Елена Свидерская
Проект для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
С тех пор, как труд в программе «Детство» выделили в отдельную образовательную область, я собираю материал по данной теме. Совсем скоро буду проводить уже вторую городскую стажерскую площадку по трудовому воспитанию старших дошкольников (в прошлом году проводила по трудовому воспитанию младших и средних дошкольников). Материала собрала уже достаточно много: консультации, анкеты для родителей, много дидактического материала, различные дидактические и настольные игры, различные технологические карты, схемы выполнения различных процессов, картотеки загадок и стихотворений по профессиям, подборка детской литературы и т. д. Сегодня я хочу познакомить вас с проектом «В мире профессий», который я составила на этот учебный год для ознакомления своих дошколят с профессиями взрослых.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „В мире профессий“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Проект "В мире профессий"
[/b]
Тип проекта: информационный, игровой.
По продолжительности: средней продолжительности (1 год).
По характеру контактов: внутригрупповой.
По количеству участников: групповой, фронтальный.
Цель проекта:
-Познакомить детей с различными профессиями взрослых.
-Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.
-Обеспечить начальную профориентацию детей дидактическими и
методическими пособиями.
Задачи проекта:
-Расширить представление у детей о разных видах труда взрослых;
-Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о
результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых
для работы людям разных профессий;
-Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
-Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду
взрослых.
Обеспечение проектной деятельности:
1. Методическое:
-Примерная основная общеобразовательная программа «Детство». Бабаева
Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. И. и др. «Детство-Пресс», 2011г.
-Крулехт М. В, Крулехт А. А. Образовательная область «Труд». Методический
комплект программы «Детство». «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 г.
-Буре, Р. С. ; Година, Г. Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя
детского сада. М. : Просвещение, 1983.
-В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Золик и др. Воспитание дошкольников в
труде. - 2 – е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1980.
-Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М. : Просвещение,
1988.
-Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М. ТЦ «Сфера», 2012.
-Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-
методическое пособие. Изд-во "Николаев", 2004.
-Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей,
родителей. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006.
-Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2008.
-Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.
-http://cycycsca.blogspot.com/p/blog-page_08.html Дошкольный мир:
Федеральные государственные требования к предметно-развивающей среде.
Проект
2. Материально-техническое:
-Альбомы:
«Каменск-Уральский мясокомбинат»
«Каменск-Уральский молокозавод»
«Каменск-Уральский алюминиевый завод»
«Каменск-Уральский хлебокомбинат»
«Художники Каменска-Уральского»
-Аудиоэнциклопедия «Замечательные профессии» («Чевостик»)
-Аудиодиск с песенками для детей о профессиях.
-Презентации:
«Как хлеб на стол пришёл»
«Профессия «Ветеринар»»
«Металлург – горячая профессия»
3. Диагностико-дидактическое обеспечение:
-Дидактические игры.
-Конспекты непосредственной образовательной деятельности.
Методы проекта: наблюдения; чтение художественной литературы; игры - сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, обучающие; познавательно-игровая образовательная деятельность, конструирование.
Деятельность педагога: ставит проблему, предлагает тему, распределяет обязанности, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.
Разрабатывает метод. Рекомендации для родителей по ознакомлению детей с трудом взрослых (ст. дошк. возраст).
Составляет конспекты непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с профессиями.
Изучает календари с целью изучения информации о профессиональных праздниках.
Организует оформление альбомов о предприятиях города Каменска-Уральского, альбома «Кем быть?».
Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, исследуют, изучают, формулируют, рисуют, определяют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.
Деятельность родителей: беседы с детьми, рассказы о своих профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в создании коллекций, альбомов “Кем быть?”.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
сентябрь Металлург
-Беседы «Мой папа – металлург», «Что я знаю о заводе», «Что надо уметь металлургу», «Профессии металлургического завода».
«Встреча с интересным человеком» (мама и папа Лени В., мама Даши А., мама и папа Семена П.).
-Интервью «Моя будущая профессия».
-Работа с альбомом «Все работы хороши».
-Рисование «Металлург», «Профессии моих родителей».
-Конструирование площадки завода с помощью конструктора.
-Сюжетно-ролевая игра «Выплавка металла».
-Д/и «Я умею», «Кто здесь был и что забыл», «Собери картинку».
-Загадывание загадок о профессиях.
-Чтение стихотворений:
«Укротитель металла»
«Волшебник по металлу»
«В честь металлурга не дают салют…»
-Слушание «Гимн металлургов».
-П/и «Поймай огонек».
результат:
Альбомы:
«Каменск-Уральский алюминиевый завод»
«Каменск-Уральский металлургический завод»
октябрь Пекарь
-Беседы «Кто такой пекарь?», «История возникновения профессии», «Как хлеб пекут», «Хлебобулочные изделия»
-Встреча с интересным человеком. «Пекарь» (мама Дани В.)
-Обсуждение пословиц: «Плох обед, коли хлеба нет», «Хлеб всему голова», «Хлеб - батюшка, водица – матушка», «Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат», «Хочешь есть калачи – не лежи на печи!»
-Загадка о пекаре
Он встаёт, когда вы спите,
И муку просеет в сите,
Докрасна натопит печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
-Загадки о хлебе, поле, комбайне, зерне.
-Чтение:
А. Мирзаев «Растите хлеб», «Хлеба растут», «Свежий хлеб».
А Симонов «Легенда о Бородинском хлебе»
Т. Шорыгина «Он не падает к нам с неба…»
-Пальчиковые игры «Колосок», «Месим тесто», «Пироги»
-Д/игры «Родственные слова» (к слову хлеб, «Какой бывает хлеб?»
-Драматизация сказки «Колосок»
-П/игра «Косари»
-Лепка из соленого теста «Баранки, крендели, батоны…»
результат:
Альбом
«Каменск-Уральский хлебокомбинат»
Сборник стихов о хлебе.
ноябрь Театральные профессии
-Беседы: «Что такое театр?», «Зачем люди ходят в театр?», «Театральные профессии», «Как себя вести в театре», «Хочу быть актером», «Любимая сказка», «На спектакле».
-Просмотр спектакля «Рукодельница и Ленивица»
-Д/и «Герои любимых сказок», «Путешествие в гости к сказке», «Собери обложку любимой книги», «Час потехи», «Назови театральную профессию».
-С/р игра «Театр»
-Этюды «Я – гример», «Костюмер»
-Инсценировка стихотворения С. Я. Маршака «Кто колечко найдет?»
-Инсценировка русской народной сказки «Гуси-лебеди».
-Драматизация сказок «Репка», «Колобок», «Три поросенка» с последующим показам малышам.
-Рисование «Театральные декорации», «Профессия моей мечты»
-Изготовление декораций для сказок.
-Чтение стихотворения
Чтоб состоялась в театре премьера:
Долго готовят её костюмеры
И осветители, и декораторы,
И драматурги, и звукооператоры,
Главный художник, кассир, бутафор,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр,
А отвечает за всё режиссёр!
-Т. Шорыгина «Артист»
-Т. Шорыгина «Трудная роль»
результат:
Создание коллекции «Герои любимых мультфильмов»
Драматизации сказок «Репка», «Колобок» для детей ясельных групп.
Создание альбома «Актеры Каменск-Уральского театра «Драма №3»
декабрь Художник
-Беседы: «Как стать художником», «В мастерской художника», «Чем и на чем рисует художник», «О жанрах живописи», «О чем рассказала волшебная кисточка», «Что такое портрет».
-Загадки о художнике, красках, кисточке, портрете…
-Словесная игра «Краски», «Назови цвет», «Четвертый лишний»
-Пальчиковая игра «Художник-невидимка», «Маленький художник»
-Чтение:
Т. Травник «Юный художник»
Ю. Гречко «Художник»
В. Лунин «Я - художник»
В. Лунин «Красивое стихотворение о художнике»
В. Степанов «Художник»
-Д/игры «Цвет и форма», «Размышляй-ка», «Цвета», «Жанры живописи», «Составим пейзаж», «Холодно-тепло», «Портрет»;
-Пальчиковые игры «Радуга», «Мы ходили в зоопарк»
-П/игры «Краски», «Красивые узоры»
-Рисование акварелью, гуашью, восковыми мелками, углем.
-Раскрашивание малых скульптурных форм, рисование по холсту, раскрашивание витражей.
-Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий.
Результат:
Альбомы
«Художники Каменска-Уральского»,
«Мастерицы Каменска»
Оформление выставки детских рисунков «Я – художник»
январь Ветеринар
-Беседы: «Кто такой ветеринар». «Как стать ветеринаром», «Если котенок заболел», «Полечим больную собачку», «Уход за больным».
-Знакомство с дорожным знаком «Больница»
-Пальчиковые игры «Веселые зверята», «Кони», «Лошадки»
-Словесные игры «Назови ласково», «Инструменты ветврача», «Кому что дадим?»
-С/р игра «В ветлечебнице».
-Д/игры: «Зачем людям нужны ветеринары». «Какие нужны инструменты», «Ферма». «В зоопарке»
чтение:
К. Чуковский «Айболит»
Э. Успенский «Играли в больницу»
Н. Носов «Дружок»
А. Барто «Ветеринарный врач»
Я подумал вот о чем: хорошо бы стать врачом,
Но не детским, а кошачьим! Детям больно – мы заплачем,
Разревемся сгоряча, мама вызовет врача.
А бродячему коту если вдруг невмоготу?
Кто зовет к нему врачей? Он бродячий – он ничей!
-П/игра «Зоосад», «Конь и уздечка»
-Рисование «Мое любимое животное»
-Работа в технике квиллинг «Морковка – для кролика, яблоки – для ежика».
-Рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит»
-Презентация «Ветеринарный врач»
Результат:
Альбом «Ветеринарная служба»
Создание макета «Ветлечебница» из конструктора «Лего»
февраль Военный
-Беседы: «Что надо уметь солдату», «Армия-защитница», «Наша служба и опасна, и трудна», «Солдаты во все времена».
-Отгадывание загадок.
-Пальчиковые игры:
«Конница», «Вертолеты», «Солдаты», «Летчик»
-Чтение:
Бегунова «От кольчуги до мундира»
Карнаухова «Русские богатыри»
Барто «На заставе»
Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
«Шел солдат по городу»
Маршак «Февраль»
Т. Шорыгина «Военнослужащий», «Мой папа – капитан»
-Д/игры «Почини военную технику», «Кто больше знает», «От рядового до генерала», «Кто за кем в строю», «Что делают солдаты»;
-Этюды: «Замри, часовой», «Слушай и исполняй»
-Сюжетно-ролевые игры: «Генералы», «Моряки», «Командир и подчиненный»
-Музыкальные игры: «Ловкие наездники» «Наши кони быстры»
-Подвижные игры «Стройся. Разойдись», «Дорога к штабу»
-Рисование «Военная техника», «Солдат на посту»,
-Лепка «На аэродроме»,
-Составление коллективных коллажей
Результат:
Альбомы
«Военные профессии» «Наша армия родная»
«Оружие России»
«Военная форма»
Оформление выставки «Наши папы – солдаты».
«Зарничка»
март Швея
-Беседы: «О разных тканях». «Какие бывают швы», «Как шьют одежду», «О рабочих инструментах швеи», «О чем рассказала швейная машинка», «Из чего шьют одежду».
-Пальчиковые игры: «Наперсток», «Платье»
-Речевые игры «Смысловые парочки», «Четвертый лишний»
-Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
-Д/игра: «Кому что нужно для работы», «Найди два одинаковых инструмента», «Откуда пришло платье», «Кем быть», «Подбери платье».
-Чтение:
В. Вежливцева «Сказ про швею и влюбленного царя.
Т. Шорыгина «Швея»
Т. Шорыгина «Новое платье»
Г. Х. Андерсен «Новое платье короля»
-П/игра «Иголочка и ниточка», «Швейная машинка»
-Детский дизайн одежды «Юный дизайнер»
-Рисование «На подиуме»,
-Аппликация «Украсим платье»,
Результат:
Конкурс «Маленькая модель»
«Журнал мод нашей группы»
апрель Космонавт
-Беседы:
«Космос», «Космическая ракета», «Земля из космоса», «Как человек летал на Луну»
-«Покорители космоса-космонавты», «Зачем нужен телескоп».
-Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий,
-Пальчиковые игры:
«Звездный дождь», «Луноход», «Космонавты»
-Артикуляционные упражнения:
«Спутник», «Ракета», «Фейерверк»
-Сюжетно-ролевая игра «Космонавт»,
-Д/ игра «Космос», «Вселенная», «Солнечная система», «Царство звезд», «Готовимся к полету», «Собери ракету»;
-Загадывание загадок;
-Чтение: Степанов «Юрий Гагарин», Орлов «Лелит корабль», Титов «Гагаринская орбита»
-Слушание: «Наш звездолет», «Я верю, друзья»
«Земля в иллюминаторе», «На пыльных тропинках далеких планет.», «Белка и Стрелка»
-П/и «Астронавты», «Космические ловишки»,«Земляне и инопланетяне»
-Рисование «Путешествие в космос»
-Аппликация «Ракета»;
Результат:
Изготовление макетов солнечной системы
Конструирование «Робот»
Оформление стенда «Космос»
Альбом «Космонавты России»
май Библиотекарь
Беседа
«Что такое библиотека?»
«Профессия – библиотекарь»
-Экскурсия в библиотеку им. Бажова «Там, где живут книги»
Чтение:
Т. Шорыгина «Библиотекарь»
Т. Шорыгина «Книжкина неделя»
Носов «Замазка»
Драгунский «Друг детства»
Успенский «Дядя Федор, пес и кот»
М. Скороходова «Библиотека – слово-то какое»
-Словесные игры «Кто где живет», «Большой – маленький»
-Загадки «Отгадай героя сказки»
-Составление рассказа из личного опыта «Как мы в библиотеку ходили»
-Разучивание частушек «Библиотечные»
-П/игры «Найди пару», «Найди свою книжку»
-«Четыре стихии»
-Д/игры: лото «Сказки», «Собери сказку», «Из какой сказки герой?», домино «Любимые сказки»
-Драматизация любимого произведения (по выбору детей)
-Рисование обложки любимого произведения (на выбор ребенка)
-Изготовление феечек из бросового материала
-онструирование сказочного домика из конструктора «Лего»
Результат:
Оформление авторских выставок книг (Носов, Драгунский, Успенский)