Горева Ирина Валерьевна
Проект для детей старшей группы «Весна идет — весне дорогу»
▼ Скачать
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 города Приволжска.
На тему: «Весна идет - весне дорогу»
Подготовили: воспитатель
Горева Ирина Валерьевна
Актуальность проекта.
Ребёнок любуется пейзажами из окна, чистым небом, или пытается уловить запах распускающегося цветка. К сожалению такое встречается не часто. Во взаимоотношениях современного ребенка и природы немало проблем, которые мы, взрослые, не только решаем, но и создаем. Ограниченное общение детей с природой – это результат занятости родителей, и не понимания значимости экологического воспитания дошкольников. Родители нередко предпочитают посвятить свой выходной семейному походу в торговый центр, кафе, а не в лес или парк, хотя общение с природой — это еще и здоровье.
Публикация «Проект для детей старшей группы „Весна идет — весне дорогу“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Раньше человечество было на много ближе к природе, чем сейчас. Желание людей поработить природу, превратить её в инструмент обогащения, имеет неизбежные последствия, которые влекут за собой и вымирание человека, как вида, в том числе. Однако психологи знают, что даже современный человек на подсознательном уровне стремится к природным условиям. Это проявляется, например, в интерьере.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития, это породило новое направление в образовании – экологическое. Настоящее время – это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование" и многих других, в том числе и понятия "экологическое воспитание дошкольников". В этот период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодёжи.
Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека.
Проблема. Эмоциональная неустойчивость, тревога – следствие неудовлетворения возрастных потребностей ребенка в общении не только с родителями и сверстниками, но и с природой. Как результат – ухудшение здоровья дошкольников. При взаимодействии с природой дети обогащаются эмоционально, и имеют возможность пробовать, экспериментировать, гармонично развиваться. Современные дети ограниченны в возможности наблюдать за явлениями природы, в виду ритма жизни, не позволяющего остановиться на мгновение, и прислушаться, присмотреться. Простые явления часто при детальном рассмотрении могут таить в себе массу интересного, загадочного, что позволяет мотивировать детей на самостоятельный поиск решений. Дети редко любуются природой, потому что окружающие взрослые, которые являются примером для подражания, источником информации для дошкольников, не демонстрируют примеров любования явлениями природы, в виду собственной занятости и низкого уровня собственного экологического воспитания, возлагая ответственность за это на детский сад, напрасно полагая, что прогулок и занятий с группой вполне достаточно. Образование и развитие должно быть непрерывным, и родители дошкольников должны быть вовлечены в эти процессы. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольников – это элементарные знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности, в играх, труде, быту.
Причины проблемы:
• родители уделяют мало внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы, не обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы;
• родители не привлекают детей к совместному труду на природе;
• некоторые родители имеют низкий уровень экологической культуры;
• у детей не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с природой;
• повышенная занятость родителей и, как следствие, недостаток внимания к своим детям;
• замена компьютерными играми общения с природой и социумом;
• падение иммунитета и, как следствие, частые простудные заболевания в связи с ограничением прогулок на свежем воздухе;
• несформированность навыков ЗОЖ у родителей и детей;
Цель: повышение познавательной активности и формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской и худжественно-эстетической деятельности, а также через активное взаимодействие семьи и детского сада.
Задачи:
1. Формировать эмоционально – положительное отношение к совместной работе в коллективе;
2. Создать условия для развития психических процессов, позволяющих каждому ребенку быть активным, самостоятельным, творческим, любознательным.
3. Способствовать развитию связной речи дошкольников;
4. Организовать тесное сотрудничество родителей воспитанников
группы с педагогами детского сада с целью повышения
экологической грамотности воспитанников;
5. Создать экологическую среду в дошкольном
образовательном учреждении;
6. Способствовать формированию у детей представления
о здоровом образе жизни через экологическое воспитание;
7. Стимулировать развитие представлений о временах года
с целью развития экологического сознания;
8. Закрепить представление о весне и её приметах;
9. Способствовать развитию познавательных способностей
детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
10. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
11. Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
При решении поставленных задач используется интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, чтение художественной литературы.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный.
Срок реализации проекта : 4 недели.
Время проведения: апрель-май.
Участники проекта : педагоги, дети, родители
Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста
Ресурсы проекта
1. Материально-технические ресурсы • дидактические игры природоведческого содержания, иллюстрации;
• коллекции природных объектов: гербарии, альбомы, фотографии;
• уголок природы в группе : модели, отражающие предметы и явления природы; макеты природных объектов;
• календарь погоды и природы;
• опытническая зона в группе (огород на окне в группе);
• экологическая гостиная;
• территория с природными объектами вокруг дошкольного учреждения;
• фонотека музыкальных произведений о природе;
• оборудование для проведения опытов: стаканчики для каждого ребенка, ложки,
пипетки, колбы, халаты, шапочки, семена. снег, сосульки;
• материалы для художественного творчества.
2. Кадровые ресурсы воспитатели,
музыкальный руководитель,
3. Информационные ресурсы • методические пособия;
• художественная литература о природе;
• интернет ресурсы.
4. Нормативно-правовые • Устав ДОУ,
• должностные инструкции,
• аналитические материалы (планы и отчеты, основная общеобразовательная программа)
Этапы проекта :
1 этап – организационно-диагностический (1 неделя)
Цель:
Получение сведений о первоначальном уровне знаний на тему «Признаки весны», выявление «пробелов» в этой области. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов. Методическое обеспечение проекта. Подбор художественной литературы.
Анкетирование.
Консультации.
Беседы.
Статьи в родительский уголок.
Советы для молодых родителей.
Начальный мониторинг на начало реализации проекта
Интервьюирование детей на тему «Признаки весны»
Беседа: «Весенние месяцы»
Мониторинг уровня сформированности экологического сознания дошкольников и их родителей, организация сотрудничества педагогов и родителей в вопросах экологического воспитания детей старшего возраста, создание экологической среды в дошкольном образовательном учреждении;
2 этап -практический (2 недели)
Цель: организовать активный творческий поиск, повысить уровень ответственности родителей за здоровье и развитие своих детей.
Ситуативный разговор с детьми: «Звонко капают капели».
Д/ и игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Одежда».
Словесные игры : «Я знаю 5 признаков весны», «Бывает – не бывает»,
«Какие птицы прилетают?».
Заучивание стихотворений о весне на конкурс чтецов, зарисовка детьми и родителями пиктограмм к стихотворениям для дальнейшей самостоятельной работы дошкольников при подготовке к конкурсу. При этом поиск и выбор стихотворений предложен самим участникам и родителям.
Чтение художественной литературы о весне.
Рассматривание картин Левитана «Весна», «Грачи прилетели»
Рассматривание иллюстраций «Первоцветы», «Лед на реке», «Птицы строят гнезда»
Использование на занятиях музыкального фрагмента «Звуки живой природы» в качестве фона при рисовании, лепке.
Лепка барельефов с изображением птиц.
Лепка «Дед Мазай и зайцы»
Лепка «Грачи»
Аппликация «Мать –и –мачеха»
Рисование: «Весна идет- весне дорогу»
Рисование: «Весенний луг»
Рисование: «Подснежники»
Оформление выставки поделок, рисунков о весне.
Участие в конкурсах ДОУ.
Проведение опытов «Высадка лука на улице и в группе»
Проведение опытов «Ветки кустарника в группе и на улице : появятся ли листочки». Наблюдение на прогулке и в группе, поиск объяснений происходящего дома, с родителями. Обсуждение в группе.
Оформление «Огорода на окне». Посадка лука, цветов, зерновых культур, укропа и т. д.
Экскурсия в парк «Какая она –весна?»
Викторина «Что? Где? Когда?»
Опытническая деятельность: «Для чего нужна вода»
Опытническая деятельность: «Свойства воды»
Статьи в родительский уголок по теме проекта.
Консультация для родителей: «Прояви любовь к природе»
Дискуссия с родителями: «Прогулки в выходные – источник знаний и хорошего настроения».
Конкурс для родителей «Лучший скворечник»
Родительское собрание «Экологическое образование – наше общее дело»
3 этап – итоговый (1 неделя)
Цель: обобщение и анализ результатов работы, их оформление в методические продукты.
Оценка эффективности проекта, планирование на будущее корректирующих дополнительных мероприятий на тему «Экологическое воспитание дошкольников»
Конечный продукт проекта (предполагаемые результаты)
1. Дети получат яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления об окружающем мире природы.
2. Постоянное общение ребенка с природой даст заметный оздоровительный эффект, поможет снять психологическую напряженность, стресс и агрессивность, настроит на доброжелательное отношение ко всему живому.
3. Посредством практической деятельности у детей сформируется представление о природе как величайшей ценности, понимание ее неприкосновенности, чувство ответственности за все живое.
4. Сформируется новая ступень экологического сознания в системе непрерывного экологического образования.
5. К проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в воспитании и расширении кругозора детей старшего возраста.
6. За участи в конкурсах рисунков, поделок и конкурсе чтецов, дети получат дипломы и сертификаты участников для пополнения портфолио.
7. На площадке установлены скворечники.
8. Фотовыставка проекта.
Критерии оценки эффективности реализации проекта. Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:
• вовлеченность родителей в совместную деятельность по экологическому воспитанию детей старшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения;
• положительные эмоциональные переживания детей при взаимодействии с природным материалом, выполнении трудовых поручений;
• начальные представления о здоровом образе жизни и временах года;
• повышение методической грамотности педагогов в области экологического воспитания детей
Диагностический инструментарий.
В качестве диагностических методов в ходе реализации проекта будет применяться :
• анкетирование и интервьюирование родителей;
• наблюдение за детьми, беседы;
• анализ продуктов деятельности (поделки, рисунки);
• анализ результатов самостоятельной познавательной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Установка на площадке скворечников позволит в дальнейшем наблюдать за поведением птиц. Высадка овощных и злаковых культур, а так же цветов, перейдёт на новый этап и перенесётся на участок группы. Полученный опыт наблюдений за природными явлениями и будет и в дальнейшем способствовать интересу к изменениям вокруг. Эксперименты с материалами живой природы и в дальнейшем будут интересны дошкольникам. Полученный опыт самостоятельной, экспериментальной и совместной работы участников проекта будет использован при последующем изучении явлений природы.
Литература:
1. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001г., № 7.
2. Вашурина Р. И., Репникова Л. А., Федорова Т. С. Игра в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста – Тольятти, 2000г.
3. Газина О. Играя, изучаем природу. // Дошкольное воспитание, 1995г., №7.
4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаи-ка-Синтез, 2006.
5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М. : Просвещение, 1987.
6. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
7. Елина Е. В., Зарубина О. Е. Интегрированные познавательные занятия экологического содержания в детском саду. / Сборник конспектов занятий. / Выпуск 1. – Ульяновск 2001г.
8. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. :Мозаика-Синтез, 2008-2010.
9. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
10. Николаева С. Н. Совместная деятельность взрослого и детей. / Дошкольное воспитание, 2002г., № 5.
11. ОБРУЧ //Иллюстрированный научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей: https://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=38&r=2
12. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2007;
13. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М., Издательский дом "Карапуз", 2001г.
14. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детскомсаду/Под ред. М. Б. Зацепиной. – М., 2005.
15. Институт новых технологий образования. https://www.int-edu.ru