой снежной,

В тёплых валенках хожу.

Из истории валенок.

История валенок насчитывает несколько тысячелетий. Первое упоминание о валенках появилось ещё в IV веке до Рождества Христова у наших азиатских предков.

Валенки впервые появились в Сибири. Это была низкая обувь, голенища которой валяли отдельно, то есть, со швом. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем.

Из Ярославской области валенки стали распространяться по территории всей России со скоростью ветра. Совсем скоро в каждой деревне и каждом городке жители стали щеголять в валенках. В старину валенки называли пимы, катанки, чесанки и они считались самым ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно.

Известно, что валенки очень любил Петр I и уделял огромное внимание развитию пимокатного производства. Екатерина Великая имела первые пимы, которые она носила под кринолиновым платьем. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти. А российская императрица Анна Иоановна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью.

В нашей стране существуют музеи, посвящённые русскому валенку. В городе Москве открыт музей «Русский валенок». Более 200 экспонатов представлены в музее. Среди них - офицерские валенки - бурки на кожаной подошве. Такой же музей открыт в мордовском селе Урусове и в городе Мышкин Ярославской области. В музее есть валенки для дискотеки и валенки на свадьбы.

Интересные факты о валенках:

- В 2001 году в Мышкине прошел фестиваль валенка.

- Трёхметровый памятник валенкам есть в Бурятии в городе Улан-Удэ.

- В Иркутске вручается ежегодная журналистская премия "Золотой валенок" - за самые исключительные промахи и ляпы.

- На зимней Олимпиаде 2002 года в Солт-Лейк-Сити российская сборная была патриотично обута в валенки с галошами.

- Чемпионаты по метанию валенок уже несколько лет проходят в Пятигорске и в Сыктывкаре.

- Существуют валенки-гиганты. Их несколько. Один валенок весом 7,5 кг 120-го размера, высотой 157 см сделали под Вологдой в с. Кубенском. Другой, еще больше. Он 146-го размера весом 16,5 кг и высотой 178 см был свален в Семипалатинске.

- В отдаленных чукотских селениях, где очень холодно, валенки временами использовали в качестве… почтовых ящиков. Валенок приколачивали к двери, писали мелом: "для газет и писем" и ждали почтальона.

- Раньше в деревнях валенки часто применяли в качестве подушки. Их засовывали в наволочку, получалось и тепло, и мягко.

Итоговое мероприятие.

Цель:

Задачи:

В старину проводили различные состязания с валенками, и в играх валенки помогали узнавать, кто самый сильный, ловкий и быстрый. Сегодня мы тоже с вами поиграем, посоревнуемся, посмотрим, кто самый ловкий, удалый да смелый.

УКРАСЬ ЕЛОЧКУ

На финише стоит елочка. Каждой команде вручается набор елочных игрушек и валенки большого размера. Первые игроки обувают валенки, берут игрушку, бегут до елочки и вешают на нее игрушку. Затем возвращаются к командам и передают валенки следующему игроку.

МЕТАНИЕ ВАЛЕНКА

Игроки соревнуются, кто дальше метнет валенок. Игрок, чьей команды метнет дальше, той и защитается победа.

ЭХ, УЛЕЧУ!

Игрок обувает на ногу валенок большого размера, а затем резким движением старается сбросить его с ноги. Победит тот, у кого валенок улетел дальше.

БЕРЕГИ СВОЙ ВАЛЕНОК

Валенок, зажатый между коленями, прыжками донести до финишной отметки, обогнуть ее и бегом вернуться обратно, передать валенок следующему игроку.

ВЕРШКИ

Одного из игроков команды садят на стул посреди дистанции. Каждый участник команды на пути к линии финиша обувает валенки на этого члена команды. В одну сторону дистанции обувают, на обратной, разувают.

БЫСТРЫЕ ЛОШАДКИ

Надев валенок на гимнастическую палку, проскакать верхом на ней вокруг ориентира и передать «лошадку» следующему.

ЗИМНИЙ БОУЛИНГ

Игрок вооружается валенком. На небольшом расстоянии от него расставляются кегли. Метая валенок, как городошную биту, надо постараться сбить как можно больше кеглей. В конце подсчитывается общий итог сбитых кеглей. Побеждает команда, сбившая большее количество.

БЫСТРЫЕ ВАЛЕНКИ

Дети в валенках большого размера бегут до ориентира, оббегают его, возвращаются в команду и передают валенки следующему.

НОСОРИЛ – УБЕРИ

Каждая команда получает по валенку и пять снежков, которые в него складываются. На середине дистанции ставиться кегля. Игрок по пути «туда» высыпает снежки у отметки, на пути «обратно» собирает их в валенок и уже полный валенок передает товарищу по команде.

ПЕРЕДАЙ ВАЛЕНОК

Команды встают в шеренгу друг за другом. Задача: передать валенок игроку, стоящему сзади. Назад валенок передают над головами всех игроков, а обратно – между ног. Когда валенок оказывается в руках у первого игрока, он поднимает его вверх, показывая, что эстафета закончилась.

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ

Каждая команда получает связанные скотчем между собой валенки. Игроки делятся на пары. Всунув по одной ноге в связанные валенки, пары преодолевают дистанцию туда и обратно.

ПОДВЕДНИЕ ИТОГОВ

Вот и подошло к концу наше замечательное мероприятие. Но зимы не кончаются. Они приходят к нам каждый год, дарят морозные дни и новые встречи с валенками. Мы всегда помним, что живём в стране с многовековым культурным и историческим наследием, которое преумножаем в словах и делах. Будем помнить об этом. Так пусть же валенки остаются традиционной российской любимой обувью.

Использованная литература:

1. Анчикова Т. П. Праздник русского валенка», журнал «Воспитатель» №4,

2008. с. 70-75.

2. М. В. Литвинова «Русские народные подвижные игры

для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое

пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.

3. Князева О. Л. ,.Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.

4. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маханева О. А., Корепанова О. Н, и др «Знакомство детей с русским народным творчеством»: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5. Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту»: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7. Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста». Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

Интернет-ресурсы:

http://vologda-oblast.ru/o_regione/brendy/vologodskiy_lyen/

http://rodnaya-tropinka.ru/iz-chego-sdelana-odezhda-kak-rubashka-v-pole-vy-rosla/

http://vortexflowers.net/legendyi-o-tsvetah/lyon-legenda-o-lne/

http://flaminguru.ru/z33.html

http://runo71.ru/articles/124258

http://cluboz.kiev.ua/rasskaz-ob-udivitelnyih-svoystvah-lna-i-lnyanyih-tkaney/

http://fb.ru/article/248540/len-rastenie-opisanie-poleznyie-svoystva-i-primenenie

Публикации по теме:

«Дед Мороз и валенки». Конспект НОД с детьми младшей разновозрастной группы из цикла «Обувь»«Дед Мороз и валенки». Конспект НОД с детьми младшей разновозрастной группы из цикла «Обувь» Тема. «Валенки» - предмет зимней обуви Цель. Расширение и обогащение знаний детей по теме «Обувь». Задачи. -Продолжать знакомить детей.

Конспект ОД «Зимняя одежда и обувь» по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группеКонспект ОД «Зимняя одежда и обувь» по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Зимняя одежда и обувь». Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группеЦель: Способствовать умению классифицировать.

Дидактическая игра по математике «Зимняя одежда: посчитай, сколько можно одеть детей» для детей подготовительной группыДидактическая игра по математике «Зимняя одежда: посчитай, сколько можно одеть детей» для детей подготовительной группы Цель: формировать у детей подготовительной к школе группы умение определять, сколько детей можно одеть и обуть, используя предложенные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Зимняя одежда и обувь. Валенки». Проект для детей старшей группы
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 18:57
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Зимняя одежда и обувь. Валенки». Проект для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Радиванюк (УИ 622917) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД